Тыл и фронт акустика что это?

Фронтальная, тыловая акустика — разбираемся в понятиях Фронтальная, тыловая акустика — разбираемся в понятиях Впервые с этими терминами пользователь сталкивается, когда планирует собрать

Тыл и фронт акустика что это?

Фронтальная, тыловая акустика — разбираемся в понятиях

Фронтальная, тыловая акустика — разбираемся в понятиях

Впервые с этими терминами пользователь сталкивается, когда планирует собрать домашнюю музыкальную или кинотеатральную систему. Такие аудиокомплексы в обязательном порядке включают в себя фронтальную акустику, центральный канал, тыловые громкоговорители и басовик. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой фронтальная и тыловая акустика.

Что такое фронтальная акустика

Первое, что необходимо запомнить: фронтальные громкоговорители ответственны за первое впечатление от аудиокартины. Качество выдаваемого системой звука напрямую будет зависеть от качества изготовления фронтальной акустики.

Поэтому, как правило, на фронтальной акустике не экономят, приобретая для выполнения «передовых» обязанностей напольные модели (например, Yamaha NS-777 или DALI Ikon 6 MK II). Чуть меньшей популярностью в качестве фронт-спикеров пользуются полочники (Klipsch RB-81 II и Heco Victa Prime 302) и настенные комплекты (Monitor Audio SHADOW 50 или Paradigm Cinema 200).

Ну а встраиваемая акустика (Klipsch KL 7800 THX или Klipsch R-5800-W II) — аутсайдер по частоте использования в этом случае. Дипольные же аудиокомплексы вообще не применяют в качестве фронтальных громкоговорителей. При выборе модели ориентируются на финансовые возможности и возможность размещения системы в комнате.

Полочники Klipsch RB-81 II

Есть и другие особенности, которые нужно учитывать при выборе. Например, полочная акустика может быть либо вовсе без диффузора либо с диффузором, расположенным в передней или задней части конструкции.

Встраиваемая в стену акустика Monitor Audio WT 165

Дело в том, что при размещении диффузора на задней стенке корпуса, такие системы нужно ставить не ближе 30 см от стены. Также полочный вариант предполагает наличие альтернативы: поместить систему на полке или закрепить на стойке.

Акустика Heco Victa Prime 302

Что такое тыловая акустика

Тыловая акустика отвечает за разнообразие мельчайших аудиоотенков. Она обеспечивает максимально плотный звуковой узор. Для такой подзвучки оптимальным решением станет полочный комплект (Monitor Audio Bronze 1 или Dali Lektor 1) или настенный вариант (Monitor Audio Bronze FX или DALI Ikon On-Wall MK II).

Полочный комплект акустики Monitor Audio Bronze 1

Здесь, наоборот, диффузор находится в передней части, поскольку при расположении у задней стенки он не даст никакого эффекта. Устанавливать такую акустику можно на подставке либо на стене.

Акустика Dali Lektor 1

Также можно использовать в качестве тыловых спикеров акустику, встраиваемую в потолок (Klipsch R-1800-C II или Monitor Audio CT 180) или в стену (Klipsch R-1650-W II или Monitor Audio WT 165).

Встраиваемая в потолок акустика Klipsch R-1800-C II

Общие нюансы

* Если размеры квартиры и состояние кошелька позволяют, то лучше всего будет оборудовать для домашнего кинотеатра отдельную комнату.
* Как правило, изготовители выпускают серию устройств, в которой представлены и тыловая, и фронтальная акустика. Приобретение комплектов из одной серии обеспечит вам максимальную синхронность звучания динамиков. Кроме того, в состав одного набора устройств обычно входят также центральный канал и сабвуфер.
* Фронтальные громкоговорители должны обладать немалым показателем мощности. Обращайте внимание на этот показатель при покупке.
* Если вы остановились на варианте встраиваемой акустики, помните, что для таких динамиков нужно оставлять 10 см в глубину. Проще всего встроить спикеры в гипсокартон. А вот в кирпич и бетон акустику встраивают гораздо реже.

New-Reality

Домашние кинотеатры, акустические системы, умный дом установка «под ключ»

Фронтальные колонки это задние или передние

Фронтальные и задние колонки в чем разница

Фронтальные колонки — главный компонент домашнего кинотеатра. Именно через них проходят основные каналы звука, составляющие основу любого саундтрека. Остальные каналы — тыловые, сабвуфер, центр — являются, по сути, вспомогательными, подмешивающими в основной сигнал фоновые шумы, речь, воспроизводящие низкие частоты. При необходимости без них можно обойтись, но игнорировать сигнал, который транслирует акустика фронтальная, нельзя. В любых системах, будь то 5.1 или 7.1, главным элементом являются фронтальные колонки, а остальные лишь добавляют объм и усиливают эффект присутствия.

