Подключение усилителя в авто своими руками
Установка усилителя для новичков
Выбор места под усилитель
Самое первое, что нужно сделать перед установкой усилителя — это выбрать место расположения. Не важно, какой у вас усилитель, будь то четырехканальный или двухканальный, или даже моноблок, нужно определить его расположение. От этого зависит длина проводов от магнитолы к усилителю и от усилителя до колонок.
Для примера, решили установить усилитель в багажник за задними сиденьями. Значит, от магнитолы нужно будет тянуть межблочные провода назад, а это примерно 4-5 метров. Тогда провода следует покупать соответствующей длины. Далее — провода для колонок. Если усилитель расположен сзади — то нужно рассчитать длину от усилителя до передних колонок, а это примерно от 3 до 5 метров для каждой колонки. Тут нужно учитывать, что длина может быть намного больше расчетной, т.к. будет располагать провода не по прямому участку. Также рассчитываем длину проводов от усилителя к задним колонкам или сабвуферу.
При выборе места помните, что усилитель выделяет много тепла. Для установки усилителя выбирайте такое место, где вокруг него будет обеспечена свободная циркуляция воздуха. Не накрывайте усилитель ковриком, не устанавливайте на боку или «вверх ногами».
Если собираетесь установить усилитель спереди, например, под водительским креслом или под панелью приборов, то на проводах можно сэкономить. К тому же, считается — чем меньше длина провода, тем меньше потерь — значит лучше для звука в машине.
Существует вариант установки двух усилителей. Когда один устанавливается спереди и предназначен для работы колонок, а другой — сзади для сабвуфера. Вариантов установки усилителя существует много и перед его установкой нужно подумать, где он будет располагаться и произвести расчеты длины проводов.
Провода для подключения усилителя
Существуют готовые комплекты проводов для подключения усилителя. Как правило, они китайские и не очень хорошего качества. Если делаете установку усилителя в первый раз, то покупка данного комплекта будет оптимальным вариантом. А для тех, кто хочет лучшего звучания — рекомендую покупку проводов отдельно.
Для подключения усилителя можно использовать обычные медные многожильные провода. Следует учитывать, что домашние одножильные провода не подойдут, нужен только многожильный провод (много мелких проводков в одном проводе). Для подключения акустики подойдет провод «ПВС», который можно купить в любом хозяйственном магазине электрики.
Например, для передних и задних колонок можно купить кабель «ПВС 2х2.5», для твиттеров — «2х1.5», а для подключения сабвуфера — «2х4». Все зависит от длины провода и мощности колонок. Чем длиннее провод, тем толще он должен быть.
Тоже касается силовых проводов для подключения усилителя (к плюсу и минусу). Если собираетесь установить простенькую музыку, подойдет обычный провод и подключить можно к тому же проводу, что питает магнитолу. А минус – к кузову авто. Но это неправильно и могут быть потери, что скажется на звучании.
Лучший вариант — это подключение силовых проводов от усилителя непосредственно к аккумулятору автомобиля. И провод надо выбирать толстый. Например, многие автолюбители советуют покупать обычные провода марки «КГ» толщиной от 25 до 35 («КГ-25» или «КГ-35»). Считается, чем больше длина провода и чем больше мощность подключаемой акустики, тем толще должен быть провод.
Плюсовой провод должен быть подключен через колбу с предохранителем, по номиналу соответствующему предохранителю на усилителе, сама колба должна располагаться на расстоянии не далее 30 см от аккумулятора.
Для подключения питающего провода к магнитоле можно использовать любой одножильный провод, он никакого влияние на звучание не отказывает.
Если не хотите покупать провода «ПВС» или «КГ» для подключения усилителя, тогда в авто магазинах есть провода для нарезки. Они не самого лучшего качества, но для простой аудио системы вполне сойдут.
Если имеются установочные комплекты с различными проводами, то выбирайте комплект с самыми толстыми проводами — это улучшит качество звука и позволит подключить к проводам питания несколько усилителей. Используйте силовые провода не тоньше 4 Ga (сечение 21 мм2) длиной не более 5 метров. Минусовой и плюсовой провод должны быть одинакового сечения.
