Твитеры для авто что это?
Выбираем правильно вч динамики (пищалки, твитера) для автомобиля
Твитерами или пищалками называются высокочастотные динамики, используемые в акустических системах. Главная задача этих устройств – воспроизведение звуков высокой частотности.
Пищалки или ВЧ динамики для акустики обычно входят в комплект многокомпонентной системы, но их можно приобрести и отдельно. Внешне они представляют собой колонки небольшого размера, но, несмотря на это, способны значительно улучшить автомобильный звук, добавив ему объем и звонкость.
Цена на пищалки в машину начинается от 200 рублей и выше, в зависимости от марки и характеристик устройства.
Первое, что нужно сделать, выбирая звуковую систему для автомобиля – определиться с качественной компонентной акустикой, ведь только её использование гарантирует хороший и насыщенный звук. Обязательно обратите внимание на мощность системы, она должна соответствовать мощности усилителя.
Что же касается того, какие пищалки в машину лучше, то здесь главное материал, из которого изготовлены их купола. Это может быть шелк или металл, пластик, бумага.
После покупки, пищалки лучше устанавливать в подиумы (которые можно смастерить самим), а дверь шумоизолировать.
Устанавливать их назад или вперед – тут всё зависит от схемы акустической системы. Однако учитывайте, что заниматься самостоятельной установкой твитеров не имея определенных навыков, не стоит, так как этот процесс является довольно сложным, и, при установке устройств такого рода, следует учитывать возможность искажения звука, вызываемого эффектом его отражения.
Критерии выбора пищалок в машину
1. Материал купола . Каждый, кто решается самостоятельно улучшить качество звука в автомобиле, задается вопросом: какие лучше купить пищалки в машину, шелковые или металлические?
Специалисты не видят больших различий между работой твитеров с шелковыми и металлическими куполами, так как всё полностью зависит от качественности, с которой они изготовлены и от компании, их поставляющей. Единственное значимое различие – это фазовыравнивающий диск, имеющийся только в твитерах с металлическими куполами.
К примеру, среди шелковых пищалок наиболее качественные и производительные пищалки альфард (Alphard). Их стоимость выше некоторых других устройств, но качество заметно лучше.
Из металлических твитеров звук высокого качества выдают пищалки драгстер (Dragster), цена на которые начинается от 1500 рублей.
2. Частотный диапазон . Данный критерий является самым важным в покупке ВЧ динамиков, так как показывает возможности воспроизведения их головок, а именно, звуки какой частотности они могут воспроизводить. Это помогает определиться с выбором акустической системы, в которой можно использовать определенные пищалки. В основном показатель составляет от 2 до 20-30 кГц.
3. Импеданс . Сопротивляемость катушек твитеров должна быть равна сопротивляемости других составляющих акустической системы – от 2 до 16 Ом.
4. Высокая чувствительность . Из-за легкой мембраны и небольших габаритов ВЧ динамики имеют высокую чувствительность, в сравнении с другими динамиками. Благодаря этому, пищалки даже при небольшой мощности выдают нужный уровень громкости. Стоит помнить, что чувствительность дешевых устройств составляет максимум 96 дБ.
5. Калибр твитера . Ввиду небольшого размера, пищалки бывают калибром от 1 до 2 дюймов (от 2,5 до 5 см).
6. Мощность . Для твитеров данный параметр не столь важен, как для простых динамиков, так как для создания хорошего высокочастотного звучания достаточно небольшой мощности. Однако многие производители предлагают пищалки, имеющие мощность от 50 до 80 Вт, правда, на деле она намного меньше.
7. Цена . Данный критерий не столь важен, но все, же нужно учесть, что ВЧ динамики, находящиеся в более высокой ценовой категории, имеют качество лучше, чем динамики в пределах 200-500 рублей.
Особенность пищалок – составляющие ВЧ динамиков
Основой для твитера является катушка, которая находится между керном и магнитом. Она плотно прикреплена к звукоизлучающему устройству – мембране, имеющей форму купола.
Звучание, излучаемое мембраной, возникает таким образом:
- в момент подачи напряжения звуковой частоты вокруг катушки образуется магнитное поле, взаимодействующее с полем магнита;
- что провоцирует движение вдоль керна с одновременным изменением напряжения.
