Что такое АПС в машине? - Avtoshkola-Rodina.ru

Что такое АПС в машине?

Блог пользователя as91 на DRIVE2. Всем привет. В тексте я буду упоминать аббревиатуру ЭБУ – электронный блок управления. Часто их называют «мозгами». Я не буду рассказывать, что такое иммобилайзер, об этом написано в предыдущем посте, пойдем сразу к делу. Сегодня я расскажу про иммобилайзеры АПС-4 и АПС-6. Аббревиатура АПС обозначае…

Что такое АПС в машине?

Иммобилайзер ВАЗ

Всем привет.
В тексте я буду упоминать аббревиатуру ЭБУ – электронный блок управления. Часто их называют «мозгами».
Я не буду рассказывать, что такое иммобилайзер, об этом написано в предыдущем посте, пойдем сразу к делу. Сегодня я расскажу про иммобилайзеры АПС-4 и АПС-6. Аббревиатура АПС обозначает: Автомобильная Противоугонная Система. Начнем с АПС-4.
АПС-4 ставился на ранние ВАЗы где то до 2007го года. Десятки, зубила и т.д. Работает с ЭБУ MP7.0, M1.5.4(Бош) и Январь-5. НЕ ставился на приоры, калины, шнивы. На них был АПС-6 про него читайте ниже. На классику иммо вообще не ставился.
Из конструктивных особенностей – ключ иммо находится не в ключе зажигания, а отдельным брелком, который надо поднести для считывания к специальному месту на панели. Кстати есть не мало статей в интернете, где люди переделывали этот брелок и встраивали его в ключ, перематывая антенну на замок зажигания. Вот так выглядит АПС-4 и брелки для него:

Иммо на ВАЗы стали ставить с момента начала выпуска инжекторных авто, но тут был небольшой ляпсус: когда начали делать инжектора, оказалось что иммобилайзеров всем не хватает. Я не знаю, почему так получилось. Или завод не справлялся, или экономили, но среди первых авто были машины как снабженные иммобилайзером, так и без него, хотя вся проводка под него была – не было только самого блока. Из-за этого возникла дилемма – что делать то? Решение было гениальным – решили поставлять автомобили с иммоблайзером, но не включенным в ЭБУ автомобиля. То есть коробочка просто болталась в проводке, пока новый хозяин не решит его активировать. Соответственно если не было иммо – не было и проблем. Вот пример, как активировать иммобилайзер, взятый из инструкции к блок АПС-4:

• Включить зажигание, загорается светодиод АПС
• Поднести красный ключ
• Выключить зажигание не убирая красный ключ.
• Короткий писк. Светодиод АПС должен начать мигать.
• Поднести 1 черный ключ.
• Писк. Светодиод гаснет на время.
• Поднести 2 черный ключ.
• Писк. Светодиод гаснет на время.
• Поднести красный ключ.
• Писк. Светодиод загорается.
• Включить зажигание.
• Писк. Светодиод гаснет. (На МП7.0 светодиод продолжает гореть. Нужно выключить зажигание не позже чем через 10 сек.)
• Выключить зажигание.

После активации иммобилайзера в памяти ЭБУ автомобиля прописывался код и дальше с ним работает. Замечу, что ЭБУ, не получив добро на запуск от иммо, отключал не форсунки, а бензонасос и управление зажиганием.
Следующий ляпсус был в том, что если на машине с активированным иммо поставить мозги от машины с не активированным иммо, то машина заведется…
Если кто захочет узнать, активирован ли у него иммо, то вот выдержка из мануала (относится только к АПС-4):
Процедура обучения иммобилизатора возложена на дилеров, но к сожалению далеко не все из них выполняют эту процедуру. Поэтому для дальнейших действий необходимо уметь определять состояние иммобилизатора чистое или обученное.
Это можно определить по времени включения светодиода в дежурном состоянии. Иммобилизатор находится в дежурном состоянии (зажигание выключено, дверь водителя закрыта) после погасания плафона подсветки салона. В этом состоянии светодиод мигает раз в 2,5 секунды, но если иммобилизатор чистый, то время включенного состояния светодиода 0,5 сек., а если обученный — 0,1 сек.

Самыми геморройным были АПС-4 до 2001 года выпуска, в которых помехозащищенность была чуть лучше, чем никакая. Ключи иммобилайзера могли слететь от подключения сканера при включенном зажигании, при сильной помехе от мобильного телефона. Так же блоки часто забывали ключи после разряда АКБ, прикуривания другого авто и т.д. На этом хорошо зарабатывали горе-ремонтники, которые просто меняли мозги автомобиля. Вопрос отключения иммобилайзера в данной статье рассматриваться не будет. После 2001 года помехозащищенность повысили и проблем с иммо стало значительно меньше. Думаю что про АПС-4 будет достаточно. Если будут вопросы – задавайте их в комментариях.

АПС-6.
Блок АПС-4 ставится на ВАЗы, свежее 2004го года. К ним относятся приоры, шевроле нивы, калины, гранты. Конструктивно иммо существенно отличается от АПС-4. В АПС-6 встроили модуль управления салонным освещением (вежливая подсветка, плавное включение света), управление задними противотуманными фонарями и модуль управления стеклоподъемниками. Так же новый иммо может управляться и диагностироваться по k-line. Считыватель блока АПС-6 встроен в замок зажигания (как в иномарках), а чип находится непосредственно в ключе. Внешне блоки идентичны, иногда даже АПС-6 ставились в корпус от АПС-4.
Вот на фото представлен блок АПС-6 с нивы вместе с ЭБУ.