Фронтальные колонки это задние или передние?
Фронтальные колонки располагаются перед слушателем в непосредственной близости от телевизора или экрана как показано на картинке ниже.

Основные требования и параметры

Фронтальные акустические колонки транслируют основной сигнал с любого источника — мп3 плеер, ТВ или интернет. Современный формат подачи аудиоданных представляет собой стереопару, двухканальный сигнал, предназначенный для воспроизведения парой наушников или акустических систем. Это обусловлено строением человеческого организма, в частности — слухового аппарата. Фронтальные колонки, использующиеся для домашнего кинотеатра, реализуют стереофонический звук, состоящий из двух каналов — левого и правого. Небольшие расхождения между ними создают эффект объема, ощущение пространства.
Чем выше качество акустики, тем реалистичнее звук, меньше искажений, отсутствуют фоновые и паразитные призвуки. Поэтому требования, предъявляемые к фронтальным системам, намного жестче, чем к остальным компонентам. Для получения хорошего звука необходима акустика с минимальным уровнем искажений, возможностью воспроизводства частотного диапазона, соотносимого с возможностями восприятия человеческого уха. Для изготовления акустических систем высшего уровня используются специальные материалы и технологии, большинство из которых являются секретными «ноу-хау» производителя.
Важным показателем является динамический диапазон, соотношение между уровнями наиболее тихого и самого громкого сигнала. Чем он шире, тем реалистичнее, естественнее звучание. Качество звука во многом зависит от конструкции динамика. Для воспроизведения низких частот нужен диффузор большого диаметра, с повышением частотной характеристики размеры динамиков уменьшаются. Современные фронтальные системы многополосные, т.е. имеющие несколько динамиков, «ответственных» за определенный частотный диапазон. Количество полос фронтальных колонок определяет, на сколько частотных «слоев» разделен звук. Существуют простые двухполосные системы, имеются и многополосные колонки, позволяющие максимально тонко регулировать частотную палитру звука.

Расположение фронтальных динамиков

Существуют специальные требования к установке акустики домашнего кинотеатра. Фронтальная колонка, расположение которой не соответствует этим нормам, не сможет создать нужный эффект. Оптимальными условиями являются:

  • Левая и правая фронтальная колонка должны быть расположены на 30-35 градусов влево и вправо от центральной оси направления
  • Расстояние между колонками в идеале должно быть равно расстоянию от слушателя до каждой из них, т.е. колонки и слушатель должны образовать вершины равностороннего или хотя бы равнобедренного треугольника.
  • Громкоговорители должны быть направлены ​​в центр зоны сидящих мест слушателей, располагаясь не параллельно линии стены, а по осям треугольника, образованного слушателем, левой и правой колонками. Это поможет избежать возникновения «акустической ямы», образующейся при неправильном угле излучения динамиков.
  • Высота размещения центра динамика в идеале должна быть равна центру видеоизображения.
  • Не следует устанавливать акустику вплотную к стенам. Звук будет передаваться материалу стен, который начнет резонировать, гудеть на определенных низких звуках. Кроме того, все соседи по дому (не только те, что живут через стенку) будут вынуждены разделять музыкальные пристрастия владельца колонок, что чревато скандалами и конфликтами.

В случае отклонения от идеального расположения колонок ситуацию может исправить настройкой эффектов с помощью АВ-ресивера или процессора.

Виды исполнения громкоговорителей

Существуют разные варианты исполнения фронтальных колонок для домашнего кинотеатра. Рассмотрим их подробнее:
Напольные
Устанавливаются прямо на пол, что делает возможной оптимальную настройку или быстрое изменение положения при необходимости. Обычно имеют продолговатый, довольно высокий корпус, обеспечивающий приблизительное расположение динамиков на уровне головы сидящего человека.
Полочные
Устанавливаются на полки, закрепленные на стене. Необходимо следить, чтобы колонки не были прижаты к ней, особенно, если сзади имеется фазоинвертер. Высота полок должна обеспечивать оптимальную высоту акустики относительно головы сидящего слушателя.
Подвесные
Подвеска колонок позволяет убрать мешающие провода и максимально акустически развязать громкоговорители с полом или стенами квартиры. При этом, приходится делать отверстия в потолке, что может быть невозможным — например, мешает натяжной или подвесной потолок. Существуют также настенные подвесные акустические системы, позволяющие более точно настроить положение, но плотно соприкасающиеся со стенами и передающими им вибрацию.
Встраиваемые
Этот вариант позволяет несколько скрыть акустику, сделать ее менее выделяющейся в интерьере комнаты. Проблема может возникнуть из-за появления лишнего объема, резонирующего на собственной частоте и искажающего звучание.
Установка на твердую опору
Для акустической развязки колонок с полом используются специальные массивные подставки, препятствующие передаче колебаний от корпуса к напольному покрытию или иным материалам, хорошо распространяющим звуковые волны. Распространено использование в качестве подставок мраморной плиты толщиной от 2см. Она устанавливается на специальные шипы, исключающие прикосновение плоскости плиты к полу. Использование таких подставок устраняет искажение низких частот, гудение и паразитные резонансы, звук становится чище, низкие частоты — мягче. Ставить колонки прямо на мрамор не рекомендуется, следует использовать шипы или приклеить резиновые ножки.