Отдельного слова требуют межблочные провода. Если купили комплект для подключения, то в него входят эти провода. Конечно, данные провода будут работать, но качественного звучания с ними не добиться. Если хотите хороший звук, придётся потратить деньги на покупку отдельных межблочных проводов. Лучше покупать межблоки хороших фирм — DAXX или Чернов.
Я на личном опыте убедился, что замена межблочных проводов с китайских Mystery на DAXX улучшает качество звучания акустики. Следует помнить, что межблочные провода самые главные и непосредственно влияют на звук.
Подключение усилителя своими руками
Если провода имеются и выбрано месторасположения усилителя — приступим к установке, что можно сделать своими руками. Для начала подсоединяем межблочные провода от магнитолы к усилителю. Если у вас четырехканальный усилитель, то потребуется две пары межблоков, для двухканального – одна пара межблочных проводов.
Далее подключаем силовые провода к усилителю (это плюс и минус). Как было сказано выше, лучший вариант — это непосредственное подключение плюса и минуса к клеммам аккумулятора. Для упрощения подключения усилителя, можно минусовой провод подключить на корпус автомобиля, а не тянуть до минуса аккумулятора. Управляющий провод от усилителя к магнитоле подключается без особых сложностей.
При установке усилителя в багажнике, выполняйте прокладку проводов питания в тех же местах, где расположены другие кабели автомобиля. Многие авто имеют изолированные каналы для проводки кабелей. Вы можете удалить дверную прокладку (порог салона) и коврик.
Для подключения проводов существуют специальные акустические клеммы. Самое важное — это надежный контакт провода, и если нет возможности, то усилитель можно подключать и без специальных клемм. Конденсатор при установке усилителя подключать не обязательно, если имеются хорошие провода и надежное соединение.
Следующий шаг — это подключение акустических проводов от усилителя к колонкам или сабвуферу. Если даже перепутали полярность, то ничего страшного. После проверки усилителя можно будет прослушать колонки, и если они играют неправильно, то просто поменяйте полярность проводов. Главное надежный контакт, чтобы они не отвалились от вибраций.
Не прокладывайте провода акустических систем рядом с кабелями питания. Силовые провода могут создавать в акустических системах звук, напоминающий сирену. Прокладывайте провода питания и акустических систем по разным сторонам автомобиля.
Когда все провода подсоединены — на этом процесс установки усилителя можно считать завершенным. Далее проверяем работу усилителя, все ли правильно подключено. Как вы узнали из данной статьи — все операции по подключению усилителя можно сделать своими руками и в этом нет ничего сложного.
Установка усилителя в автомобиле
Усилитель мощности звука — это один из ключевых элементов автомобильной аудиосистемы. Мы расскажем вам о том, как грамотно подключить его своими руками. Установка усилителя требует минимальных технических навыков.
Автомобильные усилители звука бывают нескольких видов
- Двухканальный усилитель для автомобиля предполагает подключение двух фронтальных или двух тыловых динамиков. Также используется для подключения сабвуфера. Очень редко подключают 4 динамика.
- Четырёхканальный автомобильный усилитель звука даёт возможность подключить два передних и два задних динамика. Возможен другой вариант: в два канала — два динамика, а два других канала соединены мостом к сабвуферу. В случае с сабвуфером трудно добиться хорошего звукового давления. Предпочтительнее использовать два двухканальных усилителя.
- Если прибор пятиканальный, четыре канала предназначаются для динамиков, а пятый — для сабвуфера. Как и в предыдущем варианте, при подключении сабвуфера на воспроизведение низких частот будет уходить большая часть мощности усилителя. Её может не хватить для средних и высоких частот. Пятиканальный усилитель — хороший вариант для нетребовательных к уровню громкости слушателей.
- Моноблок — усилитель с одним каналом для сабвуфера.
На усилителях для автомобиля разъёмы объединяют в группы в зависимости от предназначения:
Силовые разъёмы (питание).
Три контакта, обозначенные — +12V.
Подается питание от плюсовой клеммы аккумулятора. Питающий провод не должен быть тонким. На расстоянии 40 см (или меньше) от аккумулятора желательно установить предохранитель (на фото). Он предназначен для защиты электропроводки автомобиля.
Подключается управляющий провод от головного устройства (магнитолы). Межблочный провод обычно имеет третий тоненький проводок, который и используется как управляющий. Нужен для того что бы усилитель включался и выключался вместе с головным устройством.
GND(земля), подключается на массу автомобиля.
Провод должен иметь сечение не меньше питающего и быть как можно короче.
Разъёмы для акустических систем (динамики или сабвуфер).
Подключаются провода от динамиков. Важно подключить контакты»+» и «-» на усилителе к соответствующим контактам «+„, “-» на динамиках. Как подключить сабвуфер мостом на два канала? Один провод от сабвуфера подключаем к положительной клемме одного канала на усилителе, а второй провод от сабвуфера к отрицательной клемме другого канала усилителя. Свободные положительную и отрицательную клеммы на усилители соединяем коротким проводом между собой (требуется не для всех усилителей, смотрите инструкцию).
Линейный вход (lineinput), иногда есть ещё выход (output).
Представляет собой разъёмы стандарта RCA («тюльпаны»), предназначен для подключения к линейным выходам головного устройства через межблочный кабель. Если есть линейные выходы, то их используют для подключения еще одного усилителя.
Инструменты и материалы для установки усилителя в машину
- Усилитель
- Межблочный кабель
- Питающий провод, достаточно длинный и небольшой отрезок для подключения к массе
- Провода для динамиков. Те, что идут в комплекте с динамиками обычно не подходят, так как очень тонкие
- Отвёртка
- Набор шестигранников, нужны для некоторых усилителей
- Кусачки для проводов
- Нож
- Саморезы для крепления усилителя.
Установка усилителя для автомобиля
- Выбираем место в машине. Там должна быть хорошая вентиляция — усилитель довольно хорошо греется. Также место должно давать возможность в дальнейшем добраться до усилителя для настройки.
- Крепим усилитель с помощью саморезов или болтов.
- Крепим основной предохранитель двумя саморезами возле аккумулятора.
- Протягиваем к усилителю все провода (динамики, межблочный провод, питание) и подключаем их. Следует заметить, что силовой провод лучше вести подальше от проводов динамиков и межблочного провода, чтобы минимизировать помехи.
- Подаем питание на головное устройство, усилитель. Проверяем на наличие замыканий. На большинстве усилителей есть светодиод, сигнализирующий о проблемах. Если он горит зеленым или голубым, то все в порядке. Если красным — значит, что-то неправильно подключено или коротит на массу. Если два провода, идущих к динамику, замыкают между собой (например, на клеммах динамика), также срабатывает защита. В более дешёвых усилителях защиты может не быть, поэтому следует тщательно всё проверять перед подачей питания.
Теперь усилитель звука для автомобиля следует настроить
Обычно есть несколько типовых настроек:
- Уровень чувствительности. На усилители может позначатся как «level» или «Gain».
- Фильтр низких частот. LowFrequency или LPF. Обрезает верхнюю границу частот для сабвуфера.
- Фильтр высоких частот. HighFrequency или HPF. Обрезает нижнюю границу частот. Используется, если к усилителю или данным каналам подключены динамики средних и высоких частот.
- Crossover или x-over, переключатель между фильтрами низких и высоких частот. Также имеет третье положение, когда фильтры не задействованы(Full или Flat).
Настраиваем усилитель для автомобиля
- Уровень чувствительности ставим на минимум (поворачиваем против часовой стрелки до упора).
- Включаем головное устройство и делаем максимальный уровень громкости (или почти максимальный, до появления звуковых искажений), теперь плавно поворачиваем регулятор чувствительности на усилителе до тех пор, пока не появятся заметные шумы и искажения звука, делаем немножко меньше и оставляем. Осторожно: может быть очень громко.
- Убираем уровень громкости на головном устройстве (магнитоле) до нормального уровня.
Как подключить усилитель в машине
Как самостоятельно подключить усилитель в автомобиле
Чтобы подключить усилитель понадобятся: провода питания, предохранитель с держателем, провод remote, защитная изоляция, клеммники и наконечники, кабель RCA. Разберем подключение поэтапно.
Содержание
Подключение автомобильного усилителя к аккумулятору
«Черный — минус, красный — плюс, знает каждый карапуз!»
Питание — фундамент системы, оно влияет на сохранность компонентов и на качество их звучания. Поэтому очень важно ответственно подойти к его подключению и выбору проводов питания.
Как выбрать провода для усилителя
Перед тем как подключить усилитель, нужно правильно выбрать сечение провода питания, оно должно соответствовать количеству потребляемого тока. В мануалах и инструкциях вы вряд ли найдете значения потребляемой мощности, так как для нее нет общепринятой методики измерения и поэтому придется посчитать самостоятельно. Обратите внимание, что данные для расчета нужно брать от минимального сопротивления, в котором может работать усилитель, например если: выходная мощность для 2 Ом: 240 Вт х 2, а выходная мощность для 4 Ом: 160 Вт х 2 — берем 240.
Допустим у вас двухканальный усилитель с номинальной мощностью 2 х 240 Ватт — складываем каналы 240 + 240 = 480 Вт — общая мощность.
Эти 480 Вт умножаем на 2, потому что потребляемую мощность принимают удвоенной от выходной из-за большой неравномерности и скачков потребления: 480 * 2= 960 Вт.
Теперь полученную мощность делим на напряжение в бортовой сети автомобиля — 14.4 В (подразумеваем заведенную машину) и находим потребляемое напряжение: 960 / 14,4 = 66,7 Ампер.
Используем табличку для подбора сечения кабеля усилителя:
Соотносим потребляемое напряжение с длиной проводки (если тянуть до багажника, то это обычно до 5 метров) — получаем необходимое сечение 2 Ga (сокр. от American Wire Gauge — американская мера сечения проводов).
Важно — первая таблица актуальна только для медных проводов. Если у вас алюминий покрытый сверху медью (как правило во всех готовых наборах для подключения) делайте запас 35 — 40%.
Выбираем предохранитель на провод питания усилителя
Силовая проводка автомобильной системы это объект представляющий пожароопасность, поэтому к плюсовому проводу обязателен предохранитель, который в случае повышения напряжения и нагрева провода при коротком замыкании расплавится и обесточит систему. Не путайте с предохранителями в усилителях, которые защищают внутренние схемы !
Важно правильно подобрать номинал предохранителя, чтобы он не душил питание и не плавился понапрасну, но в то же время перегорал раньше проводки, иначе смысл защиты пропадет.
Типы предохранителей (слева направо): AGU, ANL, mini ANL
Предохранители типа AGU обычно имеют номинал до 80 Ампер и устанавливаются в колбы. ANL предохранители доходят до 300 Ампер, для их установки используют держатели и различные варианты футляров. Mini ANL как правило не используются для защиты основной проводки, а устанавливаются в дистрибьюторах питания для разведения кабелей.
Виды держателей, (слева направо): колба, держатель предохранителя, автомат, дистрибьютор
Отдельно нужно отметить автомат, который не содержит предохранителя как такого, а отключается сам от превышения напряжения. Не смотря на удобный функционал, не пользуется большим доверием среди любителей автозвука, есть мнение что в некоторых случаях он может не успеть отключиться и «прикипеть».
Устанавливать предохранитель или автомат рекомендуется не дальше 20 см. от плюсовой клеммы. Смысл в том, что участок провода до предохранителя не защищен и по этому чем он короче — тем лучше.
Клеммы на аккумулятор (АКБ)
Есть несколько способов крепления проводов к АКБ. Самый простой — прикрутить обжатый наконечник под какой-нибудь болт штатной клеммы. Это достаточно распространенный вариант (при соединении обязательно зачистите место контакта наждачной бумагой). Более практичный способ — установка новой клеммы с дополнительными местами для подключения (продаются в автомагазинах и стоят не дорого). Безкомпромиссное решение — установка специализированных клемм с мощными зажимами и удобными разводками. Если вы не боретесь за результат в звуковом давлении, то вряд ли почувствуете большую разницу на музыке, главное что бы контакт был надежный (крепкий и чистый), хотя удобство и аккуратность так же могут быть важны.
Наконечники для проводов
Наконечники проводов, будь то клеммы или патроны должны быть надежно обжаты. Сплющивание молотком — плохой контакт, лучше жать в тисках с использованием формы. Наша рекомендация — ручной пресс (механический или гидравлический) — можно попросить обжать в автозвуковой студии, а если таких у вас нет , можно спросить у промышленных электриков, возможно в каких-то СТО. Постарайтесь найти, результат того стоит — идеальный контакт.
Минус на кузов или от аккумулятора
Как подключить усилитель — минусом от кузова или напрямую от АКБ.
Информация о том, что минус нужно обязательно тянуть от акб по большей части миф в сфере автозвука. На деле потери в отдельном кабеле будут больше чем через кузов.
Если у вас повседневная система с парой-тройкой киловатт или меньше, то минус от кузова будет адекватным решением. К тому же, сэкономит ваши деньги. Главное — не забудьте хорошо зачистить до металла место контакта и крепко притягивайте все соединения. Не лишним будет бросить под капотом дополнительную жилу от минуса АКБ на кузов.
Как установить усилитель в машину и гордиться собой
Музыку всегда хочется взять с собой. Не исключением является и машина. Однако хочется не просто взять, а еще и так, чтобы было приятно слушать. Стандартные акустические системы, устанавливаемые в машины, в большинстве случаев не выдают требуемого. Для того чтобы раскачать свой автомобиль в акустическом плане устанавливается дополнительная система, которая включает в себя усилитель и расширенную схему разночастотных динамиков.
Чтобы сделать все правильно и гордиться своей музыкальной системой на колесах, необходимо знать некоторые теоретические и рабочие моменты, касающиеся усилителя.
Разновидности автомобильных усилителей
- Усилитель двухканального типа. Это устройство предназначено для обеспечения звуком двух динамиков (фронтальные или тыловые) и сабвуфера. Очень редко каналы делят на четыре динамика.
- Усилитель четырехканального типа. Может обеспечить звуком четыре динамика или два динамика и сабвуфер.
Важно! При подключении двух динамиков на канал и сабвуфера на другой канал, весьма сложно добиться чистого звучания.
- Усилитель пятиканального типа. К нему можно подключить четыре динамика и сабвуфер. Каждый элемент подключает в свой канал. Минус такого устройства: уход большей части мощности усилителя на сабвуфер, в результате этого звучание будет не ровным. Низкие частоты будут зашкаливать при нехватке высоких частот.
- Моноблок – это устройство, предназначенное для усиления звука, идущего только на сабвуфер.
Факторы, влияющие на установку усилителя
– устройство не должно мешать водителю и пассажирам, не должно портить интерьер и не занимать много функционального пространства;
– усилитель необходимо прикручивать к кузову машины, а не подвижным частям;
– устройство должно хорошо охлаждаться, т.е. оно должно располагаться в большом пространстве, а не в небольшой коробке;
– прокладка проводов должна быть простой. Проводка акустической системы должна идти отдельным жгутом от основных проводов машины.
Интересно! Если соединить все провода в один жгут (основные и музыкальные), то при заведенном авто в динамиках будут слышны помехи.
Места установки усилителя
- Под одним из передних сидений. Плюсы: близко к источнику питания, магнитоле; не занимает функциональное пространство. Минусы: перегревается, неудобно делать разводку акустических проводов.
- Под задним сидением. Плюсы: не занимает полезное пространство, не перегревается. Минусы: как правило, мало места, а, следовательно, небольшая мощность устройства; далеко до магнитолы и источника питания.
- Под крышкой багажника. Плюсы: много места для размещения (можно установить любой по мощности аппарат), отличная вентиляция, не занимает полезное пространство, не мешает. Минусы: если полка багажника сильно тонкая или хлипкая, то усилитель может создавать посторонние звуки, разбалтывать полку, а также в нем могут расшататься разъемы; если усилитель рассчитан на запитку не только сабвуфера, а еще и колонок, то весьма неудобно делать разводку проводов.
- Разместить на одной из сторон багажника. Плюсы: удобная установка, не занимает много функционального пространства, удобное подключение, можно установить несколько усилителей, хорошее охлаждение аппарата. Минусы: далеко до всех устройств.
- На крышке багажника. Не занимают пространство, хорошая вентиляция, удобное подключение, красиво. Минусы: возможно разбалтывание устройства и самой крышки багажника, возможны замыкания проводов в местах перегибов, далеко до всех устройств.
- На спинке задних сидений. Плюсы: много места для установки, хорошее охлаждение, удобная установка, возможность детально развести проводку по разным сторонам машины, мощное крепление, не занимает функциональное пространство. Минусы: возможны переломы проводов при частом складывании спинок, далеко до источников.
- На стенке сабвуфера. Плюсы: близко к акустике, не занимает лишнего пространства, монтаж и демонтаж выполняются просто, мощное охлаждение. Минусы: сильная вибрация источника звука может вывести из строя усилитель.
Выбираем провода для подключения усилителя
Теперь рассмотрим, как подключить усилитель в машине. Сейчас в продаже есть сразу целые наборы для подключения акустики. Однако, у проводов в наборах качество довольно сомнительное. Лучшим вариантом является покупка специальных акустических проводов.
Для задних и передних колонок пойдет ПВС кабель с сечением 2х2.5 мм, для высокочастотных (пищалок) подойдет провод с сечением 2х1.5 мм, для сабвуфера 2х4 мм.
Питание усилителя осуществляется от АКБ проводами типа КГ-25 или 35.
Разъемы в усилителе
Разъем +12V – на него подается питание от аккумулятора. Между АКБ и усилителем необходимо установить предохранитель.
REM – управляющий разъем, предназначен для создания соединения с магнитолой. Аппаратура через этот провод будет включаться, и выключаться вместе с магнитолой.
GBD – массовый разъем. Провод должен быть максимально коротким и толстым.
Линейные разъемы – предназначены для подключения колонок и сабвуфера. Сабвуфер можно подключать мостом в два линейных разъема: минус сабвуфера подключается в минус одного разъема, а плюс сабвуфера в плюс второго разъема. Оставшиеся «+» и «-» в разъемах соединяем между собой (необходимо прочитать инструкцию, так как данная операция требуется не для всех устройств).
RCA (тюльпаны) – для подключения головного устройства.
Замена масла в автоматической коробке передач: как выбрать. Подробнее здесь.
В чем причины большого расхода топлива? Разбираемся с нами.
Установка усилителя в машину своими руками
А теперь о том, как установить усилитель в машину.
- Крепим саморезами или болтами усилитель в выбранном месте.
- Следующим этапом является подключение усилителя к магнитоле. Если устройство четырехканальное, то потребуется два межблочных провода, если двухканальное, то нужен один провод.
- После этого усилитель подключается к источнику питания. Массу можно найти на корпусе машины.
- Подключаем управляющий провод.
- На промежутке АКБ-усилитель рекомендуется установить конденсатор. Он предотвратит разрядку батареи, а также выход из строя аппаратуры.
- Затем подключаем к аппарату все колонки и сабвуфер. При подключении соблюдайте полярность, а также обеспечьте надежное закрепление проводов, так как от вибраций они отходят и контакт теряется.
Настраиваем усилитель
Традиционно используется несколько настроек.
Чувствительность на усилителе обозначается, как Level, возможно Gain.
LowFrequency (LPF) – фильтр низких частот. Эта регулировка позволяет обрезать максимум низких частот сабвуфера.
HighFrequency (HPF) – обрезает низ высоких частот. Предназначена для регулировки высоко и среднечастотных динамиков.
Crossover или x-over – переключатель между фильтрами высоких и низких частот.
- Чувствительность закручиваем на минимум.
- На магнитоле выставляем максимальную громкость или почти максимальную. До того момента пока в звуке не начнут проявляться искажения. Теперь начинаем вращать регулятор чувствительности на усилителе до того момента, пока не будут слышны значительные искажения звука. Отворачиваем на немного более низкий уровень и оставляем.
- Уменьшаем громкость на магнитоле.
Вот такие не сложные теоретические знания помогут выбрать хороший усилитель и грамотно разместить его в салоне.
Видео о том, как подключить усилитель в машину
Самостоятельное подключение автомобильного усилителя
Подключать автомобильный усилитель собственными силами рискнет далеко не каждый водитель. Среди автомобилистов уже долгое время бытует мнение, что эта процедура весьма сложна в техническом отношении и под силу только тем, кто хорошо разбирается в радиотехнике. Однако на самом деле всё гораздо проще. Так, правильно выполнить её может буквально каждый, если будет придерживаться логического алгоритма подключения. Изучив пошаговые инструкции относительно того, как подключить усилитель в машине самому, проведя подготовительные работы и подобрав необходимые провода, инструменты и материалы, можно быстро решить данный вопрос.
Подготовка к установке
Грамотное подключение усилителя к колонкам автомобиля предполагает, прежде всего, составление чёткого плана действий. В нём нужно педантично просчитать, что именно и в каких объемах потребуется для работы, какой будет очередность ее операций. Кроме того, желательно проконсультироваться в целом и по частностям с профессиональными специалистами. Не исключено, что их дельные советы могут впоследствии пригодиться. Идеальным станет вариант, когда помощником окажется человек, который имеет опыт в подобных операциях. Особенно это рекомендуется в тех случаях, когда установку усилителя в машине хочет осуществить новичок автодела или человек, не обладающий в этом деле достаточными навыками. В таких случаях как никогда уместной станет пословица «Одна голова – хорошо, а две – лучше». Да и заниматься прокладкой кабелей, их укреплением станет намного удобнее.
Как выбрать сечение провода
Разработав пошаговый план установки, приступают к подбору проводов, играющих при подключении более чем важную роль. Нередко водители покупают уже готовый комплект проводов, как правило – китайского производства. Главным критерием при этом становится то, что они зачастую дешевле, чем другие, то есть срабатывает фактор экономии.
Однако в данном случае он не станет самым оптимальным, поскольку такие относительно провода отличаются, чаще всего, ещё и невысоким качеством, что непременно окажет своё воздействие (скоро понадобится замена проводов) даже в том случае, если всё будет подключено правильно. На худой конец, они, конечно же, подойдут, однако если необходимо отличное, а не посредственное качество звучания, эксперты советуют приобрести продукцию одной из признанных фирм, которая многократно подтверждала свою надёжность на практике.
Для этого вполне годятся обыкновенные многожильные кабели из меди. Подключить акустику вполне возможно, например, с применением провода «ПВС», который широко продаётся в обыкновенных бытовых электромагазинах. К примеру, переднюю и заднюю колонки можно без особых технических проблем подключить за счёт провода марки «ПВС 2х2,5», твитеры – за счет кабеля марки «ПВС 2х1,5», а сабвуферы – с применением «ПВС 2х4».
Длина кабеля рассчитывается в зависимости от того, в каком именно месте автомобиля будет постоянно находиться усилитель. Независимо от того, где именно в машине его хотят установить (а вариантов здесь предостаточно), надо иметь в виду, что чем кабель длиннее, тем больше должна быть его толщина, чтобы обеспечить достаточную мощность колонок. Такая же ориентировка относительно силовых кабелей, которые пойдут к «плюсовой», а также и к «минусовой» точке.
Специалисты считают лучшим вариантом тот, когда силовые кабели идут напрямую, непосредственно от усилителя до аккумулятора. Для этого годится, например, кабель толщиной в диапазоне от 35 до 25, т. е. марки «КГ 25» или КГ 35». Нередко мастера используют вместо проводов «ПВС» и «КГ» специальный акустический кабель, который, по большому счету, для простых акустических систем тоже подойдёт.
Акустический кабель
Если же выбор пал на уже готовый установочный комплект, лучше всего взять тот, у которого самые толстые провода, это даст возможность подключить и пользоваться несколькими усилителями. Опытные мастера рекомендуют в таких случаях силовой кабель не тоньше, чем 4 Ga (т. е. с сечением 21 квадратный миллиметр), но и не длиннее, чем 5 метров. Стоит также отметить, что сечение минусового и плюсового проводов должно быть одинаковым.
Места установки усилителя
Немалое значение имеет место его расположения. Причём этот вопрос надо тщательно обдумать и решить ещё перед тем, как подключить автомобильный усилитель самому. Дело в том, что место его нахождения определит, какой должна быть общая длина кабелей, идущих от магнитолы к усилителю и от него до колонок. Если, предположим, усилитель расположить в багажнике, провода следует прокладывать из кабины в багажник, то есть их суммарная длина составит, как минимум, метра четыре. Таким же образом рассчитывают длину до передних колонок, что еще примерно 4 – 5 метров для любого из динамиков. Необходимо учесть также, что реально длина проводов окажется немного больше расчетной, так как они редко прокладываются идеально ровно.
Ещё одним существенным критерием выбора места под усилитель является то, что он при работе непременно будет выделять тепло. Кроме того, место его расположения должно обеспечиваться свободным доступом воздуха, его хорошей циркуляцией. Нередко такое место удобнее всего определить под сидением водителя или же приборной панелью, что позволяет заметно сэкономить на длине проводов, то есть в денежном отношении. Широко применяется и такой вариант, когда в автомобиле ставят сразу два усилителя. Один располагают спереди – специально для колонок, а другой – сзади, он обслуживает сабвуфер.
Инструменты и материалы
Когда все провода для установки усилителя подобраны, готовят другие материалы и необходимые инструменты, чтобы не искать их по ходу работы.
Помимо уже перечисленных выше многожильных медных кабелей нужного сечения и необходимой длины, непосредственно возле места установки усилителя располагают плоскогубцы и прочие необходимые приспособления, а также изоляционные материалы для проводов. Всё это в комплексе позволит оперативно, надёжно соединить усилитель с магнитолой проводами, обеспечить их отличный контакт и устойчивость к вибрациям, а также осуществить другие запланированные операции.
Алгоритм действий
Перед тем как к автомагнитоле подключить усилитель, нужно определить алгоритм его установки. Такой алгоритм прост и состоит из последовательного аккуратного выполнения следующих операций:
- Прокладка межблочных проводов, которые соединят магнитолу и усилитель. При этом следует учесть, что наличие четырехканального усилителя потребует двух пар межблочных проводов, двухканальный же требует одной пары межблоков.
- Подключение силовых кабелей до усилителя (раздел на «плюс» и «минус»). Едва ли не самый оптимальный вариант – напрямую подключать их к аккумуляторным клеммам. Чтобы упростить дело, «минус» можно замкнуть, например, на корпус машины, а не тянуть к «минусу» аккумулятора.
- Подключение управляющего кабеля от усилителя до магнитолы проводится без особых нюансов в обычном формате.
Если усилитель расположен в багажнике, время прокладки проводов и, соответственно, всей работы немного увеличится. По возможности, их аккуратно прокладывают по тем линиям, где уже проходят другие провода (если в машине не предусмотрены изолированные автономные каналы для таких целей) вещей.
Усилитель в багажнике
Особенное внимание при выполнении этих работ следует уделить контакту проводов, чтобы обеспечить их максимальную надёжность. Для этого иной раз прибегают к использованию специальных акустических клемм. Но если провода законтактированы добротно, можно обойтись и без этих клемм.
Последним действием в алгоритме является подключение акустических проводов от усилителя до колонок или до сабвуфера. Это дело тоже не вызывает трудностей. Тем более что тут не надо опасаться, что будет перепутана полярность. Но если это невзначай случится, при проверке колонок ошибка тут же выяснится, и тогда надо лишь поменять полярность кабелей. Также нужно избегать прокладки акустических кабелей возле проводов питания, так как это может вызвать неприятные звуковые накладки, напоминающие вой сирены.
Если алгоритм действий выполнен без ошибок, усилитель должен работать отлично!