Так же как и АПС-4 автомобили с иммо АПС-6 поставляются с отключенными иммобилайзером. Для активации иммо надо проделать следующее
Заправить в автомобиль хотя бы 10 литров бензина, чтобы не путаться в писках.

• Собрать черный ключ.
• Закрыть двери.
• Включить КРАСНЫМ ключом зажигание.
• 3 писка. Вытащить ключ.
• Быстро (в течение 5-6 секунд) включить ЧЕРНЫМ зажигание.
• 3 писка + 2 писка.
• Быстро (в течение 5-6 секунд) включить КРАСНЫМ зажигание
• 3 писка + 2 писка.
• Выключить зажигание КЛЮЧ В ЗАМКЕ.
• 1 писк.
• Быстро (в течение 5-6 секунд) включить зажигание на 5 СЕКУНД! (Внимание! Обязательно дождаться бибикалки — засада в этом месте).
• Мигнула аварийка, бибикнул сигнал
• Выключить зажигание. КЛЮЧ В ЗАМКЕ до погасания машинки на панели.

Так же в блоке АПС-6 изменены блокировки запуска автомобиля. Если АПС-4 отключал бензонасос и искру, то АПС-6 отключает только форсунки. Дело связано с экологией – машина не должна выбрасывать бензин в атмосферу через выхлопную трубу. Хотя тут уже не только экология, даже техника безопасности. Если машина нальет бензина в выхлопную, то при первом запуске может не плохо так бахнуть. Ну и катализатору бензин очень не нравиться.
Активировать или нет штатный иммобилайзер на ВАЗе – пусть этот вопрос решает каждый сам. Я бы этого точно не стал делать, если машина снабжена АПС-4 иммобилайзером. То что машину не угонят – спорный вариант, если захотят угнать, то придут со своим ЭБУ и штатный иммо тут не поможет. Как уже говорили мне в комментариях – иммо служит для того, что б шпана голыми руками не завела авто.
А вот АПС-6, особенно на свежих машинах (гранта, шнива, приора) я бы активировал.

Ну и еще пару слов о диагностике авто с иммобилайзером. В некоторых случах авто с иммобилайзером не выходит на связь. Дело в том, что провод K-Line от диагностического разъема идет к иммобилайзеру, а только после него уже идет в ЭБУ. Если машина не выходит на связь – то надо проверить, подключен ли иммобилайзер к своему разъему. Если да, то можно попробовать его отключить и замкнуть 9 и 18 контакты. Таким образом теперь K-line от диагностического разъема соединена напрямую с ЭБУ.

Что такое АПС в машине?

I. Что это такое

Несмотря на огромную популярность предыдущей статьи (которую без указания источника информации перепечатал журнал «Мастер 12 V» и куски которой размещены еще на сотне мелких околоавтомобильных интернет – страничек) я решил ее коренным образом переработать.

Итак – иммобилайзер ВАЗ – штатное противоугонное устройство, устанавливаемое на все новые инжекторные автомобили ВАЗ (кроме «классики»). Первоначально, при выходе с завода, все иммобилайзеры находятся в необученном состоянии, то есть с неактивированной функцией защиты. В комплект поставки входит 3 ключа – 2 черных «рабочих» и красный «мастер-ключ» для обучения системы. Обучение, как правило, производится при продаже автомобиля или самостоятельно хозяином авто.

Принцип действия иммобилайзера довольно прост. Он осуществляет обмен данными с блоком управления (ЭБУ), разрешая или запрещая, в зависимости от состояния системы, запуск двигателя на уровне ЭБУ, то есть, без дополнительных блокировок. Разрешение на запуск двигателя производится только после успешной инициализации (считывания) черного ключа. При попытке завести автомобиль, не снятый с охраны, ЭБУ блокирует цепи зажигания и бензонасоса.

Как было уже отмечено, обмен данными между иммобилайзером и ЭБУ происходит по линии диагностики K‑Line, поэтому вывести его из строя или сбить код (!) возможно даже невинным подключением диагностического оборудования при включенном зажигании (испытано на собственном опыте) или помехами от обычного сотового телефона. Так же, при наличии иммобилайзера ни в коем случае нельзя «высаживать» АКБ «в ноль». В этом случае в EEPROM может прописаться хаотичный мусор, и поездки в сервис «на галстуке» не избежать. Довольно продолжительное время сей факт приносил немало доходов мастерским, ибо проблема решалась и до сих пор иногда решается горе – диагностами тривиально просто и прибыльно – заменой ЭБУ на новый при физическом отключении иммобилайзера. Справедливости ради необходимо отметить, что количество отказов и «глюков» иммобилайзеров в последнее время резко сократилось – видимо на ВАЗе все-таки ведется работа по улучшению помехоустойчивости иммобилайзеров, наибольшее количество «глюков» приходится на автомобили до 2001 г. выпуска.

Случаев внезапного отказа иммобилайзеров вследствие программных (именно программных, т.к. случаев выхода из строя иммобилайзеров ничтожно мало) сбоев было настолько много, что ВАЗ разработал в новом ПО программируемую пользователем функцию альтернативного запуска двигателя в случае отказа системы, т.е. контроллер в аварийном режиме разрешает произвести одну поездку при условии заблаговременной активации этой функции и правильного ввода пароля. Активация и ввод пароля из 6 цифр (программирование) производится нажатиями на педаль газа, представьте, сколько раз Вам будет нужно, не сбиваясь, по определенному алгоритму ее надавить, если Вы задумали, например, число « 999999 » :). Впоследствии, при отказе иммобилизатора, можно, опять – таки многочисленными нажатиями на газ, упросить машину завестись. Подробнее об этом извращении для неутомимых и любознательных можно почитать в описании иммобилизатора.