Подключение качественным кабелем

Подключение фронтальных колонок домашнего кинотеатра должно производиться качественным акустическим кабелем. Обязательно соблюдать фазность подключения — если на усилителе провод присоединен к красному контакту, то на колонке надо его также подключать к красному, иначе можно вызвать акустическое короткое замыкание с потерей качества звука. Если на колонках установлены по две пары клемм на каждый контакт, то можно использовать систему подключения Bi-Wiring, когда от усилителя идет двойной провод к каждому из контактов. Существует также система подключения Bi-amping, когда к акустике с двумя парами клемм присоединяется два усилителя (на одну пару клемм один, а другой — на вторую пару). Такой способ позволяет добиться высокого качества звучания и уменьшить искажения.

Читайте также  Как крепить видеорегистратор зеркало в машине?

Сайт установщиков

  • Уроки установщиков
  • Защита от угона
  • Автозвук
  • Разное

Полезные советы. Тыловые АС — когда они нужны.


Вспомним, что всего лишь 10 лет назад наличие в автомобиле тыловых акустических систем, состоящих из большеразмерных коаксиальных динамиков, говорило о весомых аудиофильских пристрастиях ее владельца. А что же сегодня, когда из огромного количества моделей АС на прилавках магазинов выбрать становится трудней, чем раньше достать «по блату»? К тому же, если раньше тыловые динамики использовались для добавления уровня баса в общую звуковую картину, то сегодня с этой задачей намного проще и лучше справляется отдельный канал сабвуфера.

Приоритеты явно поменялись и, как следствие, поменялась сама концепция тылового звука. О том, что сегодня подразумевается под тыловыми каналами, какие динамики используются для их организации, мы беседовали с Виталием Рабботом, техническим консультантом компании «Русская Игра».

Для начала необходимо уточнить, что установку тыловых громкоговорителей без фронтальных можно смело назвать неприемлемым для любого варианта озвучивания салона. Этот тезис очень хорошо воспримут те, кто хоть раз ездил в качестве пассажира на заднем сиденье в автомобиле, где стоят только тыловые динамики. В тот момент, когда водитель делает звук погромче (ему ведь действительно их плохо слышно), задние пассажиры просто глохнут, испытывая сильный дискомфорт. Поэтому в дальнейшем обсуждении темы мы будем подразумевать обязательное наличие фронтальных акустических систем.

НУЖНЫ ЛИ ТЫЛОВЫЕ ДИНАМИКИ?

По большому счету, при установке высококачественных фронтальных акустических систем наличие тылового канала становится необязательным. Это подтвердила и практика. Например, во многих автомобилях, победителях автозвуковых соревнований по качеству звучания (sound quality), тыловые каналы не используются. За расширение звукового спектра в НЧ-область в таких аудиосистемах отвечает сабвуфер, и при правильном согласовании его с фронтальными громкоговорителями мы получаем отлично сбалансированное звучание в полном диапазоне частот с четкой фронтальной звуковой сценой. Другими словами, те деньги, что вы собирались потратить на тыловые АС, лучше вложить во фронтальные компоненты более высокого качества. Речь идет об обычной музыкальной системе для водителя или водителя и пассажира. Даже если использование сабвуфера не предусматривается (либо временно, либо в принципе), без тыловых АС вполне можно обойтись, используя на фронте достаточно басовитые АС. Однако есть ряд ситуаций, где назначение тыловых динамиков может поменяться.

РОЛИ ТЫЛОВЫХ ДИНАМИКОВ.

Называть тыловые акустические системы атавизмом все же не стоит. Во-первых, у данных систем осталось немало поклонников, во-вторых, при грамотном включении они совершенно не мешают звуковой сцене и даже дополняют ее, а в-третьих, существует ряд ситуаций, где без них просто не обойтись.

На современном этапе инсталляторы выделяют несколько вариантов использования тыловых динамиков. Давайте рассмотрим их подробнее.

ЗВУК ВОКРУГ


Суть данной установки в равном звучании как фронтальных, так и тыловых акустических систем. Заметим, что этот тип озвучивания салона с каждым годом применяется все реже. Обычно к нему прибегают те, кто в силу привычки не может перестроиться на системы более высокого качества или прельщается простотой установки в заднюю полку. Говорить о хорошем звучании этих систем не приходится, поэтому для них, как правило, используют недорогие коаксиальные динамики большого типоразмера, подключаемые к усилителю головного устройства. В данном варианте озвучивания акустические системы устанавливаются как в заднюю полку, так и в передние двери. Очень важно, чтобы применяемые динамики обладали высокой чувствительностью, в противном случае для получения хорошего звукового давления вам понадобится еще и внешний усилитель.