В основном твитеры бывают с такими мембранами:
- из бумаги, которая применяется довольно редко, хотя и является наиболее дешевым материалом;
- из шелка, который пропитывается специальным составом, благодаря чему купол становится более жестким. Этот материал часто используется в изготовлении пищалок;
- из металла, мембраны, выполненные из тонких пластин алюминия или титана, наделяют устройство высоким качеством воспроизведения звука. Однако такие твитеры имеют достаточно высокую цену и некоторые недостатки, устраняющиеся только при установке аудиосистемы профессионалом.
Магниты у ВЧ динамиков, в независимости от того, дорогие они или дешевые, стоят мощные неодимовые.
Наиболее распространены 2 вида пищалок, которые отличаются особенностями конструкции:
- Обычные пищалки, имеют небольшой размер и плоскую либо выпуклую форму.
- Рупорные твитеры, по размерам немного больше обычных, особенно в длину. Рупор в этих устройствах обеспечивает требуемую диаграмму направленности.
Как правильно подобрать ВЧ динамики
Твитеры являются важным компонентом любой акустической системы автомобиля. Они доступны для покупки практически в каждом магазине радиоэлектроники. Покупая эти устройства, обязательно обратите внимание на 3 параметра:
- Диапазон. Две границы: нижняя твитера и верхняя СЧ или СЧ-НЧ динамика должны иметь точку пересечения. К примеру, для качественного воспроизведения всего частотного спектра лучше использовать пищалку, имеющую нижнюю границу в 3 кГц или ниже, так как среднечастотный динамик имеет границу в 4,5 кГц.
- Сопротивляемость. Покупать следует только те устройства, которые имеют сопротивление, равное сопротивлению кроссовера. Если пищалки будут подключаться параллельно основным динамикам, то их сопротивляемость должна быть больше.
- Номинальная мощность устройств не должна быть ниже показателей мощности усилителя.
Видео: что такое кроссовер и как выбрать пищалки.
Использование других параметров в выборе твитеров возможно, но оно не так важно и отвечает, скорее, личным пожеланиям и материальным возможностям автолюбителя, а также техническим характеристикам автомобиля.
Между «твитером» и «вуфером»
Динамики в машину надо ставить такие, чтобы вызывали доверие у вас и уважение у всех прочих. У акустических систем функция одна, а примочек почти не бывает – здесь почти все уходит в звук. Сравнительно высокая цена динамиков, правда, не всегда гарантирует высокое качество.
Акустика – самое важное звено в автомобильной аудиосистеме. Именно от нее зависит качество звука, поэтому, если поджимает бюджет, лучше сэкономить на головном устройстве, где немалая часть стоимости приходится на опции, многие из которых используются, мягко говоря, редко. Динамики в машину надо ставить такие, чтобы вызывали доверие у вас и уважение у всех прочих. У акустических систем функция одна, а примочек почти не бывает – здесь почти все уходит в звук. Сравнительно высокая цена динамиков, правда, не всегда гарантирует высокое качество. Но в любом случае у дорогой акустики исполнение комплектующих будет достойным, а сборка более точной и тщательной.
Одно из самых распространенных заблуждений относительно акустических систем заключается в том, что большинство считает основной характеристикой динамика его мощность, хотя на самом деле главной особенностью этого параметра является лишь то, что он ни о чем не говорит. То есть не говорит, если не указано, по какой методике он измерен, а этого изготовитель, как правило, не сообщает. Мало того, параметр «максимальная мощность» определяет лишь ту мощность, при которой громкоговоритель «выживет», хотя для пользователя важнее, когда он начнет хрипеть, а этого тоже никто не сообщает. Поэтому не стоит считать, что если для динамика «А» указана мощность в пять раз выше, чем для динамика «Б», то и слушать его можно будет «в пять раз громче». Наиболее верный метод классификации громкоговорителей – это их различие по излучаемым частотным диапазонам.