Читайте также  Масло 10w 40 полусинтетика какой фирмы лучше?

На автомобилях «Шевроле – Нива» и свежих (с 2004 г.в) применен более современный и совершенный иммобилизатор АПС‑ 6 . Устройство функционально аналогично АПС‑ 4 , но в этой системе кодовый ключ встроен в ключ зажигания, а считыватель находится в рулевой колонке. Так же реализован ряд дополнительных возможностей – управление электростеклоподъемниками, задними ПТФ, диагностика иммобилизатора по k‑line. Конструктивно АПС‑ 6 отличается от АПС‑ 4 . Мало того, АПС‑ 6 разных годов выпуска немного отличаются между собой. На фото, приведенном ниже, слева – АПС‑ 6 выпуска 2003 г., справа – 2001 г. Видимо это тот случай, когда «изготовитель оставляет за собой право вносить изменения, не влияющие на работоспособность изделия». Внутреннее устройство иммобилизатора, несмотря на невыкокую стоимость, довольно сложно. Он представляет собой микроконтроллер на базе PIC 16 C 65 B, схему K‑Line для обмена данными с ЭБУ по диагностической линии и памятью EEPROM, для хранения кодов обучения. Фото платы АПС‑ 4 . Фото платы АПС‑ 6 с Нивы-Шевроле. Фото платы АПС 6 . 1 (высокое разешение).

Следует также иметь ввиду, что очень часто АПС‑ 6 установлен в корпусе от АПС‑ 4 , т.е внешне блок имеерт маркировку АПС‑ 4 , а на плате маркировка APS‑ 6 .

На автомобилях «Калина» и «Приора» микрочип находится внутри штатного брелка. Брелок так же управляет штатным центральным замком (и штатной сигнализацией). В а/м «Приора» конструктивно иммобилайзер объединен с контроллером стеклопакета, на «Калине» – блок АПС‑ 6 отдельный, расположен за магнитолой.

Подключение АПС к ЭСУД с 55 -пиновым разъемом ЭБУ

К проводке с 81 -пиновым разъемом ЭБУ

II. Проблемы и решения.

Далее описаны методы борьбы с «заглючившим» или сломавшимся иммобилайзером. При обучении иммобилайзер записывает свой код в EEPROM (EEPROM – энергонезависимая флэш – память, сохраняющая данные при полностью отключенном питании) контроллера. В иммобилайзере так же используется EEPROM, в котором хранится информация о двух обученных ключах. В результате обучения получается индивидуальный комплект ключи – иммобилайзер – ЭБУ, работающий только в этом сочетании.

Очевидно, что для отключения иммобилайзера необходимо, что бы он физически отсутствовал и в EEPROM ЭБУ должна отсутствовать информация о наличии иммобилизатора. Проще говоря, необходимо отключить разъем от иммобилайзера и очистить EEPROM ЭБУ.

Иммобилизатор находится: на ВАЗ 2110 прямо над ЭБУ, то есть, для того, что бы добраться до него необходимо открутить боковой щиток; в ВАЗ 2109 с высокой панелью – за панелью приборов, между рулевой колонкой и тем местом, где у карбюраторных находится подсос. На автомобиле Шевроле-Нива доступ к иммобилайзеру (как, впрочем, и ко всему другому) сильно затруднен. Расположение смотрите на фото.

При удалении иммобилизатора не забудьте восстановить линию диагностики – установить перемычку для восстановления связи ЭБУ с диагностической колодкой. Для того, что бы пользоваться всеми остальными функциями иммобилизатора, можно обрезать провода и соединить их, восстановив тем самым K‑line (об этом чуть ниже), а разъем вставить на место.

Метод «оживления» контроллера очень прост – нужно очистить энергонезависимую память ЭБУ от информации, оставленной там иммобилайзером. На практике это выглядит так – от иммобилайзера отсоединяется разъем штатной проводки, если Вам необходимо, что бы сигнал диагностики доходил от ЭБУ до диагностической колодки, необходимо в снятом разъеме установить перемычку между контактами 9 . 1 и 18 . Иммо можно выбросить, а можно и оставить – красиво гасить плафон, в этом случае необходимо отрезать от разъема провода от контактов 9 . 1 и 18 и соединить их вместе. Разъем иммобилизатора при этом установить на прежнее место. Далее, нужно внимательно приглядеться к ЭБУ и выяснить его происхождение.

Если это Bosch M 1 . 5 . 4 , необходимо его вскрыть и установить на место штатного специально подготовленный чип с программой очистки EEPROM ЭБУ и включить на несколько секунд зажигание. После установки на место микросхемы с программой двигатель заведется, если, конечно, дело было именно в этом. Если же В Вашем блоке ПЗУ запаяна, выходов два – либо выпаивать и устанавливать панельку (что неплохо, пригодится впоследствии для Чип – Тюнинга), либо воспользоваться программой COMBISET от US, имеющей функцию очистки ЕЕPROM по последовательному каналу, без перепайки микросхем. Имейте ввиду, что в этом случае необходимо обеспечить адаптеру и ЭБУ надежную общую «землю». Для того что бы пользоваться этой платной программой вовсе нет необходимости в ее приобретении – функция очистки EEPROM полноценно работает и в демо-версии. В 2006 г. на автомобилях ВАЗ появились специальные заглушки на разъем АПС (см. фото), для восстановления связи между между ЭБУ и диагностической колодкой.

Если у Вас Январь 5 . 1 .х или VS. 1 то можно воспользоваться любым бесплатным программатором блоков, скачать специальную программку перезаписи EEPROM, и залить в блок прошивку EEPROM, считанную с «чистого», с необученным иммобилайзером, контроллера. Можно считать старый файл, любым редактором исправить все на #FF и залить обратно, имеющаяся в EEPROM информация практически не несет никакой смысловой нагрузки, если блок работает без иммобилизатора, содержит лишь КС, коэффициент коррекции СО и название прошивки. Несмотря на то, что #FF в EEPROM не разрешает запуск двигателя, ЭБУ при первом

включении, не обнаружив иммобилайзер на линии диагностики, сам прописывает код разрешения запуска. Если Вы пользователь программатора COMBILOADER (или старой версии ECU Programmer) от SMS-Software, убрать иммо из памяти ЭБУ совсем элементарно – нужно считать EEPROM, нажать на кнопку «Удалить Имм» и записать дамп обратно.

В системах Bosch MP 7 . 0 H придется либо пользоваться программой Combiset (c eeprom работает даже demo-версия), либо выпаивать микросхему и программировать на программаторе, поддерживающем этот тип микросхем. При использовании Combiset необходимо подать + питания и массу на контроллер и подключить адаптер как показано на фото:

Может так случиться, что целиком стирать eeprom нельзя, тогда нужно подредактировать дамп по методе Kn: Для удаления записи об иммо достаточно байты с 02 до 07 заменить на FF. После подключения иммо не нужен и на это место очевидно ЭБУ прописывает 0 FD 1 0 FD 1 0 FD 1 . Если после записи FF иммо отключить физически, пишется туда 0 FD 30 FD 30 FD 3 . Если прописать сразу не FF а 0 FD 10 FD 10 FD 1 иммо не мешает больше. Самое интересное – если вписать случайную последовательность на это место, то иммо работает(. ) и прописывает туда ЭБУ снова 005100510051 . Меняются еще байты с 050 адреса и с 070 , это так называемый rolling-code, динамический пароль иммобилайзера.

Новая версия Combiloader ( 2 . 1 . 8 ) кроме штатной процедуры очистки eeprom получила возможность стирать eeprom без удаления данных иммобилизатора.

Вы можете сами проанализировать дампы eeprom и соответствующий статус иммобилайзера.

Если после процедуры очистки EEPROM двигатель завелся, можно рискнуть вновь подключить иммобилизатор. Следует иметь ввиду, что для того, что бы иммобилизатор нормально начал выполнять свои функции, необходимо заново «переобучить» его с помощью красного ключа. Может случиться так, что процедура переобучения не сработает. Тогда есть три варианта. Первый – необходимо выпаять eeprom из иммобилизатора, очистить его с помощью программатора и запаять обратно. Запаять можно также и новую, чистую микросхему. Второй – очистить eeprom с помощью программы А. Соколова (aka Uncle Sam) Combiset, режим очистки eeprom Bosch. Третий – приобрести новый иммобилизатор. Во всех трех случаях иммобилизатор «чистый», т.е способен к программированию с помощью любого красного ключа.

В случае, если ЭБУ меняется на новый, иммобилизатор будет сохранять работоспособность, реагировать на ключи и выключение/включение зажигания, но запуск двигателя запрещать не будет. В этом случае необходимо полностью переобучить иммобилайзер, используя красный и черные ключи. Иммо АПС‑ 4 ранних выпусков могли немотивированно «прописаться» во вновь подсоединенный ЭБУ, но эти случаи крайне редки.

После удаления иммобилизатора на автомобилях без катализатора и без регулятора СО (установка СО с компьютера или тестера) необходимо заново отрегулировать СО, т.к область хранения значиения коррекции СО тоже стирается.

Внимание! На автомобилях с системой Микас 7 . 6 (Дэу Сенс) целиком стирать eeprom нельзя – машина даже не заведется.

На автомобилях «Калина» деактивация иммобилайзера приведет к неполной работоспособности штатного центрального замка. Так же при неправильном обучении АПС‑ 6 (ошибках при активации) устройство блокируется. В этом случае единственный выход – запись «чистого» eeprom. Всегда старайтесь сохранять образа eeprom перед, да и после активации.

Назначение выводов иммобилайзера АПС‑ 6

К катушке антенны, в замке зажигания

Дополнительное реле питания стеклоподъемников

Как работает антипробуксовочная система автомобиля (АБС)

Большинство водителей современных автомобилей, оснащенных различными электронными системами безопасности, предпочитают не вникать в их суть и устройство. Конечно, все они когда-то слышали такие аббревиатуры, как ABS, ASR или ESP, или видели соответствующие надписи на панели машины, однако о том, что они обозначают и зачем предусмотрены, знают лишь единицы. Давайте попробуем разобраться в этих системах, ведь это не так уж и сложно.

Что такое антипробуксовочная система (АПС)?

АПС – это набор полезных функций активной безопасности машины, призванный обеспечивать оптимальное сцепление колес с дорожным покрытием. Она упрощает управление автомобилем при трогании с места, разгоне, торможении и вхождении в повороты. Кроме того, АПС существенно помогает водителю справиться с управлением в условиях скользкой дороги. Первая атипробуксовочная система была придумана американскими инженерами и применена в 1971 году на автомобилях марки «Бьюик». В 1987 году разработала АПС для автомобилей «Мерседес-Бенц». Но это были всего лишь механические прообразы современных средств безопасности. А уже в 1990-х годах появилась антипробуксовочная система ASR (Anti-Slip Regulation). Это была уже полноценная АПС, состоящая из комплекса гидравлических механизмов, управляемых электроникой.

Читайте также  Камера на шлем мотоцикла какую выбрать?

АНТИПРОБУКСОВОЧНАЯ СИСТЕМА, КАК РАБОТАЕТ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Прежде чем дальше рассматривать реализацию описанных принципов, надо отметить следующие факторы, необходимые для успешной работы антипробуксовочной системы:

  • наличие на автомобиле таких устройств, как ABS и ESP;
  • наличие так называемой «электронной педали газа», т.е. отсутствие непосредственной связи между педалью управления газом с дроссельной заслонкой.

По сути дела, это АБС наоборот, если она снимает торможение с колеса для обеспечения его сцепления с дорогой, то противобуксовочная система притормаживает слишком «шустрое» колесо с той же целью. Да и в работе они используют показания одних и тех же датчиков.

Антипробуксовочная система называется по-разному – ASR или TRC, TCS (система контроля тяги), причем этими аббревиатурами не исчерпываются все возможные обозначения, которые получает противобуксовочная система у разных производителей. Тем не менее, несмотря на разные названия, принцип, по которому работает любая из них, практически одинаковый.

Датчики, используемые всеми этими системами – ABS, ESP, TRS, ASR, одни и те же. В самом простом виде, например антипробуксовочная система ASR, получает сигналы от датчиков, по которым определяет:

  1. скорость колес (угловую);
  2. их положение (движение происходит прямо или выполняется поворот);
  3. степень пробуксовки колес, основываясь на рассчитанной разности их угловых скоростей.

На основании полученных данных, в зависимости от скорости движения, противобуксовочная система может:

  • через систему электромагнитных клапанов изменить давление в системе торможения, снизив скорость вращения колеса;
  • выдать в контроллер управления двигателем сигнал на снижение крутящего момента;
  • изменить величину крутящего момента, поступающего на буксующее колесо через частичную блокировку дифференциала;
  • предпринять несколько отмеченных действий одновременно.

Какими возможностями обладает та или иная противобуксовочная система TRC, TCS, ASR и другие, аналогичные по назначению, определяется прежде всего конструкцией автомобиля, а так же программным обеспечением. Однако несмотря на существующие различия в реализации, противобуксовочная система, независимо от типа – TRC это или ASR, когда она работает, обеспечивает уверенный разгон машины и надежное сцепление резины с покрытием дороги.

Названия

В зависимости от производителя антипробуксовочная система имеет следующие торговые названия: ASR

(Automatic Slip Regulation, Acceleration Slip Regulation) на автомобилях Mercedes, Volkswagen, Audi и др.;
ASC
(Anti-Slip Control) на автомобилях BMW;
A-TRAC
(Active Traction Control) на автомобилях Toyota;
DSA
(Dynamic Safety) на автомобилях Opel;
DTC
(Dynamic Traction Control) на автомобилях BMW;
ETC
(Electronic Traction Control) на автомобилях Range Rover;
ETS
( Electronic Traction System) на автомобилях Mercedes;
STC
(System Traction Control) на автомобилях Volvo;
TCS
(Traction Control System) на автомобилях Honda;
TRC
(Traking Control) на автомобилях Toyota. Несмотря на многообразие названий, конструкция и принцип работы данных противобуксовочных систем во многом похожи, поэтому рассмотрены на примере одной из самых распространенных систем — системы ASR. Антипробуксовочная система построена на конструктивной основе антиблокировочной системы тормозов. В системе ASR реализованы две функции: электронная блокировка дифференциала и управление крутящим моментом двигателя. Для реализации противобуксовочных функций в системе используется насос обратной подачи и дополнительные электромагнитные клапаны (переключающий и клапан высокого давления) на каждое из ведущих колес в гидравлическом блоке ABS. Управление системой ASR осуществляется за счет соответствующего программного обеспечения, включенного в блок управления ABS. В своей работе блок управления ABS/ASR взаимодействует с блоком управления системы управления двигателем.

Схема антипробуксовочной системы ASR

(рис. в низу) 1компенсационный бачок 2вакуумный усилитель тормозов 3датчик положения педали тормоза 4датчик давления в тормозной системе 5блок управления 6насос обратной подачи 7аккумулятор давления 8демпфирующая камера 9впускной клапан переднего левого тормозного механизма 10выпускной клапан привода переднего левого тормозного механизма 11впускной клапан привода заднего правого тормозного механизма 12выпускной клапан привода заднего правого тормозного механизма 13впускной клапан привода переднего правого тормозного механизма 14выпускной клапан привода переднего правого тормозного механизма 15впускной клапан привода заднего левого тормозного механизма 16выпускной клапан привода заднего левого тормозного механизма 17передний левый тормозной цилиндр 18датчик частоты вращения переднего левого колеса 19передний правый тормозной цилиндр 20датчик частоты вращения переднего правого колеса 21задний левый тормозной цилиндр 22датчик частоты вращения заднего левого колеса 23задний правый тормозной цилиндр 24датчик частоты вращения заднего правого колеса 25переключающий клапан 26клапан высокого давления 27шина обмена данными

Преимущества и недостатки

TCS предназначена для автоматизированного выравнивания траектории движения автомобиля в условиях неравномерно скользкого дорожного покрытия. Она актуальна для водителей с небольшим стажем вождения. TCS обеспечивает: равномерный и прямолинейный старт с места автомобиля на скользком дорожном покрытии; штатное прохождение поворотов; уменьшение износа шин. Учитывая особенности работы противобуксовочной системы, она имеет и недостатки: Mercedes-Benz GLE 2021 года

Рекомендуем: Замена и подбор масла для механической коробки передач: фото и инструкции

уменьшение производительности силового агрегата за счет принудительного снижения крутящего момента; возможность создания «патовых» ситуаций, когда дальнейшее движение автомобиля становится невозможным без пробуксовки (например, на снежной или грязевой колее). В автомобилях, оснащенных TCS, обычно предусмотрены органы управления, отключающие ее работу. Это могут быть кнопочные или клавишные выключатели либо опции бортовой системы управления.

Частые причины неисправности

Поднять компрессию двигателя Поднять компрессию двигателя за 30 минут поможет AWS. aws-russia.ru Яндекс.Директ Работоспособность противобуксовочной системы TCS напрямую зависит от исправности ABS. Наиболее частые причины выхода из строя: неисправность одного из датчиков вращения колес; засорения зоны слежения за скоростью вращения колеса (гребенки); нарушение целостности кабелей соединения датчиков с блоком управления; отказ электроклапанов блока ABS; неисправность насоса блока ABS; перегорание предохранителей, обслуживающих блок управления; проблемы CAN-шины. Устранение неисправностей TCS начинают с компьютерной диагностики.

После определения неисправного датчика, узла или компонента приступают к устранению конкретной неисправности. После устранения неисправности на многих автомобилях ошибка продолжает быть активной. Для того чтобы удалить ошибку, требуется выполнить определенную последовательность действий в динамическом режиме (ходовые испытания). Это может быть движение автомобиля с последовательными поворотами и торможениями. Например, на автомобиле Mercedes Sprinter – это четыре последовательных левых поворота с торможениями.

АНТИПРОБУКСОВОЧНАЯ СИСТЕМА ESP

Особого внимания заслуживает такая противобуксовочная система, как ESP. Она отвечает за курсовую устойчивость авто, предотвращая его боковое скольжение, срыв в занос и вращение. Если ABS работает при торможении, TRS и ASR при разгоне, то ESP – при поворотах и выполнении маневров. Фактически эти элементы контроля текущего поведения машины, создают если не полностью безопасные, то максимально приближенные к этому условия.

При работе ESP сравнивает заданное водителем направление движения с реальным. Весь контроль осуществляется по сигналам от датчиков десятки раз в секунду, практически автомобиль постоянно находится под контролем электроники. Если появляется расхождение между заданным и фактическим направлением перемещения, т.е. началось скольжение или занос, ESP за доли секунды принимает необходимые меры по его устранению.

Для этого противобуксовочная система снижает скорость машины и притормаживает нужные колеса, возвращая автомобиль на заданное направление движения.

Будь то TCS или любая иная антипробуксовочная система, они обеспечивают безопасность автомобиля и используются их производителями все более широко в авто самых разных классов. Такой подход, позволяет избежать критических ситуаций при управлении транспортным средством многим, в том числе и опытным, водителям.

Последние несколько десятков лет автомобили активно оснащаются разными системами безопасности, способными следить за безопасностью разгона и торможения автомобиля. Подобные технологии применяются во всех современных транспортных средствах.

Они прошли долгий путь – от самых простых до целого комплекса систем, объединённых в пробуксовочные системы.

Антипробуксовочная система (АПС) является вторичным элементом активной безопасности транспортного средства, работающим совместно с антиблокировочной тормозной системой ABS, и предназначенным предотвратить пробуксовку ведущих колёс. При этом неважно, какая степень нажатия на педаль газа и какой тип дорожного покрытия. Она значительно упрощает движение автомобиля по влажной дороге и постоянно следить за буксованием ведущих колёс автомобиля.

История

История антипробуксовочной системы берёт своё начало в 1930-х годах

, когда изобрели механический дифференциал повышенного трения. А сделал его немецкий производитель
Porsche. Это устройство отлично себя показало на бездорожье и давало возможность выровнять крутящий момент колёс, если одно теряло сцепление с дорожным покрытием. Поэтому вложение ресурсов в дальнейшие разработки подобных систем не удивляют.
Первопроходцами в изобретении автоматических АПС стали американцы.

В 1971 году компания Buick изобрела и установила антипробуксовочную систему под названием
MaxTrac на свои автомобили. Система MaxTrac в автоматическом режиме отслеживала положение колёс, и предотвращала проскальзывание при помощи снижения оборотов двигателя.
На просторах Европы электронную антипробуксовочную систему впервые начали устанавливать на автомобилях от BMW в 1979 году. А в 1987 году АПС начали ставить на восьмицилиндровых моделях Mercedes-Benz. Эти системы были разработаны компанией Bosch, но получились достаточно громоздкими.АПС нового образца ASR5 появились в 1990-х годах. Они были проще по конструкции, дешевле и легче в монтаже и управлении. Все компоненты размещались в пределах одного корпуса, а в качестве генератора тормозного усилия использовался возвратный насос высокой мощности.

В своё время антипробуксовочные системы стали широко распространятсяна автомобильных гонках. В рамках Формулы–1, в 1990 году, первыми её стали использовать в команде Ferrari. Но позже, использование АПС на гонках запретили.Начиная с 1992 года, антипробуксовочные системы массово ставят на большинство автомобилей и мотоциклов.

Устройство

Антипробуксовочная система включает в себя три основных компонента:

Пожарно-спасательные автомобили АПС

Одной из задач пожарной охраны РФ является проведение аварийно-спасательных работ. После объединения в структуре МЧС пожарных и спасательных формирований появилась необходимость разработки нового вида техники. На базе пожарных машин и аварийно-спасательных технических средств появились пожарно-спасательные автомобили АПС.

  1. Особенности конструкции
  2. Типовое оснащение
  3. Характеристики пожарных автомобилей АПС
  4. АПС-3.0 (43206) Урал
  5. АПС-3.0 (43253) КамАЗ
  6. Iveco-AMT
  7. Пожарно-спасательный автомобиль на базе ГАЗ
Читайте также  Pal ntsc secam что лучше?

Особенности конструкции

Потребность совмещения в едином автомобиле возможностей классических пожарных машин и аварийно-спасательной техники привела к усовершенствованию основных узлов базовых шасси и расширению комплекта спецоборудования. Основой всех АПС являются грузовые модели. Обязательное условие – наличие кабины для боевого расчета с собственной системой обогрева и отсеками для хранения пожарного и аварийно-спасательного оборудования. Кузовная часть АПС приближена к автоцистернам. Здесь размещают емкость для воды и пенобак. С левой и правой стороны надстройки расположены отсеки для хранения инвентаря. Пожарное оборудование и инструмент перевозят на крыше. Чтобы обеспечить свободный доступ к оборудованию, размещенному в верхних отсеках, по бокам кузова закреплены лестницы. Насосная установка размещается всегда в задней части.

Кроме основного пожарного оборудования машины типа АПС комплектуются аварийно-спасательным комплексом. В него входит спецоборудование, инструмент, СИЗ, электросиловое оборудование, приборы для проведения химических и радиоактивных разведывательных действий, средства связи и оказания первой помощи. Аварийно-спасательный комплекс размещается в боковых отсеках и ящиках.

Совмещение в одном автомобиле функций пожарной машины и техники для проведения спасательной операции в экстремальных условиях является как плюсом, так и минусом АПС. Оборудование, установленное на данном типе ПА, по функциональности уступает тому, что используется на отдельно укомплектованных транспортных средствах. В то же время такое совмещение позволило усилить ключевые узлы машины. На раму базового шасси устанавливается надрамник , который и дал возможность оснастить кузовную часть пожарным и аварийно-спасательным оборудованием, а также множеством отсеков для хранения инвентаря.

Типовое оснащение

От пожарных автомобилей АПС взяли цистерну, пенобак и насосную установку. В базовый набор спасательного оборудования входит пожарная веревка, трехколенная лестница, натяжное полотно, огнетушащее покрывало, канатно-спусковое устройство. Комплект аварийно-спасательного оборудования включает ножовку, лом, кувалду, топор, лопату, крюки, ручной гидравлический инструмент. Дополнительно АПС комплектуется электросиловым оборудованием, в которое входит переносной генератор, катушка с кабелем, стационарный и переносной прожекторы, фонарь.

В комплект средств индивидуальной защиты включено: респиратор, дыхательный аппарат, теплоотражательный костюм, комплект для работы с проводами под напряжением. Для оказания первой медицинской помощи предусмотрена аптечка, рассчитанная на 50 человек, стандартная аптечка для ТС, а также носилки и одеяло.

Среди обязательного оборудования – комплект для проведения химической и радиационной разведки, в который входит дозиметр, измеритель мощности радиоактивности, газоанализатор. Дополнительно АПС оборудуют средствами связи: радиостанцией и сигнальной акустической установкой.

Характеристики пожарных автомобилей АПС

ТТХ пожарных автомобилей АПС зависят от базового шасси. Первой машинной этого класса стал АПС-2.0-4012 на базе Урала-42206. Эта полноприводная модель с колесной формулой 4х4 была переоборудована под нужды МЧС в 2003 году. Вместимость цистерны у нее составляла 2 м 3 , в качестве насосной установки использовался комбинированный насос НЦПК-40/100-4/4. В базовое оборудование входила одна рукавная катушка со стволом высокого давления, дающим 2 л/с.

В 2005 году к выпуску АПС приступил КамАЗ. В качестве базового шасси была использована полноприводная модель КамАЗ-43118. Автомобиль получил маркировку АПС-2.5-40/4. Вместимость цистерны была увеличена на 0.5 м 3 , в перечень стандартного оборудования вошли две катушки со стволом высокого давления мощностью 4 л/с.

Сегодня пожарные автомобили типа АПС выпускают на шасси Урал, КамАЗ, ГАЗ, МАЗ, Iveco.

АПС-3.0 (43206) Урал

Эта модель относится к среднему классу. Она разработана на базе полноприводного шасси с колесной формулой 4х4, что позволяет ей принимать участие в спасательных операциях как в городской среде, так и в труднодоступных местах. Цельнометаллическая двухрядная кабина рассчитана на шесть мест, включая водителя. Кузовная часть включает стальную цистерну для воды объемом 3000 литров и бак для пенообразователя на 180 литров. В качестве базовой насосной установки используется центробежный насос НЦПК-40/100-4/400.

АПС-3.0 (43253) КамАЗ

Пожарно-спасательный автомобиль АПС-2.5-40/100-4/400, который также относится к среднему классу. Он используется для доставки к месту ЧС боевого расчета, ОТВ, комплекта пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования. Основное место использования этой модели с колесной формулой 4х2 – городская черта. Кабина рассчитана только на троих человек, однако чаще всего по заказу ставится модульная кабина на шесть мест.

Объем цистерны для воды у этого автомобиля – 2500 литров, пенобака – 150 литров. АПС комплектуется комбинированным насосом НЦПК-40/100-4/400 с рукавами высокого давления на 60 или 90 метров.

Iveco-AMT

Пожарно-спасательный автомобиль тяжелого класса, разработанный на базе Iveco. Модель имеет индекс ПСА-С-6.0-70. Основное назначение – проведение операций по пожаротушению и аварийно-спасательных мероприятий в городской черте, сельской местности, промышленных объектах при низкой температуре окружающей среды до -60 градусов. Колесная формула у этого автомобиля – 6х6, что позволяет ему без труда преодолевать снежные заносы, болотистые местности и бездорожье.

Кабина рассчитана на шесть мест, включая водителя. Преимущество данной разновидности АПС – цистерна для воды объемом 6000 литров. В базовой комплектации и увеличенный бак для пенообразователя объемом 600 литров. На автомобиль ставится насос НЦПН-70/100 производительностью 70 л/с. Плюс этой модели – дистанционное управление лафетным стволом.

Пожарно-спасательный автомобиль на базе ГАЗ

Для регионов с умеренным климатом был разработан АПС-1.0-400/100-4/400 (C42R33) на базе ГАЗон NEXT. Основная зона его применения – городская черта, объекты нефтехимической промышленности и базы хранения нефтепродуктов. В основе этой модели – заднеприводное шасси ГАЗ (C42R33) с колесной формулой 4х2. Объем цистерны для воды у нее всего 800 литров, а пенобака – 60 литров. Несмотря на такие скромные параметры, кабина рассчитана на 7 человек, что считается нормой для автомобилей среднего и тяжелого класса.

В стандартную комплектацию входит вооружение для тушения пожара и аварийно-спасательное оборудование, электросиловая установка, средства связи, СИЗ, санитарное оборудование.

APS сигнализация – концепция автомобильной безопасности

  • Немного истории
  • Сигнализации APS: инструкция и обзор моделей

Такую систему автобезопасности, как aps сигнализация, инструкция позиционирует в качестве одной из самых надежных и легких в эксплуатации охранных устройств. К этому можно добавить, что она является еще и чрезвычайно популярной и хорошо зарекомендовавшей себя среди российских автомобилистов. В ней невероятным образом совмещены:

  1. Высокое качество
  2. Отменная надежность
  3. Широкая функциональность
  4. Простота установки
  5. Эксплуатационное удобство

Простота программированияaps сигнализация инструкция – еще одна характерная черта этого типа электронных стражей. Благодаря совокупности перечисленных выше качеств она стабильно в последние годы удерживает лидерство во всевозможных рейтингах продаж в России. Кроме того, различные типы и модификации APS сигнализаций специально адаптированы к специфическим условиям отечественного рынка, что только добавляет им вистов и популярности.

Немного истории

Аббревиатура APS обозначает Advanced Programming Systems. Такие электронные церберы, признанные свято блюсти безопасность автомобилей, созданы небольшой научно-производственной компанией из Соединенных Штатов. Она уже давно работает на ниве создания и внедрения различных электронных систем и компьютерного ПО, обладая достаточно серьезным научно-техническим потенциалом.

В начале девяностых эта фирма решила испытать свои силы в сфере разработки охранных устройств. В результате ею было освоено производство простых и достаточно дешевых автомобильных противоугонных устройств. Инструкции к APS-сигнализациям были настолько четкие и понятные, что в них мог разобраться даже новичок. Однако сначала география распространения такой продукции была не слишком обширна и не выходила за пределы обоих Америк. Противоугонные системы фирмы поставлялись преимущественно в:

  1. Мексику
  2. Канаду
  3. Бразилию
  4. Аргентину

В 1994-м году компания «Advanced Programming Systems» начинает сотрудничать с российской фирмой ММС, которой продукция американского компаньона и была выведена на отечественный рынок. Следует заметить, что только второе поколение заокеанских противоугонных систем, начиная с APS 1000, получило широкое распространение и стало лидером продаж. Модели предыдущих серий не были полностью приспособлены для российских условий. Сегодня практически все модификации противоугонных устройств APS характеризуются легкостью монтажа и простотой эксплуатации. Поэтому их можно рекомендовать для самостоятельной установки.

Сигнализации APS: инструкция и обзор моделей

Сегодня под брендом «Advanced Programming Systems» выпускаются десятки моделей различных характеристик, конструкционных особенностей и эксплуатационной специфики. Однако всех их объединяют высокий уровень надежности и отменные функциональные параметры. Наибольшей популярностью и востребованностью сейчас пользуются следующие модели:

  1. Противоугонное устройство модели APS 5100. Это самая популярная охранная система бюджетного класса. Активная зона приема сигнала ее брелока составляет девятьсот метров. Данная модификация оснащена Противоугонной функцией «Anti-Carjacking», усовершенствованным режимом «Паника», возможностью бесшумной постановке и снятия с охраны
  2. APS 5200. Отличительными характеристиками данной модели являются такой набор функционала, как громкая оповещающая сирена, иммобилайзер с парой дополнительных каналов, двухуровневые ударные датчики, встроенный пейджер. Кроме того, она оснащена четырехкнопочным программируемым брелоком-передатчиком с возможностью обратной связи и LED-дисплеем, функцией блокировки стартерного механизма встроенным реле и многим другим
  3. APS 1650. Этот многофункциональный программируемый электронный страж относится к категории дорогостоящих элитных моделей. Он обладает тонким оригинальным двухкнопочным брелоком с возможностью автоматического перепрограммирования любых защитных функций, настроек сирены и ударных датчиков

Что же касается инструкции к APS сигнализациям, то для каждой конкретной модели существует собственное эксплуатационное руководство и сведения об установки, где описываются особенности данной модификации. В общем, это не та сфера, в которой хороша универсальность.

Однако любая модель электронного стража, выпущенная под маркой «Advanced Programming Systems» способна обеспечить надежную защиту транспортного средства и спокойствие его владельцу.

Алексей Рубанов/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с ремонтом автомобилей. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Алексей Рубанов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Avtoshkola-Rodina.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: