Что дает усилитель для колонок в авто?
Для чего нужен усилитель для колонок в автомобиль?
Чтобы понять, для чего нужен усилитель в машину, стоит разобраться в показателе мощности встроенного прибора и сравнить с реальной его величиной.
На каждый такой аппарат производители предоставляют паспорт. В нем обязательно содержится техническая характеристика, в которой можно ознакомиться с данными. Однако информация иногда бывает недостоверной или просто указывается максимальная мощность, а она от настоящего показателя может отличаться в разы.
Для чего нужен усилитель в авто?
Для чего нужен усилитель в автомобиле, можно понять, если услышать, как головное устройство искажает звук, хотя оно и встраивается для того, чтобы улучшить его качество. Включив колонки, реально услышать, как вместо приятной музыки раздаются стоны, хрипы, скрипы.
Перед тем как приступить к поиску устройства, которое улучшит параметры аудиосистемы, нужно почитать отзывы о нем, узнать, величину мощности.
- Начать стоит с фирмы, что занимается производством такой аппаратуры. Немало предприятий уже успели заиметь рекомендации на рынке с хорошей стороны.
- Перед тем как заплатить за усилитель, желательно послушать, как в действительности воспроизводится звук.
- Внимательно прочитать техпаспорт, чтобы узнать подходят ли показатели устройства.
- Выбор вида зависит от места, где он будет располагаться.
Приобрести можно моноблок, который работает вместе с сабвуфером, функционирует при невысокой нагрузке. К четырехканальным усилителям, что больше всего покупаются, подключаются 4 динамика, обеспечивается отличное звучание, которое позволит забыть о шуме или скрипе и наслаждаться музыкой. Выполнять свои функции такой аппарат сможет и с двумя сабвуферами.
Нужен ли усилитель колонок в авто и выбор места для него
Решив для себя положительно задачу нужен ли усилитель колонок в авто, надо продумать, где он будет размещаться. Поскольку работая, такой прибор греется, нужно выделить место, где аппарат сможет функционировать без охлаждения. Иначе придется использовать кулеры. Размещая оборудование на спинке сидения, на обшивке багажника, сзади на полке, дополнительное устройство не понадобится.
Смотрите видео о выборе бюджетной аудиосистемы в автомобиль.
Не стоит закреплять усилитель далеко от системы акустики, а устанавливая, нужно следить, чтобы воздействие других комплектующих, которые присутствуют в машине, не влияло на его работу.
Способы установки усилителя
Послушав, как звучит музыка в машине, в которой стоит четырехканальный прибор, владелец ее больше не станет задаваться вопросом, для чего нужен усилитель для колонок в авто. Разница в акустике поражает.
Купив оборудование с подходящими параметрами, надо определиться со способом установки. Проще всего закрепить аппарат на поверхности. Дополнительной подставки приобретать не понадобится, если он будет находиться в таком месте, как полка или переднее сидение и не испортит дизайн внутри машины.
В противном случае, придется прятать провода, для чего делается фальшпанель. Усилитель расположится на открытой поверхности, а в приборе для охлаждения необходимости не возникнет. Во внутреннем пространстве монтированием занимаются обычно специалисты, поскольку они смогут установить оборудование, не нарушив интерьер.
Критерии выбора класса усилителей
Класс, к которому относится прибор, поможет определить, для чего нужен усилитель в автомобиле, какая главная его цель:
- для более мощного сигнала;
- улучшения чистоты звука;
- уменьшения искажения.
Чтобы выполнялись одновременно все задачи, стоит присмотреться к оборудованию, имеющему обозначение AB. В его функциях сочетаются достоинства, что характерны для других классов приборов, которые преобразуют слабый сигнал в более мощный.
Усилитель в авто
Бытует мнение, что установка дополнительного усилителя в автомобиле – это блажь, так как для нормального звука вполне достаточен встроенный усилитель магнитолы, а мощность нужна только людям, которые любят громко слушать музыку. Так ли это? Давайте разберемся.
Для чего нужен автоусилитель звука
Встроенный усилитель магнитолы не всегда соответствует заявленным производителем характеристикам. Средние показатели мощности не превышают 18-20 ватт. Даже максимальные показатели в 55 ватт, которые указаны на фронтальной панели аудиосистемы (4х55) не более чем удачный маркетинговый ход, и в условиях эксплуатации никогда не достигаются. Это и обуславливает низкое качество звука, воспроизведенного в автомобиле.
Уровень шума в салоне перекрывает звучание музыки, а при попытке сделать немного громче появляются искажения, снижение амплитуды звучания и другие, неприятные для слуха, вещи. Вот почему людям, которые ценят хороший звук в автомобиле, рекомендуется к имеющейся автомобильной аудиосистеме подключить усилитель.
Как выбрать усилитель
Они различаются по количеству (1-, 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти канальные) каналов и классом (АВ и D).
Класс АВ – аналоговые аппараты, с высокими показателями мощности, но незначительным коэффициентом полезного действия, который соответствовал бы запасу мощность.
Класс D – цифровые аппараты с высокими показателями коэффициента полезного действия и большим запасом мощности, но не всегда они могут похвастаться отменным качеством.
1-канальные аппараты
Моноблоки, как их еще называют, используются для сабвуферов, так как работают на низкой нагрузке (1-2 Ом). Они представлены чаще всего в классе D, так как для сабвуфера важно не качество, а мощь звука. Они оснащены развитым кроссовером низкочастотного диапазона и наружным регулятором громкости.
2-х канальные
Их применяют для подключения пары колонок или соединения сабвуфера при помощи мостового соединения. Если мощность позволяет их также можно подключить по катушке на канал автоусилителя.
3-х канальные
На сегодняшний день используются крайне редко, так как их вытеснили четырех канальные аппараты. Третий канал применялся для подключения саба.
4-х канальные
Самые популярные и распространенные во всем мире. Применяются для усиления мощности в различных вариантах: подсоединение к четырем динамикам, к двум динамиков и одному сабвуфера или двум сабвуферов. Универсальность их применения и обуславливает их востребованность.
5-ти канальные
Применяется для повышения мощи четырех каналов передней и боковой акустики и одного сабвуфера. Это экономный вариант, включающий в себя усиление всех составляющих аудиосистемы в автомобиле, к тому же компактные размеры позволяют значительно сэкономить место.
6-ти канальные
Применяются крайне редко, так как невостребованны обычными потребителями предпочитающие более простые автомобильные аудиосистемы.
Устанавливать или нет конденсатор
Конденсатор широко используются на автомобилях любой комплектации, так как улучшают свойства автоусилителя и качество звучания сабвуфера, которые иногда, во время усиления сигнала, могут потреблять большее энергии, чем на тот момент аккумулятор может обеспечить. Даже толщина проводов усилителя сабы, не могут предотвращать провалы в его работе.
Следует учитывать и загруженность электрической системы автомобиля при работающем кондиционере в летнее время или подогрева в зимнее. В таком случае аккумулятор неспособен мгновенно реагировать на скорость потребления тока.
Устранить эти негативные эффекты помогут конденсаторы. Это, по сути, есть не что иное, как электролитический конденсатор большого объема, который подключается параллельно цепи питания усилителя. Он реагирует моментально на повышенную потребность тока и быстро заряжается для выброса новой дозы тока к усилителю.
Как подключить усилитель
Выбрать и купить усилители это только полдела. Очень важно выбрать для него правильное место для установки, так как они греются. Поэтому необходимо обеспечить им естественную вентиляцию. Некоторые модели имеют встроенную систему вентиляции и это очень удобно.
Чаще всего их устанавливают в багажном отделении автомобиля, за спинку заднего сидения, под кресло, на заднюю полку, на фальш-панели в углу багажника. Очень важна правильная настройка работы всей аудиосистемы автомобиля, состоящая из конденсатора, усилителя, динамиков, сабвуфера и автомагнитолы. Специалист, проводящий данную работу должен иметь опыт и знания проведения настройки, так как именно от нее и зависит конечное качество звука.
Итак, мы пришли к выводу, что усилитель в авто вещь необходимая как для любителей спокойной и размеренной езды, так и для ценителей качественного звука, громкости и драйва. Конденсатор обеспечит бесперебойное питание системы, и ничто не омрачит моменты наслаждения музыкой. Теперь вы знаете, как правильно выбирать и устанавливать усилитель в ваш автомобиль.
Как выбрать усилитель звука в машину
Зачем нужен автомобильный усилитель звука?
Сегодня многие автомобили оснащаются аудиосистемой еще на заводе. Большинству автолюбителей возможностей штатной аудиосистемы вполне достаточно, и, если вы не испытываете дискомфорта от качества звучания штатной магнитолы, и у вас никогда не возникало желания выкрутить регулятор громкости на максимум, то усилитель вам не нужен. Но если качество стандартного звука вас не устраивает, или если вам хочется поставить в машину сабвуфер и «зажигать» на «тусовках» и «фестах», то без усилителя звука не обойтись.
Какой выбрать?
Усилитель по своим характеристикам обязательно должен соответствовать подключаемым к нему динамикам. Несоответствие мощностей и сопротивления динамиков возможностям усилителя могут привести к выходу из строя усилителя или заметному снижению качества звучания. Входное сопротивление динамиков ни в коем случае не должно быть ниже поддерживаемого усилителем.
Прежде чем перейти к подбору усилителя по характеристикам, следует подготовиться к тому, что покупка выйдет дорогостоящей: усилители относятся к тем видам техники, в которых дорогая модель может быть плохой, но дешевая модель хорошей быть не может. Даже суммарная стоимость одних комплектующих (качественные разъемы, тяжелый алюминиевый радиатор, силовые полупроводниковые приборы) уже тянет на немаленькую сумму. И, чтобы не потратить зря деньги, настоятельно рекомендуется обратить внимание на проверенных производителей аудиотехники, таких как Alpine и Hertz. Либо на более бюджетные, но пока еще качественные модели от Swat, JBL, Pioner, Kenwood, Sony и т.д.
Характеристики усилителей.
Класс усилителя. Несмотря на большое количество типов усилителей (A, B, C, D, AB) сейчас наибольшее распространение имеют AB и D классы.
AB – обладают хорошим качеством выходного сигнала, но низким КПД (наилучший показатель — 65%, обычно намного меньше). Из низкого КПД проистекают и другие недостатки этого класса: невысокая выходная мощность (на 100 Вт потребленной мощности на выходе будет только 50) и большие размеры (
50% мощности выделяется в виде тепла на мощных транзисторах выходного каскада и это тепло необходимо рассеять с помощью радиаторов).
В усилителях класса D мощные транзисторы не используются. При одной с AB-классом потребляемой мощности такой усилитель будет иметь большую выходную мощность и намного меньшие габариты. КПД усилителей D-класса доходит до 95%. К сожалению, при одной мощности с усилителем AB-класса, самый дешевый усилитель D-класса будет стоить заметно больше и выдавать при этом менее качественный звук. Зато усилители D-класса бывают очень мощными при небольших размерах: с помощью такого усилителя можно будет подключить к автомобильной аудиосистеме самый мощный сабвуфер.
Количество каналов. Это, проще говоря, количество выходов, к каждому из которых можно подсоединить по динамику.
Хотя можно и к двум каналам подсоединить один более мощный динамик по «мостовой схеме», и к одному каналу подсоединить два динамика, посчитав суммарное сопротивление по соответствующей формуле.
Одноканальные усилители (моноблоки) обычно предназначены для подключения сабвуфера к имеющейся аудиосистеме. Соответственно, при выборе такого усилителя важны те параметры, которые пригодятся при подключении сабвуфера. Наличие фильтра высоких частот в моноблоке не обязательно (нет смысла подключать к нему высокочастотные «пищалки»), а вот наличие НЧ-фильтра практически обязательно. Диапазон воспроизводимых частот в таких усилителях обычно смещен вниз, и максимальная частота редко превышает 250 Гц. Для подключения мощных сабвуферов желательно наличие в усилителе фильтра сверхнизких частот (subsonic) для «срезания» неслышимых ухом, но вредных и для оборудования и для организма человека частот ниже 20 Гц. Регулировка уровня баса также будет нелишней, особенно если её нет в штатной магнитоле.
Двухканальные усилители – более универсальный вариант. Могут использоваться как для подключения двух колонок, так и для подключения одной мощной колонки (сабвуфера) по мостовой схеме. Усиление в них производится уже во всем слышимом диапазоне: 20-20000 Гц. Соответственно, обычно оснащены как НЧ, так и ВЧ-фильтрами.
Трехканальные усилители предназначены для подключения двух колонок и сабвуфера. Такие усилители зачастую имеют дополнительные возможности для работы с сабвуфером, вроде subsonic фильтра или регулировки баса.
Четырехканальные – наиболее универсальный вариант, чаще всего использующийся для построения аудиосистемы целиком. Представляет собой два двухканальных усилителя, объединенных в одном корпусе. Чаще всего каждый усилитель имеет свой кроссовер (комплект раздельных фильтров), что позволяет использовать усилитель как для подключения четырех динамиков, так и для подключения двух динамиков и сабвуфера. Впрочем, в некоторых моделях для снижения цены одна пара каналов предназначена для воспроизведения высоких частот, другая – низких (обычно обозначены как «front» – «передняя» – для ВЧ и «rear» – «задняя» – для НЧ). Соответственно, ВЧ-фильтра, к примеру, на задней паре может не оказаться.
Пятиканальные предназначены для подключения четырех колонок и сабвуфера.
Номинальная выходная мощность. Один из важнейших показателей усилителя. Производители это понимают и нередко пытаются ввести покупателя в заблуждение, указывая на корпусе усилителя числа, либо относящиеся к пиковой мощности, либо к потребляемой, либо вообще не имеющие никакого отношения к реальной мощности устройства.
Номинальная выходная мощность (RMS) – это мощность, с которой усилитель может работать продолжительное время (минимум 1 час). Пиковая мощность – мощность, которую усилитель может выдавать кратковременно, длительная работа с такой мощностью усилитель гарантированно повредит.
Выходная мощность усилителя обратно пропорциональна внутреннему сопротивлению подключенных динамиков: при увеличении сопротивления динамиков вдвое, мощность также падает вдвое. Поэтому номинальная мощность приводится обязательно с упоминанием внутреннего сопротивления (импеданса) подключенных динамиков.
Если к одному каналу подключается сразу два динамика, их сопротивление меняется — для последовательного подключения складывается, для параллельного считается по формуле (R1*R2)/(R1+R2).
Если вы собираетесь использовать пару каналов для включения сабвуфера в мостовом режиме, убедитесь, позволяет ли усилитель такое подключение и выясните, каково минимальное сопротивление динамика при таком подключении.
Минимальная и максимальная воспроизводимая частотаобычно охватывает весь слышимый диапазон – от 20 до 20000 Гц. Превышение этих пределов в обе стороны встречается, но практического смысла не имеет. Скорее, диапазон в 10-50000 Гц указывается на шкале амплитудно-частотной характеристики некоторых усилителей, как свидетельство того, что в слышимом диапазоне (20 Гц-20 кГц) АЧХ ровная и усиление сигнала производится независимо от частоты. В моноблоках, предназначенных исключительно для подключения сабвуферов, максимальная частота часто урезана до 250-300 Гц. Это нормально, более высокие частоты сабвуферу воспроизводить незачем.
Для ценителей качества большое значение имеют такие показатели, как коэффициент гармонических искажений и соотношение сигнал-шум.
Гармоническое искажение – это привносимый в сигнал гармонический шум (периодический сигнал отличающейся от самого сигнала частоты). Высокий уровень гармонических искажений проявляется пропаданием чистоты звука, звук становится глухим, шипящим, что особенно хорошо заметно на высоких частотах. Коэффициент гармонических искажений – это отношение амплитуды вносимых гармоник к амплитуде полезного сигнала. Для качественного звучания необходимо, чтобы он был не более 1% на всех частотах. Для Hi-Fi техники принято иметь коэффициент гармонических искажений в районе 0,5-0,7%, а топовые Hi-End модели могут похвастаться показателем в сотые и тысячные доли процента, хотя большого смысла в этом нет: гармоники амплитудой менее 0,5% сигнала человеческих ухом неразличимы.
Кроме гармоничного шума, усилитель привносит в сигнал еще и шум случайный, источником которого служит множество факторов: тепловой шум, низкая разрядность АЦП, паразитные связи, самовозбуждение и т.д. Уровень такого шума, вносимого усилителем, характеризуется соотношением сигнал/шум. Параметр этот, грубо говоря, показывает, насколько сильный будет шум при нулевом сигнале на входе усилителя. Параметр этот не должен быть ниже 75 дБ, а для высококачественной техники – не ниже 95 дБ.
Чувствительностьюназывается та величина входного сигнала, при которой усилитель еще способен выдать сигнал номинальной мощности. Автомобильные усилители часто оснащают регулятором чувствительности («gain», «input level», «input sensitivity»), чтобы их сопряжение с разномастными аудиосистемами не вызвало проблем. Если вы собираетесь подключать усилитель на выход предусилителя аудиосистемы, на выход другого усилителя или отдельного кроссовера, убедитесь, что выбранный усилитель имеет регулируемую чувствительность и что выходной сигнал предыдущего устройства в цепочке находится в пределах чувствительности усилителя.
Проверьте, какие защиты включил производитель в выбранный вами усилитель. Считается хорошим тоном наличие защит от короткого замыкания и от перегрузки.
Также обратите внимание на размеры выбранного усилителя. Мощные АВ-усилители могут иметь довольно большие размеры и лучше сразу предусмотреть для них место в машине – защищенное от брызг и пыли с улицы, но со свободным доступом воздуха для охлаждения радиатора.
Варианты выбора.
Если вы желаете подключить сабвуфер к уже имеющейся аудиосистеме, оптимальным выбором будет приобретение одноканального усилителя. Такой обойдется вам в 6000-15000 рублей в зависимости от производителя и мощности сабвуфера.
Если вам нужен недорогой усилитель для создания аудиосистемы с парой динамиков и опциональным сабвуфером не самой большой мощности, обратите внимание на трех- и четырехканальные усилители АВ-класса по цене от 3000 до 10000 рублей.
Если вам нужен усилитель для создания высококачественной аудиосистемы, выбирайте модель с минимальным коэффициентом гармонических искажений и хорошим соотношением сигнал/шум. Такие усилители стоят 5500 — 19000 рублей. Но, стремясь к высокому качеству звука, не стоит выбирать модель из нижней части ценгового диапазона.
Зачем мне нужен усилитель?
Опции темы
- Подписаться на эту тему…
Поиск по теме
Зачем мне нужен усилитель?
Добрый день. Любовь к музыке и любопытство привело меня на форумы по автозвуку. Продвинутые пользователи и мысли не допускают, что автозвук не может быть без усилителя. И у меня появился соблазн, но и вопросы. Мои муз пристрастия — инструментал, нью эйдж, смус-джаз, где басовой составляющей не так много. Сейчас есть простая магнитола Сони, компонентный фронт МБ Кварт, в задних дверях штатный тыл (оказались очень приличные картонки), полная шумовиброизоляция авто. Уровень громкости обычно 10-12 единиц. Так нужен ли мне усилитель?
В других машинах с «хорошей музыкой» слушали что то своё? Если нет разницы, значит усилитель вам не нужен.
Усилитель, конечно же к купе с хорошим фронтом и ГУ дадут для вас ошеломляющий результат, уж поверьте!
в том то и дело, не слушал. круг знакомых «не молодежь».
вот и любопытно, насколько ошеломляющий?) ведь мощность мне не нужна. сами треки формата мп3 320 кб.
ты совершенно не понимаешь что такое мощность
и поэтому считаешь что якобы «она тебе не нужна».
Значит вам нужно обратиться в какой либо установочный центр, там наверняка есть машины, которые можно послушать. Вариант найти на форумах продвинутых аудиоводителей из вашего города и договориться послушать у них. И уж поверьте , в совершенстве нет предела. Есть машины в которых качество звука достойно аудиолабораторий!
Я думаю автору не нужен усилитель, во первых трата денег времени и еще переделывать под автомобиля. Если же интересует басс, то возможно и надо было переделывать, а так.
Усилитель нужен для того, чтобы создавать необходимый уровень звука при движении авто, когда за окном шумно. Если шумоизоляция нормальная и душа не требует драйва, то усилитель не нужен.
Но если ты не удовлетворен качеством звука, выходящей из ГУ, то нужен усилитель и желательно с хорошим ЦАПом (при условии что с магнитолы есть цифровой выход). И поэтому ставить первое попавшееся не стоит, особенно китайца.
усилитель нужен не столько для уровня звука, сколько для контроля за динамиком
чтобы он не болтался под действием собственной инерции, а двигался строго за музыкой
Усилитель нужен прежде всего для того, чтобы не вносить искажения в тракт (клип). Пусть максимальная мощность гу будет 45 ватт на канал, из них только ватт 15 чистых, без искажений. Усь нужен для того, чтобы получить не 15 ватт, а 75, к примеру.
у тебя в ГУ встроеный усил, так что изначально тема глюк, а по сути, ты хочешь услышать от других -«ставь», но самостоятельно не можешь принять решение? купи б/у усил тут на форуме, либо в установочный центр 2ух канальник возьми, чтобы не было мороки,всетаки разница будет заметна, на той же громкости услышится многое другое в музыке,а если ГУ получше поставить и вобще «задрачится» по минимуму хотябы, то будет более отчетливое звучание, придастя свой оттенок и выразительность, либо наоборот басовитость появится, либо на ВЧ раскроется. вобще я не знаю где находится твой город, лучше на маньяку попробовать сгонять и послушать свои диски в подготовленной машине
Автор,подумай триста раз,прежде чем пойти по этому пути.Конца у этой дороги нет.И чем дальше идти,тем толще кошелек треба))
Это же надо такое придумать, за 15 лет изучения радиотехники большей хрени я не читал ))). Я предполагаю что Вы слышали про такой термин как «демпфирование» нагрузки усилителем, но забыли с чем это едят.
Мысля верная но совсем не правильно оформлена, особенно потеряна причинно-следственная связь. Но раз плюсуют, значит понимают ))).
Максимальная мощность (КНИ = 10%) ЛЮБОЙ магнитолы при питании 14,4 В на нагрузке 4 Ом равна 22 — 25 Вт. Исключения составляют магнитолы со встроенным преобразователем напряжения. Так вот, номинальная мощность (КНИ = 0,5%, по простому — когда «чисто» играет) при тех же условиях равна 12 — 15 Вт. И вот кому не хватает этих цифр, то нужно ставить усилитель. Они как правило, дают номиналки 50 — 70 Вт на канал.
Но повторюсь, если шумоизоляция хорошая и стоят качественные высокочувствильные динамики, то и штатной мощи вполне хватит для нормального прослушивания даже на высоких скоростях.
Последний раз редактировалось VNN84; 29.08.2012 в 00:41 .
Не нужен тебе усилитель. Совсем не нужен, усилитель -разводилово для лохов . КНИ и ватты с омами это ч0тко подтверждают. Ты это хотел услышать?
Да , и половина л.с. в твой машине лишние совершенно. Высококачественные и высокочувствительные колеса решают.
Не нужен тебе усилитель. Совсем не нужен, усилитель -разводилово для лохов . КНИ и ватты с омами это ч0тко подтверждают. Ты это хотел услышать?
Да , и половина л.с. в твой машине лишние совершенно. Высококачественные и высокочувствительные колеса решают.
О,узнаю брата Колю.Аркадий,без тебя совсем пресно на форуме было
Дак про «оптяжку самубенов карпетом» и выбор акустики за 1200 р с «отличным соотношением цена-качество» мне не интересно. А про музыку тут особо не поболтаешь.
Что такое усилитель в автозвуке
Автомобильные усилители берут сигнал от головного устройства, усиливают его, и передают на громкоговорители. Это позволяет получить от динамиков звук мощнее и чище чем, если сигнал подавался бы непосредственно с источника сигнала на громкоговорители. Идеально, если усилитель передает сигнал линейно – сигнал на выходе по форме такой, как и на входе, только с большей амплитудой, которая определяет мощность звука. Такая передача формы сигнала называется АЧХ – амплитудно-частотной характеристикой, которая показывает, как усилитель передает сигнал на разных частотах. Чем ровнее АЧХ, тем лучше для качества сигнала.
Типы усилителей
Производители продолжают создавать новые виды усилителей, но есть три главных вида схем усилителей: класс А, класс АВ, класс D.
- Класс А имеет мягкий звук, но он не эффективен по КПД и сильно перегревается.
- Класс АВ работает намного эффективнее по КПД, но звук получится обычным, нейтральным.
- Усилители класса D являются самыми эффективными по потерям энергии, но они имеют низкий демпфирующий фактор, который показывает степень затухания паразитных колебаний и зависит от выходного сопротивления усилителя.
Усилители обычно делают 5 или 4 канальными, стерео 2 канальные или моноблоки с одним каналом, для подключения сабвуфера. Некоторые производители выпускают усилители и с большим количеством каналов, но они намного меньше применяются в системах автозвука.
Как работает усилитель
Нет ничего важного в принципе работы усилителя, что может пригодиться пользователю. Эта информация больше подойдет для энтузиастов, которые задают себе вопросы, как усилитель работает и как он управляет сигналом. Мы не будем углубляться в работу электрической схемы, в историю транзисторов или в принципы работы трансформаторов, скорее мы рассмотрим, что усилитель делает с сигналом, который он получает от головного устройства и проводит этот сигнал по своим путям.
Обычно считают, что усилитель берет исходный маленький сигнал и увеличивает его до определенной величины. Это верно только от части, фактически усилитель создает новый сигнал, который должен быть точной копией входного сигнала.
Сравним звуковой усилитель и копировальный аппарат. Вы, вероятно, спросите, как можно сравнивать эти две различные технологии. Но если вы делали копию на копировальном аппарате, то вы заметили, что можно с его помощью увеличить исходный документ на определенную величину. Если иметь исходное изображение и увеличить его до других размеров, то вы будете иметь два одинаковых изображения разных размеров, но на разных листах бумаги. Новое изображение – большая копия старой картинки, то есть это новый лист со своим изображением. Теперь перенесем эти принципы работы в усилитель. Он берет сигнал с входа и выдает на выход уже увеличенный сигнал. Однако сигнал на выходе, подобно копировальщику, не тот же что и на входе. Увеличение сигнала происходит только по амплитуде, но не в длине звуковой волны иначе это будут уже помехи и искажения сигнала и копии точной не получиться. Эта аналогия должна вам дать общее представление о работе усилителя.
Усилитель берет слабый сигнал от источника, например, CD проигрывателя и увеличивает его для нормальной работы динамиков. И хотя это не один и тот же сигнал отличие между ними заключается только в их мощности.
Сигналы
Первый шаг к пониманию работы усилителя – это понятие о сигналах. Сигналы используются, чтобы передать данные из одного места в другое. Есть два вида сигнала – аналоговые и цифровые. В нашем примере используется аналоговый сигнал, который передается по аудио кабелям и представляет собой аналогию звуковой волны в электрической форме с помощью изменяющегося уровня напряжения. Головное устройство по кабелям передает в усилитель электрический сигнал, соответствующий звуку (музыке).
Большинство усилителей обрабатывают входной сигнал с помощью трех узлов
Источники звука отличаются по выходному напряжению. Первое головное устройство может подать на усилитель сигнал в 1 вольт, когда другое может подать тот же сигнал уже с напряжением в 3 вольта.
Усилители должны быть способны обрабатывать сигналы разного уровня. Некоторые усилители, особенно штатные, способны обрабатывать только один уровень сигнала, но большинство усилителей обрабатывает два уровня сигналов от источника звука. Один высокий уровень позволяет к головному устройству подключать сразу динамики, а второй низкий уровень сигнала должен пройти через усилитель.
Обязательно чувствительность входной схемы усилителя должна соответствовать уровню сигнала выхода головного устройства. Входная чувствительность регулируется в усилителе и определяет коэффициент усиления, но большая входная чувствительность может привести к большим искажениям сигнала. Поэтому нужно контролировать уровень громкости по регулятору громкости источника сигнала. Ведь регулировка чувствительности используется только что бы устранить несоответствие в уровнях выходного сигнала различных элементов в системе автозвука. Другими словами, если регулятор громкости устанавливается в максимум и на усилитель идет максимальный по уровню сигнал, и нет искажений в динамиках, то в усилителе входная чувствительность отрегулирована правильно.
Блок питания отвечает за преобразование напряжения питания автомобиля (напряжение от аккумулятора) в более высокое напряжение. Обычно напряжение с аккумулятора подается постоянное на уровне 13,8 вольт. Это маленькое напряжение и его не достаточно что бы запустить динамики на звуковую мощность требуемую пользователем.
Все автомобильные динамики имеют постоянное сопротивление, в среднем это сопротивление равно 4 Ом.
Если мы будем подавать на наш усилитель питание 13,8 вольт и подключим на выход динамики сопротивлением 4 Ом, то максимальная возможная мощность, которую мы сможем получить, составит не больше 49 Вт. Ведь по формуле мощность (Р) равняется напряжению (V), взятому в квадрате, деленному на сопротивление (R). Если взять питание аккумулятора в 13,8 вольт и возвести в квадрат, то получим 190. Громкоговорители имеют сопротивление 4 Ом, это значение и подставим в формулу. Поделив 190 на 4, получаем максимально возможную мощность нашего усилителя равную 47,5 Ватт, и это с условием, что КПД усилителя 100%.
Если подключить к усилителю динамики на 2 Ом (что плохо может сказаться на качестве звука), и подставим это значение в формулу мощности, то получим максимальную мощность в 95 Ватт. Но и этого может не хватить для большого 15 дюймового низкочастотного динамика.
Так как можно увеличить мощность на выходе усилителя? Ответ один – повысить питающее напряжение. Очевидно, что повысить напряжение питающей сети автомобиля мы не можем, значит, эту задачу будет выполнять усилитель. Фактически, повышение и контроль напряжения — это работа усилителя.
Повышение напряжения осуществляется блоком питания усилителя. Большой и мощный блок питания означает, что выходной каскад усилителя сможет лучше выполнить свою работу и подать на динамики большую мощность. Что бы повысить напряжение сети автомобиля блок питания усилителя использует трансформатор.
Трансформатор – устройство, которое берет напряжение одного уровня и изменяет его на напряжение другого уровня. Трансформаторы бывают повышающие или понижающие. Это означает, что они берут напряжение определенного уровня и на выходе выдают или повышенное или пониженное напряжение. Типичный понижающий трансформатор используется в системах промышленных электропередающих линий, когда нужно понизить напряжение с передающих линий в несколько киловольт до 220 вольт, используемых в наших домах. В автомобильных усилителях используется повышающий трансформатор, который берет напряжение автомобиля и повышает его до уровня, необходимого усилителю для нормальной работы.
Поскольку аудио сигнал – это сигнал АС (переменный ток), то нам понадобиться и положительное и отрицательное напряжение для работы динамиков. Что бы реализовать это с трансформатора снимается два постоянных напряжения, которые противоположны друг другу. Одно из этих напряжений управляет положительными колебаниями сигнала, а другое – отрицательными колебаниями. При комбинации этих колебаний получиться сигнал АС.
Если у нас блок питания, который выдает +25 вольт, то он должен выдавать и -25 вольт. Это положительное и отрицательное напряжение питания усилителя. В этом примере разница напряжения будет 50 вольт. Если подставить это значение в формулу мощности, рассмотренную выше, то получиться максимально возможная мощность усилителя 625 Ватт. Если сказать другими словами, то усилитель имеет пиковую мощность 625 Ватт.
Большая разница напряжения блока питания дает возможность усилителю выдать больше мощности на динамики. Считается, что при питании с большим напряжением усилитель будет иметь больший «headroom» (это зона на шкале уровня сигнала в dB, где кратковременные пики аудио сигнала не приводят к искажениям звука, другими словами – больший уровень сигнала без искажений), чем усилитель с меньшим уровнем питания.
Выходной каскад усилителя выдает сигнал, который напрямую подается на громкоговорители. Главными элементами выходного каскада являются мощные транзисторы. Наиболее популярными выходными транзисторами являются MOSFET. Транзисторы служат ключами для подачи повышенного напряжения с блока питания на выход усилителя. Что бы сделать это они преобразуют напряжение от блока питания в нужную форму сигнала.
Помните определение сигнала из этой статьи выше? Вот этот сигнал и служит для управления открыванием и закрыванием транзисторов выходного каскада. Так фактически входной сигнал управляет транзисторами, что бы напряжение с блока питания приняло форму аудио сигнала. То есть он переводит транзисторы во включенное и отключенное состояние в соответствии с входным сигналом, когда они воспроизводят входной сигнал в более мощной форме, который подается на выход усилителя и затем на динамики.