«Твитеры». Высокочастотные динамические головки, именуемые в народе «пищалками», предназначены для воспроизведения частот в диапазоне от 4 до 20 кГц. На практике это самые тонкие звуки – трели соловья или нежный звук музыкальных тарелок. Воспроизведение частот в таком диапазоне обеспечивается высокой частотой колебания звуковой катушки и мембраны динамика. Мембрана «твитера» изготавливается из жестких материалов: алюминия, титана, графита, полиамида и др. «Твитеры» являются динамиками с наиболее направленным характером излучения звуковых волн по сравнению с другими типами акустических систем и в большей степени формируют стереоэффект в звуковой картине.
Среднечастотные динамики (midrange). Для воспроизведения частот в диапазоне 400 Гц-5 кГц используются среднечастотные динамики. Этот диапазон частот полностью воспринимается человеческим слухом и играет важную роль в формировании звуковой картины. Практически любой слушатель легко определяет качество средних частот, поэтому при установке «среднечастотников» надо уделять большое внимание их положению в салоне и направленности на слушателя. Как правило, размер таких динамиков 4, 5 или 6.5 дюйма.
«Вуферы» и «сабвуферы». «Вуферы» воспроизводят звуковые волны в низкочастотном диапазоне от 30 Гц до 1 кГц, то есть самые громкие звуки, например барабаны или бас-гитару. Мембрана «вуферов» изготавливается из специальной толстой бумаги, карбона, полипропилена или кевлара. Наиболее часто «вуферы» выпускаются диаметрами 8, 10, 12 и 15 дюймов. «Сабвуферы» можно рассматривать как отдельный тип низкочастотных динамиков, заключенных в специальный деревянный или пластмассовый короб для воспроизведения частот более низкого диапазона (от 20 Гц до 1 кГц).
Коаксиальная акустика. Состоит из двух динамиков («твитера» и среднечастотника), смонтированных на общей корзине. Иногда в такую конструкцию встраивается пассивный кроссовер, отделяющий высокие частоты от средних. Преимущество коаксиальной акустики – это простота установки и, в силу близкого расположения динамиков, исключение нежелательных эффектов, связанных с временной задержкой сигнала между «твитером» и среднечастотным динамиком. У некоторых акустических систем «твитер» может быть съемным, и из коаксиальной акустика превращается в компонентную. У вас появляется дополнительная возможность поэкспериментировать с установкой, добиваясь тем самым наиболее качественного звучания. Такие системы стоят дороже обычной коаксиальной акустики, поэтому прежде, чем решиться купить динамики со съемным «твитером», надо подумать о том, будете ли вы заниматься этими экспериментами. Довольно широко распространены также триаксильные акустические системы, совмещающие в одной корзине три динамика, работающих в различных частотных диапазонах.
Штатные музыкальные системы преимущественно состоят из фронтальной акустики – четырех среднечастотных динамиков, установленных в торпедо и передних дверях. Реже автомобили оснащаются еще и двумя тыловыми 5-дюймовыми динамиками, размещенными в задней полке и призванными выполнять функции «вуферов». Этого вполне достаточно для тех водителей, которые не слишком концентрируются на качестве звука, но крайне мало для тех, кому это качество небезразлично. Возникает вопрос о замене штатных динамиков на более «продвинутые». Принято считать, что наиболее распространенным типом альтернативной фронтальной акустики являются коаксиалы размером 5 дюймов. Самые яркие представители данной категории – динамики Eclipse 8253 и Farenheit MX-5250S. Из общей массы тыловых коаксиальных динамиков можно выделить овальные Power Acoustik PSP-6932, Dragster DC 903 и Alpine SPS-6939S размером 6х9 дюймов. Единственный, но существенный минус этих динамиков заключается в их кроссоверах. Существуют модели коаксиалов с полноценными частотными фильтрами, но они крайне редки. В подавляющем большинстве случаев производители ограничиваются лишь конденсатором, «фильтрующим» пищалку, что делает звук не таким чистым, как у компонентных динамиков, снабженных полноценным кроссовером.
Несмотря на большое количество плюсов коаксиальных динамиков, настоящие ценители автомобильного звука и профессионалы car audio отдают предпочтение компонентной акустике. Что касается размеров – тот же пятидюймовый калибр распространен здесь едва ли не шире, чем все остальные форматы, вместе взятые. Принято считать, что именно «пятерки» – это оптимальный компромисс между нашими потребностями и их возможностями. Непризнанные лидеры этой категории – Boss RD -15 и Focal Polyflex 130 HS – идеально отрабатывают средние частоты в «связке» с любыми сабвуферами или безропотно берут на себя долю низов при трехполосном соединении.
Трехполосная акустика всегда стояла в car audio немного особняком, и на ее производство, кстати, решается далеко не каждый – как правило, это узкоспециализированные «акустические» фирмы. «Стандартная» трехполосная конфигурация выглядит так: басовик (низкочастотный динамик) диаметром 6.5 дюйма, среднечастотник – «четверка» из той же серии и купольный твитер традиционной (для данного изготовителя) конструкции и размера мембраны. Наиболее часто встречающееся отступление от «стандарта» – это конструкция среднечастотной головки. До недавних пор среднечастотный динамик был похож только на «вуфер» в миниатюре, но впоследствии появились среднечастотники, больше напоминающие пищалку-переросток.
Акустика, относящаяся к категории Hi-Fi, как и все эксклюзивное в этом мире, существует по собственным законам. Целью подобных систем обычно является не столько достижение высокого качества звучания музыки, сколько удовлетворение чьих-то конкретных претензий к автомобильному звуку. Здесь возможно все, причем многие спорные в гражданском классе нюансы, такие, как целесообразность изготовления подиумов под «пищалки» или отдельный процессорный кроссовер для каждой пары динамиков, становятся необсуждаемой нормой. И то верно – когда лишняя пара тысяч долларов роли не играет, можно позволить себе поставить некоторые излишества. А на качестве это скажется только в лучшую сторону.
Как выбрать твитер в машину
Что такое твитер и зачем он нужен.
Твитер (от английского tweet – щебетать, чирикать) динамик, предназначенный для качественного воспроизведения высокочастотных звуков слышимого диапазона (2000-20000 Гц). Зачем же он нужен?
Во-первых, производители автомобилей часто экономят на штатной аудиосистеме и ограничиваются установкой пары недорогих широкополосных динамиков в двери. «Провал» высоких частот на таких динамиках – обычное дело. Решить проблему можно, заменив штатные широкополосные динамики на коаксиальные, либо установив дополнительно к штатным твитеры.
Во-вторых, наличие твитеров необходимо, если вы цените хороший звук и решили установить в автомобиль компонентную акустику, т.е., такую акустику, в которой каждую полосу частот озвучивает отдельный динамик: ВЧ – твитеры, СЧ – широкополосные динамики, НЧ – сабвуферы. Несмотря на всю перспективность коаксиальной акустики, компонентная пока считается наилучшим решением для обеспечения чистоты и качества звука.
Установка и подключение твитеров.
Прежде чем приступить к выбору модели твитеров, будет нелишне определиться с местом их установки. Установка твитеров имеет несколько особенностей, о которых нельзя забывать, чтобы не разочароваться в их приобретении:
Исходя из перечисленных требований, наиболее удачными местами установки твитеров являются двери, уголки зеркал, приборная панель, боковые стойки.
Подключение твитера также имеет свои особенности – твитеры не любят, когда на них подается низкочастотный сигнал, особенно – НЧ сигнал с большой амплитудой. Если вы подключаете твитеры не к срезающему низкие частоты кроссоверу усилителя, а к широкополосному выходу магнитолы, то «пищалка» может быстро выйти из строя.
Поэтому большинство твитеров снабжается простейшим кроссовером – обычным конденсатором, достаточно эффективно фильтрующим низкочастотные колебания. Как правило, такой конденсатор входит в комплектацию самого твитера и либо уже припаян к клемме, либо к монтажным проводам, с помощью которых следует производить подсоединение твитеров к усилителю (магнитоле). Перед подключением твитеров убедитесь, что конденсатор присутствует в цепи каждого твитера, иначе первое же включение акустики может оказаться для твитеров последним. Если конденсаторов нет, не беда – их можно подобрать, воспользовавшись формулой
и припаять их к плюсовым клеммам твитера.
Характеристики твитеров.
Цены на различные модели твитеров отличаются в десятки раз – от тысячи рублей до десятков тысяч. Свою лепту в цену вносят как марка твитера, так и его характеристики – можно подобрать модель на любой кошелек, но следует иметь в виду, что класс твитера должен соответствовать классу остальных компонентов аудиосистемы. Как нет смысла устанавливать дорогие твитеры рядом с простыми дешевыми широкополосниками, так и нет смысла экономить на твитерах в Hi-End аудиосистеме.