SOUND BOARD, ИЛИ ЗВУКОВЫЕ ПАНЕЛИ

Этот вариант установки – самый популярный у поклонников клубной музыки. Суть концепции – в получении мощного окружающего звучания, такого же, как и на танцплощадке, а принцип установки: чем больше динамиков, тем лучше. В данном варианте к построению тыловых каналов относятся не менее тщательно, чем к формированию фронтального звука. Обычно в качестве тыловых динамиков применяются двух- или трехполосные компонентные системы, способные развивать высокое звуковое давление. Их размещают на специально подготовленной жесткой панели (отсюда и название0, устанавливаемой вместо задней полки, при этом динамики работают на весь объем багажника (free air) в широкополосном режиме. Для раскачки таких акустических систем применяется мощный внешний усилитель, а воспроизведение баса не уступает по мощности сабвуферному каналу (а иногда и заменяет сабвуфер, хотя все же лучше использовать и саб, и sound board). В итоге получается танцпол на колесах.

ОЗВУЧИВАНИЕ МЕСТ ЗАДНИХ ПАССАЖИРОВ


Следующий вариант применений тыловых динамиков в автомобиле – забота о задних пассажирах. Эта установка имеет свою специфику. В таких системах для комфортного звучания динамики желательно устанавливать не в заднюю полку, а по аналогии с фронтальными – в дверь. В этом случае звуковая картина будет строиться, как и на фронте – спереди. При грамотном согласовании уровней, работа установленных таким образом тыловых каналов практически не влияет на построение фронтальной звуковой сцены. В подобных системах применяются как компонентные, так и коаксиальные типы динамиков. Все зависит от требуемого качества звука и финансовых возможностей владельца автомобиля.

ТЫЛОВОЙ КАНАЛ КАК ДИФФУЗНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗВУКОВОЙ КАРТИНЫ

Данный способ построения тылового канала имеет большое число сторонников, поскольку позволяет получить весьма интересный эффект звучания фронтальных АС. Суть концепции состоит вот в чем. Когда вы сидите в концертном зале, то помимо прямого звука со стороны сцены слышите и отраженный от различных препятствий звук (стены, потолок и другие предметы), так называемую диффузную составляющую звукового поля. И хотя интенсивность диффузного поля ничтожно мала по сравнению с прямым звуком, именно ее наличие позволяет создавать реальную акустическую атмосферу зала.

Поскольку в диффузном поле отсутствуют ВЧ и НЧ-составляющие, то в качестве тыловых динамиков применяются небольшие и не очень мощные, но особо качественные СЧ-динамики типоразмера 3,5 – 5,5 дюймов с эффективным диапазоном частот от 300 Гц до 4-5 кГц. Подавать на такие динамики широкополосный сигнал нецелесообразно. Предварительно его надо ограничить полосовым фильтром первого, максимум, второго порядка. Получить лучшее звучание от тыловых динамиков можно, включив их по схеме Хаффлера, которая позволяет использовать в тыловом канале только один динамик. Эффект тот же, что и от двух, а экономии больше.

МНОГОКАНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Если в предыдущих вариантах установки тыловых каналов есть свои сторонники и противники, то в форматах многоканального звука Dolby Digital и DTS тыл является частью концепции построения и его наличие обсуждению не подлежит. Как показала практика, при монтаже многоканальных систем следует руководствоваться теми же принципами, что и в домашней технике. Для построения тылового канала необходимо использовать динамики с максимально широким диапазоном частот (звук в этих системах изначально прописан в диапазоне от 20 до 20000 Гц). Устанавливать динамики желательно как можно выше – например, во внедорожниках их устанавливают вверху задних арок. Предпочтение отдается высококачественным коаксиальным динамикам, но иногда из-за конструктивных особенностей автомобиля используют и компонентные. При этом разнесение ВЧ и НЧ/СЧ-компонентов относительно друг друга желательно сделать минимальным.

СОПРЯЖЕНИЕ С КАНАЛОМ САБВУФЕРА

Как показывает переписка с нашими читателями, основной вопрос при установке тыловых динамиков совместно с каналом сабвуфера в общих чертах звучит так: необходимо ли устанавливать тыловые динамики в корпус, чтобы их звучание не модулировалось звуком сабвуфера?