Диаметр твитеровменяется от 2 до 10 см, модели с большой мощностью обычно имеют диаметр больше, но явной взаимосвязи тут нет, и диаметр твитера следует рассматривать как чисто геометрическую характеристику: маленькому твитеру, как правило, и место найти проще.
Максимальная мощность твитера (PMPO) — это мощность кратковременного (до 2 секунд) сигнала, которую может выдержать динамик без повреждений. Если максимальная мощность усилителя выше, чем максимальная мощность твитеров, следует воздержаться от прослушивания музыки на громкости, близкой к максимальной — особенно музыки с резкими и продолжительными перепадами громкости. Но следует иметь в виду, что стандартной процедуры измерения максимальной мощности не существует и при выборе динамиков ориентироваться лучше не на неё, а на номинальную мощность.
Номинальная мощность твитера (RMS) — та, на которой он может работать час без опасности повреждения. Именно эту характеристику следует использовать при подборе. Также следует ориентироваться на мощность усилителя, к которому будет подключен твитер. Мощность твитера должна быть сравнима с мощностью усилителя (магнитолы). При больших различиях мощности твитера и усилителя следует воздержаться от прослушивания музыки на высокой громкости: при превышении мощности усилителя над мощностью твитеров громкой музыкой последние можно просто сжечь. А при превышении мощности твитера над мощностью усилителя, он может войти в режим «клиппинга», выдавая на динамик чрезвычайно вредный высокочастотный сигнал высокой мощности. При появлении в звучании твитера появляются хрипов, тресков и щелчков – явных признаков «клиппинга» — следует немедленно уменьшить громкость и более до этого уровня не увеличивать. Для систем высокой мощности лучше использовать твитеры с подвесом на ферромагнитной жидкости – в таких твитерах тепловая энергия отводится намного эффективнее и он лучше переживает пиковые нагрузки.
Твитеры отличаются высокой чувствительностью – даже самые дешевые модели обеспечивают показатель в 95 дБ. Но если чувствительность твитеров будет больше чувствительности широкополосных динамиков, то громкость высоких частот будет заметно больше громкости остальных частот. В этом случае либо следует твитеры отодвинуть дальше от ушей слушателя, либо понизить уровень высоких частот на головном устройстве.
Импедансили внутренне сопротивление твитера должно в точности поддерживаться усилителем. Если подключить динамик с импедансом 2 Ом к выходу, рассчитанному минимум на 4 Ом, то выходной каскад усилителя может перегореть, не выдержав вдвое возросших токов. Если же наоборот, подключить нагрузку на 8 Ом к выходу, рассчитанному максимум на 4, то звук динамика будет намного тише, чем если подключение производилось бы правильно.
Твитеры часто подключаются параллельно широкополосному динамику. Следует помнить, что общий импеданс при этом меняется! Он считается по формуле, соответствующей типу подключения.
Подбирая твитер, помните о том, что минимальная частота твитера должна быть ниже максимальной частоты широкополосного (или среднечастотного) динамика – это обеспечит ровную амплитудно-частотную характеристику всей системы.
Максимальная частотатвитера никак не может быть ниже 20000 Гц. Как правило, эту планку выдерживают все модели твитеров. Но у некоторых указана максимальная частота намного выше – 22000, 30000 и даже 50000 Гц. Какой в этом смысл? Разумеется, человеческое ухо таких частот не слышит. Такие частоты скорее являются показателем совершенства аппаратуры и некоторой гарантией того, что уж на слышимом участке до 20000 Гц АЧХ твитера будет максимально ровной.
Перед покупкой твитера обратите внимание на диффузор выбранной модели. Диффузоры купольной формы обеспечивают более широкий звуковой конус и снижают требования к выдерживанию направления на ухо слушателя, но и они же порождают больше отражений в пространстве автомобиля. Сам диффузор может быть сделан из шелка (чаще всего), бумаги (бюджетный вариант, чреватый недолгим сроком эксплуатации) и металла (самый дорогой вариант).
Варианты выбора.
Если у вас возникают проблемы с подбором места установки твитера, выбирайте модель поменьше размером – установить такую будет проще. Такой твитер будет стоить от 2000 рублей.
Если у вас собрана аудиосистема высокой мощности с чувствительностью динамиков выше 95 дБ, то подобрать к ней соответствующие твитеры будет не так уж и сложно, и обойдутся они от 1000 до 3000 рублей.
Вы хотите подключить на 4-омный выход магнитолы твитер параллельно с широкополосным динамиком? Берите и тот и другой с импедансом в 8 Ом – суммарный импеданс как раз будет 4 Ома. Такой твитер будет стоить от 1100 рублей.
Как подключить пищалки в автомобиле
Высокочастотные динамики (они же твиттеры, они же пищалки) служат для воспроизведения звуковых волн высокой частоты. Отсюда и название — пищалки. Это динамики маленького диаметра, располагают их на передних стойках в салоне автомобиля, то есть направлены они прямо на слушателя. Все это в совокупности дает аудиосистеме машины детальность звука.
Высокочастотные динамики (далее вч динамики) — прибор хрупкий, поэтому при неправильном подключении вы не только не добьётесь совершенного звучания, но и испортите динамик. Отсюда возникает вопрос: «Как подключить твиттеры?»
Выбор места установки
Задача правильной установки твиттера (дословный перевод с англ. — щебетание) — направить высокочастотный звук «прямо в уши». При этом вариантов расположения их в салоне может быть множество.
- Установить на внутренние углы зеркал. Они не будут мешаться и хорошо впишутся в интерьер.
- С помощью двухстороннего скотча (а в большинстве своем на пищалках он уже есть) поместить вч динамики в любом удобном месте на приборной панели или стойке. Вариант прост и удобен.
- Изготовить для твиттеров специальные подиумы. Это самый сложный вариант из предложенных и подойдет он для людей, умеющих делать что-либо своими руками.
Идеальное место для установки тветтеров
Для создания качественного аудио в машине важно правильно направить пищалки на слушателя. Просто расположить динамики в хаотичном порядке — плохой вариант. А хороших существует два:
- Оба динамика направлены на слушателя. Правая и левая пищалки смотрят на водителя.
- Расположение твиттеров крест на крест. Правая пищалка направлена на левое сиденье, а левая — на правое.
Определиться с правильным направлением звуковых волн можно с помощью небольшого эксперимента. Одну неделю ездить с твиттерами, направленными на водителя, а другую — с перекрестным звучанием. По истечении двух недель сделать вывод, какое расположение вч динамиков лучше.
Подключение к аудиосистеме
После того, как будет определено место расположения пищалки, в обшивке под ней нужно сделать небольшое отверстие под провода. Подключенные к аудиосистеме провода от пищалок и других колонок также следует спрятать под пластиком салона. Для этого придется его аккуратно разобрать, протестировать автозвук, а затем собрать в обратном порядке обшивку салона. Нужные для такой работы инструменты: отвертки фигурная и плоская (а лучше всего специальные пластмассовые лопатки для снятия обшивки салона), бокорезы, провода, термоусадки или изолента (если есть паяльник, то воспользоваться им будет не лишним) двухсторонний скотч и фонарик.
От магнитолы идут звуковые волны в диапазоне от 5 Гц до 25 000 кГц. Пищалки обладают маленькой инерцией и способны воспринимать звук от 2 000 Гц. Волны низкой частоты для них губительны, а также попадая в «эфир», значительно портят звук. Поэтому подсоединить к магнитоле напрямую вч динамики будет большой ошибкой.
Для того, чтобы отфильтровать низкочастотные волны, можно развести провода твиттера через кроссовер. Он идет в комплекте с компонентной акустикой, либо приобретается отдельно.
Как подключить твиттеры без кроссовера?
На многих пищалках есть встроенные конденсаторы, которые препятствуют прохождению через динамик низких частот. Но бывает, что конденсатора нет.
Чтобы понять, есть он или нет, нужно обратить внимание на внешний вид твиттера. Конденсатор может быть:
- в виде коробочки, которая отдельно подключается к телу пищалки;
- установлен на одном из двух проводов, идущих от твиттера;
- расположен в корпусе вч динамика (его будет сквозь корпус динамика).
Если конденсатора в комплекте с пищалкой не предусмотрено, то его придется приобрести в любом магазине радиотехники и электроники.
Чтобы врезать конденсатор в проводку высокочастотного динамика нужно определиться с сопротивлением в сети и выбрать нужный срез частот (от какой частоты начнет принимать волну прибор).
В зависимости от сделанного среза твиттер буде звучать по-разному. Чем выше фильтрованные частоты, тем больше оборотов будет выдавать пищалка, тем детальнее будет ее звук. Рекомендуемый срез для двухполосной акустической системы — от 2000 — 4500 Гц, для других звуковых систем — от 3 000 Гц — 4000 Гц.
Пищалку подключают плюсом к плюсу и минусом к минусу основного динамика, конденсатор врезается в «плюсовой» провод. Соединять провода следует строго по схеме, иначе есть риск загубить хрупкий прибор. К каждому твиттеру прилагается такая схема подключения.
Правильное подключение пищалки в автомобиле обеспечит вам качественное красивое звучание. Приятного прослушивания!
ВЧ-динамики, продающиеся отдельно
Терминологически устоявшееся русское «пищалка» звучит менее уважительно, чем иноземное tweeter. Потому что писк это писк, не более, а tweet — это трель…
Coral MT25 | Audison Prima AP 1 | Kicker КSТ 254 | Eton CX 260 | Rockford Fosgate T1T-S | DLS Scandinavia 1 | Morel MT-250 | CDT ES-010WD | AD MM1 | Ground Zero GZPT 28SX
Обнаружив в прошлом номере тест среднечастотников в чистом виде, один из наших авторов (не участвовавший в том проекте) язвительно поинтересовался: «В следующем номере что, отдельно пищалки будете тестировать?» На что, разумеется, получил гордый ответ: «Будем!» А почему не быть? Составные, неоднородные, акустические системы на практике встречаются не реже однородных (или монобрендовых, как угодно). К участию в этом тесте мы допустили ВЧ-излучатели, удовлетворяющие единственное условие: они должны быть доступны рядовому покупателю отдельно, а не в составе многополосной системы. Это логично, и не мы одни считаем, что это логично. Последнее вытекает из того обстоятельства, что некоторые из поступивших на тест пищалок комплектуются собственным пассивным фильтром — не кроссовером, соединяющим ФНЧ для мидбаса и ФВЧ для пищалки, а именно отдельным ФВЧ, предположительно — оптимизированным именно для этой головки.
Выбор «отдельно стоящих» пищалок оказался шире, чем мы предполагали, и развернуться было где. Одно беспокоило: как для отдельного ВЧ-излучателя проводить субъективную, слуховую оценку? Включить пищалку в состав многополосной системы? Тогда будет трудно сказать, что в звучание внесла она, а что — другие компоненты, в общем, переменных становится больше, чем нужно для уверенного ответа. Со среднечастотниками в этом смысле было проще, потому что их вотчина — голос, как он звучит, так они и играют (плюс-минус низкие форманты мужского вокала и обертоны женского). А здесь как быть?
Решение принёс в готовом виде главный редактор, должна же и от него быть польза… Если вы это читаете, значит, он не вычеркнул. Либо не заметил, либо согласился. Главный, влекомый соображениями, мне неизвестными, принёс диск из своей коллекции и сказал: «Слушать вторую дорожку». Второй дорожкой оказалась песня Леонарда Коэна «Bird on a Wire» в исполнении Дженнифер Уорнс. Нет, что ни говорите, польза есть…
Во-первых, диск записан совершенно роскошно. Во-вторых и главных, большинство композиций Уорнс там исполняет с минимумом аккомпанемента, состоящего из одних (или почти одних) ударных, записанных ещё роскошнее. В этой, рекомендованной как тестовый материал, записи голос с богатейшими обертонами звучит на фоне физически ощутимой атаки рабочего барабана и буквально витающих в воздухе тарелок и колокольчиков. Одной проблемой, таким образом, стало меньше. А других и не было.
Методика инструментальных исследований разумелась сама собой. Каждый испытуемый проходил процедуру измерения параметров Тилля — Смолла в урезанном варианте: понятие эквивалентного объёма к пищалкам применимо, но никакого практического значения не имеет — у них акустическое оформление «с собой». Снятые импедансные кривые мы приводим, потому что они говорят о многом: о частоте резонанса, о наличии (и степени) феррожидкостного охлаждения, которое одновременно и демпфирование, об индуктивности звуковой катушки, величину которой надо знать, если планируется конструировать пассивный фильтр.
Второе — АЧХ по оси и под двумя стандартными углами, если к пищалке придаётся фильтр, то с ним и без него. На основе этого же измерения мы определяли и чувствительность головок, усредняя её в полосе 2 — 5 кГц, чтобы избавиться от влияния особенностей АЧХ на самых верхних частотах, которые составляли предмет особого разговора.
Третье — зависимость нелинейных искажений от частоты выше 500 Гц. Общих и отдельно по двум важнейшим гармоникам — неприятной для слуха третьей и значительно менее раздражающей слуховой аппарат второй. Здесь проявилась любопытнейшая зависимость. Можно я назову это «эффект Кима»? Нельзя? Ну ладно, я просто спросил… Оказалось (потом я нашёл этому теоретическое обоснование, но это — потом, а значит, не совсем честно): наличие в зазоре магнитной жидкости способствует увеличению доли третьей гармоники в спектре искажений. А её отсутствие — ровно наоборот, приводит к её ослаблению по отношению ко второй, да и по абсолютной величине — тоже. Так что когда производители с гордостью пишут о феррожидкостном охлаждении, это надо понимать так: «мы потратились на магнитную жидкость, чтобы вы нашу пищалку не сожгли». А не затем, чтобы она лучше звучала, имейте в виду.
Подводя итоги теста, мы (как и в рамках прошлого спецпроекта со среднечастотниками) даём рекомендации по использованию того или иного твитера на основе обнаруженных характеристик и особенностей, но (как и тогда) берёмся любую из них рекомендовать для того или иного применения. Трели всем участникам удаются, если провода подключить как надо…
КОМУ — ЧТО
Coral MT25 | Audison Prima AP 1 | Kicker КSТ 254 | Eton CX 260 | Rockford Fosgate T1T-S | DLS Scandinavia 1 | Morel MT-250 | CDT ES-010WD | AD MM1 | Ground Zero GZPT 28SX
Как уже было сказано, рекомендовать мы можем любого из участников теста, за разное и для разного, но некоторых рекомендуем особо, это и называться будет иначе. «Особисты» самостоятельно, без нашего вмешательства распределились на три группы. В первую входят DLS и Ground Zero, обе идеально приспособлены для работы в двухполосных системах с низкой частотой раздела, отличаются высокой линейностью и великолепным звучанием. Однако габариты, масса и «фланцевая» конструкция DLS налагают ограничения на установку, поэтому Ground Zero становится «Лидером», а DLS — «Фаворитом».
Вторую группу составили пищалки с кроссоверами, входящими в комплект. Kicker — отличный комплект с очень благоприятным спектром гармоник. Audison можно ставить в штатные места, не особенно заботясь об угловой ориентации, широчайшая дисперсия и фантастическая чувствительность — сильные стороны этих пищалок. «Фаворитом» становится Rockford Fosgate — серьёзный ВЧ-инструмент с возможностью оперативной коррекции АЧХ и уровня.
Третья группа — «пищалки для поканалки». Демократичные Coral MT25 рекомендуются для трёхполосной системы, где частоту раздела можно выбрать достаточно высокой. Сходные рекомендации получает и AD — три полосы и частоту раздела повыше. Она становится «Фаворитом» за впечатляющую конструкцию.
Оставшиеся участники этой группы могут работать как в трёх-, так и в двухполосной системе, но к выбору частоты раздела и ориентации нужно подходить с учётом индивидуальных особенностей. Сильные стороны Eton — низкие искажения и предсказуемые угловые АЧХ. CDT потребует терпения при выборе ориентации, но украсит самую серьёзную систему.
Ещё одним «Фаворитом» становится Morel — пищалка для аудиофильской системы и серьёзной музыки с широкими возможностями акустического управления диаграммой направленности и АЧХ только за счёт ориентации.