Теоретически – да, но на практике реальный сабвуфер не в состоянии раскачать воздух объема багажника настолько, чтобы сильно влиять на жесткий подвес тылового динамика, пусть даже небольшого типоразмера. При этом, если рабочий диапазон частот тыловых динамиков ограничен снизу частотой 150 Гц, то наложения звуковых волн (редко какой сабвуфер играет выше этой частоты) не происходит – проблемы с согласованием в данных системах не существует. Другое дело, если вы включаете тыловые динамики без ограничения полосы частот снизу. В этом случае их желательно поместить в акустический экран. Правда, следует помнить, что подавляющее большинство автомобильных АС рассчитаны на работу в бесконечном акустическом экране (free air) и ограничение объема может весьма негативно сказаться на качестве их звучания. Как показывает практика, основные проблемы при использовании колпаков с динамиками free air возникают в диапазоне от 150 до 350 Гц и выражаются как неприятное «бубнение» с сильно окрашенным тембром этого частотного диапазона. В такой ситуации следует основательно подойти к подбору АС;достаточно вспомнить, что в тестах “Car&Music” не так уж редко встречаются АС, оптимизированные как раз для малых объемов акустического оформления.

Читайте также  Как включить турботаймер на шерхан магикар 5?

КАК УСТАНОВИТЬ И КАК НАПРАВИТЬ ДИНАМИКИ ТЫЛОВОГО КАНАЛА

Правила установки тыловых динамиков ничем не отличаются от установки фронтальных. Первое – максимальная жесткость монтажной поверхности. Для этого штатную заднюю полку необходимо усилить более жесткими и прочными материалами, например, толстым листом фанеры или MDF. Максимально просто это сделать в автомобилях с типом кузова седан, сложнее – с кузовом хэтчбек. Второе – избегать акустического замыкания. Для этого надо закрыть все технологические щели между объемом багажника и салона. Третье – не создавать «акустических ям». То есть, если динамик прикручен к металлическому основанию задней полки, то декоративную накладку нельзя ставить выше его основания, иначе в получившемся пространстве будет гаситься большая часть звукового давления, а характер звука приобретет неприятную окрашенность.

Направленность динамиков, работающих в качестве подзвучки на отражение, учитывать не надо, более того – воспроизведение высоких частот желательно вообще ограничить фильтром ВЧ первого порядка с частотой среза 4-5 кГц. Подключать тыловые динамики лучше через отдельный усилитель, пусть менее мощный, чем работающий на фронтальные АС, но внешний. Если для этой цели используется отдельный 2-канальный усилитель, то его зачастую берут из самой младшей линейки. В качестве компромиссного варианта подойдет и подключение тыловых АС к встроенному в головное устройство усилителю, тогда как фронт может работать от внешнего, однако в подобных случаях очень часто возникает проблема согласования уровней.

ВЫВОД

Из всего вышесказанного главный вывод такой: тыловые динамики могут и не понадобиться, но если они все-таки нужны, то к их подбору и установке следует подходить не менее тщательно, чем к фронтальным АС. Заметим «под занавес», что затронутая нами тема далеко еще не исчерпана – все большее распространение систем «мобильного кинотеатра» наверняка вдохнет в нее вторую жизнь.

Материал предоставлен журналом Car&Music, №4/2004.

Совсем просто о подборе акустики

Автомобильная акустика

Итак, головное устройство выбрано и, возможно, приобретено. Но для того, чтобы музыка зазвучала, нужно еще правильно подобрать и грамотно установить другой не менее важный компонент — автомобильные акустические системы, в просторечье колонки или динамики. Причем, как это ни парадоксально звучит для неспециалиста, акустические системы влияют на итоговый звук гораздо больше, чем сама автомагнитола. Так что автомобильной акустике — особое внимание!

А какая бывает?

Простейшая акустическая система для установки в автомобиль представляет собой один широкополосный динамик (на сленге — «широкополосник»). Вот только с качеством звука все не так гладко, как хотелось бы, — и «низов» нет, и «верхи» завалены… Впрочем, в пару к самой бюджетной магнитоле вполне сгодится.

Но если вы приобрели головное устройство хотя бы долларов за 60, есть смысл подобрать более «продвинутую» акустику — двухполосную или, для систем подороже, трехполосную. Так, среди автолюбителей весьма популярны коаксиальные акустические системы («коаксиальники»). Они представляют собой два или три динамика (каждый для своей полосы), конструктивно объединенные вместе. Ну а чтобы высокочастотному динамику не приходилось «качать басы», а средне- и тем более низкочастотному — «пищать» (что не приведет ни к чему хорошему), разделением частот между ними ведает встроенный кроссовер (фильтр).

Удобно? Безусловно. Звучит лучше? Однозначно! Только вот, если установить коаксиальные динамики в двери (а чаще всего они там и «прописываются»), кажется, что звуковая картина расположена где-то в области педалей, а не на уровне головы, как того хотелось бы. Что ж, это можно исправить. Надо только выбрать компонентные акустические системы («компонентники»), состоящие из двух независимых динамиков: единого среднечастотного (одно- или двухполосного, отвечающего за воспроизведение средних и низких частот, за исключением глубокого баса) и отдельного высокочастотного («пищалки»), объединенных общим кроссовером. Среднечастотный устанавливаем в двери, а «пищалки» — на стойки лобового стекла напротив слушателя. Теперь со звуковой картиной все в полном порядке!

Впрочем, один недостаток остался — в звуковой картине практически отсутствует глубокий бас. Действительно, «среднечастотнику» просто не под силу воспроизведение настоящих «низов» — размеры маловаты. Что ж, если у вас головное устройство соответствующего уровня (помните, мы говорили, что бюджетные магнитолы в силу конструктивных особенностей не очень хорошо справляются с низкими частотами?), надо обзавестись сабвуфером. Вариантов установки три. Самый распространенный — ящик в багажнике. Всем хорош, только драгоценное место для поклажи съедает. Поэтому, если позволяет конструкция автомобиля, сабвуфер можно попытаться разместить под передним сиденьем, изготовив соответствующий корпус. Ну а если и этот вариант не подходит, можно приобрести специальные сабвуферные динамики «фри эйр» (от англ. free air — свободный воздух) и установить их на заднюю полку (обычные туда ставить нельзя — выйдут из строя!).

Заканчивая разговор о видах акустических систем, стоит еще упомянуть и динамики, предназначенные для воспроизведения определенной полосы частот, — так называемые «полосники». Они обычно применяются при построении многокомпонентных акустических систем особо требовательными меломанами. Скажем, в дверь ставятся три «полосника» — большой мидбасовый, среднечастотный и «пищалка», а сзади устанавливается корпусный сабвуфер для воспроизведения самых глубоких басов.

Размеры

Чем больше динамик, тем лучше он воспроизводит низкие частоты. Казалось бы, вот он, секрет настоящего баса! Только ограниченное пространство дверей, «торпедо» и задней полки большинства автомобилей не позволяют реализовать эту мечту.

Почти все акустические системы имеют стандартные размеры. Так, для установки в двери приняты диаметры 10 см (4 дюйма), 13 см (5,25 дюйма) и 16 см (6,5 дюйма), а для задней полки — овалы 15×23 см (6×9 дюймов). Первые два варианта (зависит от модели автомобиля) подойдут и для установки в «торпедо», только лучше этого не делать. Почему? Об этом чуть ниже.

С сабвуферами все гораздо сложнее. Во-первых, это может быть законченное устройство (готовый ящик) со встроенным усилителем (активный сабвуфер) или без (пассивный сабвуфер). Во-вторых, это может быть специальный сабвуферный динамик, предполагающий установку в самостоятельно изготовленный корпус (корпусной) или на заднюю полку («фри эйр»). Стандартный диаметр динамика — 20 см (8 дюймов), 25 см (10 дюймов) или 30 см (12 дюймов). Теоретически, чем больше размер, тем более глубокий бас вы получите. На практике возможны варианты — более качественное изделие меньшего диаметра, скорее всего, переиграет своего менее именитого оппонента, пусть и больших габаритов.

Мощность и прочая «ерунда»

Помимо размеров, акустические системы характеризуются электрическими и акустическими параметрами. Один из самых важных — выходная мощность. Здесь, как и в случае головных устройств, различают пиковую (максимальную) и долговременную (музыкальную) мощность. Правило такое: если не хотите сжечь колонки, выбирайте акустические системы с пиковой мощностью, в три раза превышающей таковую для головного устройства или внешнего усилителя.

Чувствительность показывает, какое звуковое давление в децибелах (дБ) на расстоянии в 1 м будет создавать данная акустическая система при подведении к ней мощности в 1 Вт. Или, говоря простым языком, насколько громко она будет звучать. Таким образом, при подключении акустики напрямую к выходам головного устройства надо выбирать модели с чувствительностью побольше (от 90 дБ). Для работы в паре с внешними усилителями, способными выдавать большую мощность, допустимо остановится и на динамиках с меньшей чувствительность, отдав приоритет другим параметрам.

Важно обратить внимание и на воспроизводимую акустической системой полосу частот. Чем она шире, тем лучше. Только не надо слепо верить приведенным данным. Чтобы указать более выгодное значение, производитель может использовать разные методики измерения. Ну а большая неравномерность частотной характеристики в воспроизводимом диапазоне, пики и провалы в частотной характеристике часто приводят к неприятным на слух искажениям.

Для сабвуферных (низкочастотных) динамиков обычно приводятся и параметры Тиля-Смола, позволяющие рассчитать и изготовить корпус устройства, но это уже удел специалистов-акустиков и центров по установке.

Как ставить будем?

Давайте коротко рассмотрим, какие стандартные схемы используются для инсталляции акустических систем в автомобиле.

Проще всего установить два динамика 10 или 13 см в штатные места на передней панели автомобиля. На первый взгляд одни плюсы: и провода в двери тянуть не надо, и воров ничего не привлекает. Вот только качество звука, мягко говоря, неудовлетворительное — сколько всяких щелей и паразитных объемов в «торпедо»? Так что этот вариант отметаем сразу как неперспективный.

Читайте также  Грунт и грунтовка в чем разница?

Гораздо лучших характеристик можно добиться, смонтировав акустические системы в передние двери (даже в штатные места, если они там предусмотрены). Пусть в самом бюджетном случае это будут недорогие «коаксиальники» небольшого диаметра, разница с «торпедо» все равно окажется существенной. Только не забудьте про звукоизоляцию!

Дальнейшее совершенствование этой схемы предполагает выбор акустических систем большего диаметра (в идеале — 16 см, главное, чтобы конструкция дверей позволяла, ну и про подиумы не стоит забывать) и инсталляцию компонентных акустических систем вместо коаксиальных с выносом «пищалок» на передние стойки. Увеличенный размер и подиумы благоприятно скажутся на воспроизведении низких частот, а «пищалка» исправит звуковую картину, подняв ее на уровень слушателя.

Фронт озвучили, пора подумать и о тыле. Малая ширина задней полки большинства седанов позволят установить на нее только два овала. В принципе неплохой вариант, только ограничьте их диапазон сверху максимум средними частотами (иначе звуковая картина перетянется назад) и не забудьте усилить саму полку (или используйте специальную акустическую). Если же предполагается обеспечить нормальный звук и задним пассажирам, то вместо овалов на полку лучше использовать коаксиальные акустические системы в задних дверях.

Тыл это, конечно, хорошо, но глубокий бас гораздо лучше! Так что многие вообще отказываются от тыловых динамиков, а вместо них ставят сабвуфер. Самое лучшее место для него — под передними сиденьями, вот только мало какие автомобили позволяют разместить там ящик достаточного объема. Так что приходится идти на компромиссы и монтировать корпусный сабвуфер в багажнике. В более выгодном положении оказываются владельцы хетчбеков и универсалов — широкая задняя полка позволяет установить системы «фри эйр». Только не забудьте придать хлипкой конструкции достаточную жесткость (или заменить полку на акустическую) и предусмотреть разъемы для динамиков: пригодится, когда захотите загрузить багажник «под крышу».

Ну а самый полный вариант озвучивания автомобиля предполагает инсталляцию компонентных акустических систем (возможно, даже состоящих из отдельных полосных динамиков) в передние двери, монтаж компонентных или коаксиальных колонок в задние, плюс установку сабвуфера.

Так что же выбрать?

Ясно, что более дорогое изделие именитой фирмы звучит лучше своего бюджетного «собрата». Но так же очевидно, что покупка высококачественных акустических систем для работы с бюджетной магнитолой — не более чем деньги на ветер. Поэтому важно соблюсти некий баланс в стоимости акустики и головного устройства. Считается, что в случае недорогой системы на динамики стоит потратить половину стоимости головного устройства, а при создании высококлассной — сумму раза в полтора большую стоимости магнитолы. Если вы устанавливаете и фронт, и тыл, акустика спереди должна быть, как минимум, не хуже той, что приобретается назад. Позволяют размеры — берите динамики большего диаметра.

Качественные акустические системы выпускают Alpine, Blaupunkt, Boston Acoustic, DLS, Focal, Hertz, Infinity, JBL, Lightning Audio, Magnat, MTX, Morel, Nakamichi, Rockford Fosgate… Упомянуть всех достойных представителей достаточно сложно. В бюджетном секторе весьма сильны отечественный URAL, зарубежные Boss, Pioneer, Prology… А вот рекомендовать конкретную модель достаточно сложно, так как многое зависит от связки головное устройство — усилитель — акустическая система. Одни колонки замечательно звучат с техникой JVC (причем, возможно, с какой-то конкретной моделью), но при этом абсолютно не раскрывают своего потенциала с вдвое более дорогой магнитолой Blaupunkt. Другие, наоборот, нормально работают с устройствами высшей ценовой категории и «скисают» в паре с бюджетными изделиями. Так что основной совет — выбирайте подходящую магнитолу, усилители и слушайте акустику на стенде. Нравится — берите, нет — ищите альтернативный вариант. Только не забывайте, что стенд «идеализирует» звук, в реальном автомобиле все будет несколько хуже.

Кстати, монтаж автомагнитолы, установку акустики лучше доверить специализированным центрам — слишком много тонкостей и нюансов следует учесть. А любой просчет способен отрицательно сказаться на итоговом результате. Впрочем, если вы уверены в своих силах, знаете, как правильно выполнить звукоизоляцию, в состоянии рассчитать корпус сабвуфера, «дружите» с отверткой и паяльником, то почему бы и нет — можно попробовать выполнить все работы самостоятельно.

Панель отправки комментариев Отменить комментарий

Авторизуйтесь используя свой аккаунт в социальных сетях Войти чтобы оставить комментарий.

Установка тыловой акустики в автомобиле: нужно ли ставить? Если да — то как правильно?

Дядя Митя

АудиоДоктор

Тыловая акустика в автомобиле. Правильная установка и типичные ошибки.

К сожалению в подавляющем большинстве поступающих вопросов содержится огромное число ошибок и непонимания, связанные с установкой тыловой акустики.
Особенно при совместном использовании с сабвуфером.
Поробую в этой теме сделать что-то типа матчасти по правилам и целесообразности установки тыловой акустики в авто.

ЧАСТЬ I. Когда НЕ надо ставить и почему?
«Самое глупое что может сделать человек в своей жизни — это установить в своей машине в заднюю полку «блины»* и поставить вдобавок к ним сабвуфер!» (цитата моя)
Типичный пример звуков преисподней: ВАЗовская классика (2106/2107), тюнингованная под «пацанмобиль». В задней полке «блины» (долбят, именно долбят. ), в
багажнике надрывается сабвуфер. Зачастую при этом фронтальная акустика отсутствует вообще!
К автозвуку и ЗВУКу вообще это не имеет никакого отношения. Улица озвучена, а вот салон авто — нет!
Теперь объясню почему.
Во-первых. Физиологически слуховой аппарат человека оптимизирован для приёма звуковой информации спереди, диаграмма направленности примерно 130 грудусов.
Звук сзади мы слышим переотражённый и соответственно с потерями.
Во-вторых, кроме переотражённых в схеме «динамик в задней полке — заднее стекло — лобовое стекло — слушатель) в схеме тыл + сабвуфер будет придутствовать
интерференция (взаимное наложение — усиление или ослабление) между фронтом и тылом, и кроме того давление Нч — волн от сабвуфера на диффузор динамика, в
результате чего он будет работать в неестейственном режиме — на слух это неприятные искажения.

ЧАСТЬ II. Когда надо ставить и как!
Тут всё более менее просто. 3 случая:
1. Для пассажиров на заднем сиденье.Если у вас в авто схема фронт + саб то пассажиры сзади будут слышать в основном бас. Хотите учесть их интересы?! — устанавливайте акустику в задние двери!
Достаточно будет 16,5см коаксиальных. Не обязательно (даже скорее не желательно) пускать их через внешний усилитель — для подзвучки будет достаточно подключить их с головного устройства. Хороший вариант если твитер будет поворотным, как у Morel Tempo Coax 6
На двери делаем шумовибро изоляцию (ШВИ), так же как и с передними вообщем.

2. Если система в авто многоканальная.
Ну тут всё просто — источник (ГУ) — DVD-ресивер со встроенным декодером по схеме 5.1. Отдельно выделен и усиливается
центральный канал. Тут как в домашнем кинотеатре — на каждый канал идёт свой сигнал.

3. Тыл как замена сабвуферу.Это самый распространённый вариант в случае бюджетной установки.
Но должен отметить, что действительно хороший результат можно получить только в авто в кузове седан! Это когда вас будут спрашивать «А какой саб у тебя стоит?!» в то
время когда у тебя лишь 2 «блина» в полке! Отличные результаты, кстати, будут в той же ВАЗовской классике!
В хэтчбеке или универсале какая бы полка не была нельзя салон от багажника изолировать так, как в седане.
Чтобы динамики работали в режиме сабвуфера соответственно надо обрезать их ФНч герц до 100 — выше будут локализоваться (т.е. вы будете слышать, что бас — сзади)
Сейчас во многих ГУ подобные настройки присутствуют, например у Pioneer.
Хороший вариант «блинов» для подключения напрямую с ГУ — например DLS M1269

Совет дня: Ставте «блины» в полку скрыто — под акустически прозрачную ткань! Такие полки продают готовые:
http://www.auto-zvuk.ru/index.php?action=products&catalog_id=1
или делаются самостоятельно из фанеры/МДФ.
Во-первых динамиков не видно, это «профилактика криминогенной обстановки».
Во-вторых ткань препятствует попаданию в зазор между катушкой и магнитом различного мелкого мусора/пыли — очень распространённая причина появления
неприятных призвуков типа скрежета.

блины» — они же «яйца», овалы» — динамики типоразмера 6х9″. Изначально форма разрабатывалась именно для автомобильного применения и именно для задней
полки автомобиля. Смысл был в получении большЕй площади диффузора на узкой поверхности — именно как источник баса — низких частот.

Алексей Рубанов/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с ремонтом автомобилей. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Алексей Рубанов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Avtoshkola-Rodina.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: