Короб под колонки своими руками

Есть куча динамиков. Создаем для них акустическое оформление. Ремонт динамиков

Короб под колонки своими руками

Короб под колонки своими руками

Приступаем к народному творчеству.

Все не так сложно, как кажется на второй взгляд. Запомните, что ковчег делал дилетант, а Титаник – профессионалы (чья-то цитата).

Для начала определим, для чего вам нужны эти самые колонки, т.е. в каком качестве вы хотите их видеть. Исходя из этого, определим, какой тип акустического оформления (какой ящик) нам нужен. Немало важный факт – это наличие динамиков. А если у нас еще есть готовые корпуса…

Так… Поскольку мы с вами не олигархи с рублевки, то выбираем все составляющие еще и исходя из количества денег (а их как известно – 0, еще жена, пятеро ребетеноков, итого – долг 41 тыща).
Материал должен быть:

  1. жестким – чтобы не прогибался,
  2. легким – вам его таскать,
  3. дешевым – чего тут непонятного.

Всем этим требованиям соответствует ДСП (так еще плоскую женщину называют). Дерево и фанера не пойдет – они гибкие и будут резонировать (кстати, деревянные колонки – это миф, или только из черного дерева, вообщем с нашими деньгами — миф); ЦСП – прекрасный акустический материал, но тяжелый собака и не пилится, есть еще пластик – это вообще отстой. Нет, можно конечно и 12-слойную фанеру, но придется делать ребра жесткости и дорогая она, собака (опять собака).

Где ж найти эту ДСП (стружка сприсованная, обычно покрытая темным лаком). Так это ж старые детские кроватки, тот же телевизор (спертый под покровом ночи), прекрасные допотопные да и современные шкафы, столы, полки, прихожки, старые диваны и тд и тп. Толщина любая, но не меньше 1 см.

Сразу могу расстроить большую группу читателей. Парить вам мозг (а может – маргарин, у меня, например, маргарин) про всякие сложненькие расчетики всяких там объемиков и фазоинверториков я не собираюсь, и тому есть несколько причин:

  1. об этом можно написать 18 000 томов,
  2. об этом написано 18 000 томов (см. Великий ИНЕТ),
  3. в плотницком деле плюс/минус дециметр – не погрешность, т.е. даже если вы сильно ошибетесь – ничего страшного,
  4. это так нудно, в конце концов…

Для того, что бы набраться опыта и вприкидку определить размер ящика (вприкидку — мой любимый способ расчета) советую полистать журналы «Стерео» (или «Stereo»?), «Радио», «Hi-Fi», «Мурзилка». Из них вы почерпнете, как должна выглядеть колонка, приблизительно какого размера должен быть ящик по отношению к мощности и размеру динамика (берите в расчет только лопух), какие оригинальные акустические решения сегодня актуальны, а так же уже готовые акустические оформления, применительно к различным типам динамиков. И нечего заморачиваться на точности расчета. А приблизительный расчет я вам подарю.

Основные характеристики, требуемые от колонки:

  1. Качество звучания (или равномерность АЧХ) – верность отображения сигнала, т.е. разница между полученным электрическим сигналом и отданной звуковой волной. Очень важный параметр. В колонках он хромает сильнее всего, поскольку на них влияет больше всего факторов окружающей среды, чем на остальную аппаратуру, и еще качество (точность) изготовления деталей сильно хромает (по сравнению с той же электроникой: два одинаковых транзистора вы найдете легко, а вот два одинаковых динамика… вообщем нелегко).
  2. КПД – коэффициент полезного действия. Поскольку в колонках происходит преобразование энергии (электрической в звуковую), то этот параметр всегда низкий. Вопрос в том, насколько он низкий. Мы попытаемся его немного поднять.
  3. Приятность (мягкость) звучания. Чисто субъективный параметр, измеряется в кайфах, ништякая и ничовах. Параметр этот тоже не мало важен, поскольку слушать колонку будет не робот, а Вы. Колонка, она же естественно вносит искажения, но искажения эти либо будут облагораживать звук, либо его похабить.
  4. Внешний вид. Чем круче выглядит колонка, тем приятнее ее слушать.

Ну, вот теперь можно, пожалуй, и начинать пилить, строгать и сверлить, а для этого я дам вам несколько полезных советов:

Полезные советы по производству колонок звуковых штучных

1 Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2 Колонка должна быть прочной. Для этого вместо шурупов лучше использовать евровинты (или еврофинты) – у них жесткое тело, поэтому надо просверлить предварительно дырочку (сквозную побольше в доске, которую прикрепляют, и глухую потоньше – в доске к которой прикрепляют). В углах, образуемых стенками, лучше приклеить (на ПВА) ребра (см. рисунок 0) из рейки или толстого штапика.
Рисунок 0.

3 Ящик колонки должен быть герметичным (воздухонепроницаемым). Если вы криво отпилили, то в щели можно напихать лен (паклю) смоченную клеем (ну вы знаете каким). Все стыки густо проклеивайте. В случае, когда вам нужна открывающаяся задняя стенка, то приклейте уплотнитель (оконный, продается в любом хозмаге).

4 Колонка должна быть красивой. Для этого советую пилить ДСП лаковой поверхностью вверх, так лак будет меньше крошиться. Если у вас не лаковая поверхность, то после сборки отшпаклюйте поверхность автомобильной шпаклевкой и выведите наждачной шкуркой (лучше тоже купить в автомагазине – на бумажной основе). После сборки, шпаклевки, затирки и т.д. лучший вариант поклеить самоклейкой. Для этого тщательно протрите поверхность от пыли и крошек и клейте.

5 Если вы решили делать закрытый ящик, то заполните ватой или синтепоном всю полость колонки (следите за тем, чтобы поглощающий материал не касался сзади диффузора динамика). Если у вас фазоинвертор (кстати советую его), то заполните всю полость, потом в материале проройте канал от динамика до трубы фазоинвертора. Не набивайте материал, кладите его распушоным.

6 Среднечок лучше закрыть крышкой сзади (например, от масла «Рама»), наполненную звукопоглощающим материалом. Подключать такой динамик следует наоборот (противофазно с лопухом).

7 Трубу фазоинвертора тоже можно не рассчитывать, а подобрать опытным путем. Если у вас динамик диаметром более 10 см, то вполне подойдет пластиковая канализационная труба диаметром 50 мм. Для вычисления длины склейте две бумажные трубки таким же диаметром, как и будущий фазоинвертор, и поместите одну трубку в другую. Соберите колонку и на место фазоинвертора установите эти бумажные трубки. Включив колонку на средней громкости двигайте внутреннюю трубку и, удлиняя или укорачивая фазоинвертор, подберите момент, когда воздух из фазоинвертора будет идти наиболее сильно (рис. 1). Главное правило – это чтобы расстояние от задней стенки ящика до края трубы было больше диаметра этой трубы. Теперь отрежем по получившейся длине пластиковую трубу и установим на место. Все! Аплодисментов не надо. Цветы и поклонниц в машину.
Рисунок 1

8 В качестве пищалок прекрасно подойдут широкополосные динамики (на них написано «4ГДШ», «12ГДШ» или т.п.) диаметром от 10 см и больше (лучше больше) и мощностью 4-15 Вт. У таких динамиков гораздо больше диаграмма направленности, т.е. они шире играют. Подключать такие динамики следует через фильтр (кондер на 1 мкФ и 160 В) и в колонке необходимо как-то глухо закрыть их заднюю часть, а лучше сделать для них отдельные корпуса (открытый ящик – без задней стенки) и повесить их к потолку. Звук-вокруг обеспечен.

9 В качестве лопуха лучше использовать несколько маленьких динамиков (2, 4 или 8 штук). Динамики должны быть широкополосные или низкочастотные (ГДШ или ГДН). Суммарная их мощность и будет мощность эквивалентного лопуха (вообще мощность колонки – это сумма мощностей всех ее динамиков). Подключать динамики следует так, чтобы получить нужное сопротивление. Если подключить два динамика последовательно (т.е. друг за другом), то их сопротивление сложится, а если параллельно (друг рядом с другом) – разделится пополам (см. рис. 2)

Рисунок 2 Такой составной лопух имеет на порядок выше характеристики, чем одиночный большой динамик.

10 Самые большие требования необходимо предъявлять к среднечку, так как именно он несет больше всего информации при воспроизведении звуковой фонограммы. Сюда желательно прилепить динамик получше, фильтр достаточно 1-ого порядка (один кондер на 25 мкФ и 160 В).

11 Старайтесь избегать использование динамиков для автоакустики, так как у них специфическая АЧХ (характеристика такая) и из-за жесткости подвеса довольно неприятный бас. Однако это дело вкуса.

12 Замечательные ящики для сабов (в т.ч. и в тачку) приведены на рис. 3. Для них и фильтров не требуется и динамики можно всякие (кроме пищалок).

Теперь пару способов значительного увеличения КПД колонок (вне конкурса).
Про первый способ написано довольно много литературы – это встречное расположение головок или сдвоенные головки. Увеличение КПД связано с изменением формы диффузора получившейся головки. Эффект – 35-ваттная колонка играет как 90-ваттная. На рис. 4 приведены наиболее популярные приемы применения сдвоенных головок.

Рисунок 4 Такие динамики используются только как лопухи (на СЧ и ВЧ возникают искажения из-за эха между диффузорами). Динамики включаются противофазно (т.е. у одного из динамиков перепутываются + и -), включать их можно как последовательно (8 Ом), так и параллельно (2 Ома). Фильтр низкой частоты в виде катушки обязателен.

И, наконец, лидер отборочного тура. Господин В.Н. Новсов из г. Москвы в журнале «Радио» №1 за 2003 г. (статья «Акустическое короткое замыкание в громкоговорителе и его преодоление») и №12 за 2003 г. (статья «Конструирование громкоговорителя с ортогональными потоками излучения») приводит конструкцию колонки «ORTHO». Это не акустика, а целая болистика. КПД задран выше некуда. Кратко, суть здесь в использовании обоих потоков динамика. Причем, увеличивается КПД на всех частотах. В качестве материала стенок можно использовать и фанеру. Звукопоглощающий материал можно вообще не использовать (советую немного проложить углы ящика). Привожу ссылку на вариант расчета корпуса колонки “ORTHO”.

Как сделать короб для сабвуфера своими руками

Источником мощного низкочастотного звука в звуковых системах является сабвуфер. Это касается и автомобильной акустики, поэтому большинство автолюбителей оборудуют свои машины такими устройствами.

Можно приобрести готовый блок, но многие предпочитают купить динамики и сделать короб для сабвуфера своими руками. Это не такая сложная работа, как может показаться, но потребуется наличие инструмента и определённые навыки.

  1. Как правильно сделать короб для сабвуфера
  2. Как сделать корпус для саба
  3. Как правильно собрать корпус для сабвуфера
  4. Изготовление короба для сабвуфера своими руками
  5. Правильный короб для сабвуфера
  6. Делаем корпус для сабвуфера с фазоинвертором
  7. Маленький короб для сабвуфера
  8. Как сделать корпус для саба своими руками
  9. Чертежи на корпус для сабвуфера

Как правильно сделать короб для сабвуфера

Прежде чем начинать заниматься изготовлением короба для сабвуфера нужно выбрать громкоговоритель. От его параметров будет зависеть объём будущей конструкции. Чаще всего для воспроизведения мощных басов используются специализированные громкоговорители импортного производства диаметром 10-12 дюймов. Конструктивно ящик для сабвуфера может быть сделан в трёх вариантах:

  • Закрытый короб
  • Фазоинвертор
  • Бандпас

Качество громкоговорителя и конструкция короба, в конечном итоге определяют качество звучания низкочастотной звуковой системы.

Как сделать корпус для саба

Самым простым в изготовлении является зарытый ящик или короб. Это полностью закрытая конструкция, изготовление которой потребует минимума простых деревянных деталей. Как сделать корпус под саб становится понятно при виде подобного устройства. По сути это прямоугольный ящик, в передней стенке которого вырезано отверстие под динамическую головку. Ящик состоит из шести стенок, которые несложно выпилить из соответствующего материала. На боковой или задней стенке монтируется клеммная колодка для подключения проводов от усилителя. Закрытый ящик (ЗЯ) отличается плотным и не расплывчатым басом, ровной амплитудно-частотной характеристикой, но имеет самый низкий КПД среди всех конструкций.

Ящик может иметь форму параллелепипеда или трапеции со скошенными стенками. По своим характеристикам закрытая конструкция подойдёт для многих музыкальных стилей. Герметичная закрытая конструкция хорошо передаёт басы впоп и рок музыке, классике, джазе и инструментальных произведениях. Но любители рэпа и дабстэпа будут разочарованы, так как закрытый ящик не подходит для воспроизведения музыки, где много тяжёлого баса и где низкие частоты являются основой музыкальных произведений.

Как правильно собрать корпус для сабвуфера

Корпус для саба своими руками сделать несложно, если точно следовать всем рекомендациям. Самое главное, что требуется закрытому корпусу это герметичность и отсутствие вибраций. Оптимальным материалом для низкочастотной колонки считается многослойная фанера или МДФ. Толщина материала должна быть не менее 18-20 мм. Тонкие стенки будут резонировать и эти вибрационные волны, попадая в салон автомобиля, сильно ухудшат качество воспроизведения низких частот. Важнейшим параметром любого сабвуфера является его объём. Это параметр учитывает внутреннее пространство ящика без объёма, занимаемого динамиком. Соотношения объема корпуса и диаметра громкоговорителя выглядит следующим образом:

  • 10 дюймов (25 см) – 15-20 литров
  • 12 дюймов (30 см) – 25-35 литров
  • 15 дюймов (35 см) – 40-60 литров
  • 18 дюймов (46 см) – 70-110 литров

Для того чтобы повысить КПД и улучшить качество звучания, все швы между деревянными стенками должны быть герметизированы. Лучше всего использовать для этой цели силиконовый герметик. Закрытая коробка для сабвуфера, сделанная своимируками, имеет свои несомненные достоинства:

  • Простота расчёта объёма
  • Легкость в изготовлении
  • Небольшие размеры
  • Отчётливый и чистый бас

Основных недостатков всего два: низкий КПД, не подходит для прослушивания «тяжёлого» баса. Внутренний объём закрытого сабвуфера можно заполнить синтепоном или ватой. Если объём подсчитан правильно, то этого делать не обязательно. Рекомендуется послушать работу сабвуфера, как с наполнителем, так и без него и выбрать лучший вариант. При разной температуре воздуха давление внутри закрытого объема меняется и для его выравнивания в корпусе сабвуфера иногда оставляют маленькое отверстие не более 1,5-2,0 мм.

Изготовление короба для сабвуфера своими руками

Корпус для сабвуфера своими руками делается просто и занимает минимум времени. После того как динамик подобран и внутренний объём закрытого ящика рассчитан нужно подготовить материал, крепёж и инструмент. Своими руками корпус саба обычно изготовляют из следующих материалов:

  • Фанера
  • МДФ
  • ДСП

Влагостойкая многослойная фанера считается лучшим материалом для изготовления короба сабвуфера. При этом имеются некоторые сложности. Фанера самый дорогой материал и сложно найти фанеру толщиной от 18 мм. Если объём сабвуфера слишком большой, то фанерные стенки будут издавать «звон», избавиться от которого можно установив внутренние рёбра жёсткости. Хорошим выбором будет использование МДФ. Он дешевле фанеры, легко обрабатывается и имеет хорошую влагостойкость. Древесно-стружечная плита получила широкое распространение. Её можно найти в любой мебельной компании. Там же плиту нарежут по заданным размерам. К недостаткам конструкций из ДСП относится очень маленькая жёсткость, когда от сильной низкочастотной вибрации в точках крепления, материал будет разрушаться. Кроме того он хорошо впитывает влагу и если в багажник автомобиля попадёт вода короб может просто рассыпаться. Из этого материала можно сделать корпус для домашнего сабвуфера. Он не будет эксплуатироваться в экстремальных условиях и прослужит долго.

Правильный короб для сабвуфера

Под правильным корпусом понимается более сложная, но и более качественная конструкция. Это может быть корпус с фазоинвертором или ещё более сложная система, называемая бандпас. Сборка корпуса для сабвуфера своими руками займет больше времени, но результат того стоит. Фазоинвертор может быть щелевым или в виде трубы. Эта конструкция представляет собой небольшой «тоннель». В нём происходит поворот или инвертирование фазы сигнала с дальнейшим излучением его в пространство, в результате чего КПД сабвуфер возрастает в два раза.Фазоинверторный сабвуфер отличается сильным и сочным басом, а на его амплитудно-частотной характеристике, в точке настройки, имеется большой выступ и на этой частоте громкость возрастает. Пик настройки регулируется изменением размеров порта и соотношением рабочего объема сабвуфера к размерам фазоинвертора. Такая конструкция сабвуфера хорошо подойдет для воспроизведения музыки с быстрыми и мощными низами. Как собрать короб сабвуфера во многом зависит от его конструкции.

Делаем корпус для сабвуфера с фазоинвертором

Как и при изготовлении закрытого ящика, работа над более сложной конструкцией начинается с выбора громкоговорителя.Как изготовить короб для сабвуфера зависит от типа материала и крепёжных элементов. Многослойная фанера является самым прочным из рекомендуемых материалов. Чтобы собрать корпус для сабвуфера своими руками можно использовать любые саморезы. При соединении элементов из МДФ и тем более из ДСП, нужно использовать только белые саморезы. Чёрные не обеспечивают такого прочного соединения. Иногда при завинчивании у них обламываются шляпки.

Фазоинверторный сабвуфер должен быть хорошо загерметизирован. Для этого на все швы, с внутренней стороны, наносится слой герметика. Линии распила должны быть очень ровными, поэтому работу лучше выполнить на специальном станке, если есть такая возможность.

При изготовлении щелевого фазоинвертора нужно следить, чтобы все внутренние перегородки не имели сквозных отверстий. Если размеры динамика и короба большие, то в поворотах щелевого порта могут возникать застойные зоны. Чтобы избежать этого все прямые углы фазоинвертора сглаживаются установкой дополнительных деревянных пластин. Сборка короба для сабвуфера своими рукамизавершается установкой внешних контактов для подключения усилителя. Эти места так же должны быть загерметизированы.

Маленький короб для сабвуфера

Некоторые автомобилисты не стремятся к мощному басу, а хотят немного улучшить звуковую картину в салоне. Для этого подойдёт небольшой сабвуфер. Для такой конструкции подойдут динамики 8 дюймов. Некоторые компании выпускают громкоговорители диаметром 6 дюймов, но их сложно найти. Как правильно сделать короб для сабвуфера. Сабвуфер для маленького громкоговорителя имеет маленький литраж, следовательно, займёт немного места в багажном отсеке автомобиля. Не нужно слишком уменьшать размеры конструкции, но и увеличивать так же не следует. Увеличение размеров короба приведёт к тому, что низкие частоты будут «расползаться» и бас будет нечётким. Если объем будет меньше той величины, которая нужна для динамика определённого диаметра, то низы будут слишком быстрыми и будут буквально бить по барабанным перепонкам.

Как сделать корпус для саба своими руками

Если нужно сделать хороший коробок для сабвуфера, то лучше всего остановиться на самой сложной конструкции. Такая система называется бандпасс. Он бывает четвёртого порядка и шестого порядка. Система четвёртого порядка представляет собой двухкамерный ящик, где одна камера это закрытый короб, а другая играет роль фазоинвертора.

Бандпасс шестого порядка это конструкция с двумя фазоинверторами. Здесь самым сложным является расчёт второго порта и взаимное соотношение настроек каждого фазоинвертора. Две камеры имеют разные размеры и способны ограничивать воспроизводимые громкоговорителем частоты. Короб для двух сабвуферов сложнее всего проектировать, но оно обладает максимальным КПД. Для определения всех размеров таких звуковых систем используются специальные утилиты. Для расчёта любой конструкции сабвуфера подойдёт универсальная программа WinISD. У неё нет рускоязычного интерфейса, но разобраться в ней несложно. Чтобы сделать чертёж короба для сабвуфера достаточно загрузить в компьютер параметры используемого динамика.

Чертежи на корпус для сабвуфера

Если нет времени и желания самостоятельно рассчитывать ящик сабвуфера своими руками, можно взять готовые расчёты и чертежи. Если нужно сделать бас очень глубоким и мощным можно сделать короб для сабвуфера на два динамика. В этом случае конструкция может быть в виде закрытого ящика или фазоинверторной. Оба громкоговорителя должны быть однотипными и с одинаковой частотой резонанса, иначе сложно будет настроить фазоинвертор. Если нет опыта по работе с автомобильной акустикой, то первый сабвуфер лучше делать по схеме закрытого ящика. Фазоинверторный сабвуфер с одним громкоговорителем так же несложно сделать своими руками. Не следует, не имея опыта, браться за такую систему, как бандпасс. Результат в любом случае будет не удовлетворительным.

Корпус для колонок своими руками

Современный рынок предлагает потребителям большое количество вариантов колонок и акустических систем. Но не всегда самый удобный вариант обзавестись аудио устройством – купить его. Случаются ситуации, когда предпочтительнее собрать корпус для колонок самостоятельно, тем более, что это не сложно.

Из чего можно сделать корпус для колонок своими руками?

В качестве материала для создания корпуса колонок может подойти довольно обширный ряд материалов. Самым популярным из них является ДВП. Реже используется обычное дерево, ДСП, фанера, МДФ, плотный картон. Для этого подойдёт также пластмасса и металл, если у Вас есть возможность их обрабатывать. Описание каждого из материалов:

  • МДФ – деревянный материал, который чаще всего используется среди заводских конструкций колонок. Он отличается тем, что меньше всех резонирует, прочен и прост в обработке. Правда, качество МДФ бывает разным.
  • Пластик – если отбросить проблему обработки и плавления, то это достойный кандидат на корпус для колонок. Лёгкий, в меру гибкий (зависит от качества) и достаточно прочный для обеспечения длительного срока службы материал.
  • ДСП – в целом неплохой материал, если забыть о некоторых недостатках, а именно: недолговечности и хрупкости. Здесь имеется в виду не общая слабость конструкции, а непереносимость влаги и некоторых видов краски. Подойдёт не всем. Прост в обработке и достаточно дешёвый вариант. Против раздражителей защититься поможет лак.
  • ЛДСП – ламинированная ДСП. Улучшенный вариант, который не нужно покрывать лаком. Выглядит данный материал в оригинале не очень, но его можно покрасить, а цена намного ниже обычного ДСП.
  • Фанера – делится на несколько подкатегорий в соответствии с деревом, из которого была сделана. Если создатель корпуса колонки готов мириться со сложностями обработки и немалой ценой, то фанера ему отлично подойдёт. Дело заключается в том, что, высыхая с течением времени, любое издение из дерева изгибается «винтом», и у фанеры данное искажение проявляется достаточно сильно. Если уж делать из фанер, то не нужно потом чем-то покрывать изделие: её достоинства будут сведены на нет.
  • Древесный массив – требует больших затрат, а в итоге награждает пользователя минимальным выхлопом на выходе. Этот вариант подходит только ради осознания того, что в корпус колонки вложены большие деньги. Единственное преимущество – натуральный внешний вид.
  • Плотный картон – дешёвый и недолговечный вариант. С другой стороны, с таким корпусом справится даже ребёнок.
  • Металл – тяжёлый и дорогой выбор материала. Кроме того, его нужно уметь правильно обрабатывать. Если сделать это получится, то в итоге у пользователя будет колонка с металлическим корпусом, что придаёт стиля.

Инструкция: как сделать корпус?

После выбора материала нужно определиться с размерами корпуса. При наличии под рукой «внутренностей» для колонки (провода, динамик, и прочее) не помешает подобрать такой размер, чтобы всё помещалось, но при этом не располагалось слишком свободно. Избыток пустого места внутри корпуса колонки может стать причиной поломок.

Классически электроника колонок заключается в прямоугольный параллелепипед оптимального размера, но не обязательно делать такую форму окончательной: после черновой сбивки у создателя останется возможность добавить декоративных деталей, которые изменят форму и внешний вид колонки.

После замеров следует непосредственный распил первичного материала с целью получить необходимые детали. Грубо говоря, потребуется шесть пластин, три пары разного размера, или все одинаковые – это уже решать создателю. Не стоит забывать о том, что нахлёст между соседними листами должен быть равен толщине материала.

После изготовления всех необходимых деталей останется только соединить их. Вид соединения полностью зависит от предпочтений владельца – это может быть клей, гвозди, саморезы, строительные скобы, и всё, что угодно. Нужно лишь оставить одну плоскость для помещения внутрь электроники.

СПРАВКА! Колонкам для предотвращения сообщения между непосредственно звуковым устройством и полкой, столом или полом, на котором она стоит, потребуются подставки.

Подставки легко сделать из мелких гирек, предназначенных для строительных весов. Эти небольшие, а главное, недорогие предметы, отлично впишутся в интерьер и справятся со своей задачей.

Как поместить содержимое вовнутрь?


Сперва нужно выбрать сторону, которая будет «лицевой», и в ней рассверлить отверстие для динамика, после чего вставить его в это отверстие и прикрутить (приклеить, прибить, по желанию). Оставшиеся внутренности желательно поместить так, чтоб ни один из проводов не перегибался или прижимался, а также мелкие детали не издавали люфта. Если размер был выбран правильно, то всё поместится. Завершающим шагом будет прикрепление последней пластин, которая закроет коробку.

allowerdy

Зарубки на память

Большинство благих намерений заканчиваются благим матом

  • Recent Entries
  • Friends
  • Profile
  • Archive
  • Tags
  • Memories

Хорошая акустика своими руками — дешево и просто, ч.6 динамики

Разработчики данных акустических систем рекомендовали приобрести определенный набор динамиков и смонтировать разделительный фильтр по следующей схеме:

Но пока я запрягал, прошло почти двадцать лет поэтому найти всё один к одному не получилось. Моих знаний хватало на то, чтобы понимать, что со времен товарища нашего Эдгара Вильчура, про которого все знают, что он запатентовал в далеком 1954 году закрытый ящик (но немногие знают , что патент по суду позже был аннулирован компаниями, не желавшими платить авторские сборы)ничего нового не придумали. Основная идея Вильчура была в том, что он предложил делать для закрытого ящика динамики с более мягким подвесом. Собственно и всё, остальное уже было придумано до него, только динамики делались большими (и до сих пор в сабах), а благодаря идее с мягким подвесом появилось большее число вариантов исполнения. Поэтому динамики подбирались в исполнении «для закрытого корпуса» с максимально близкими характеристиками, вот что получилось: (у них/у меня, красным цветом ухудшение параметров)

Купольная ВЧ головка, диаметр 104 мм, сопротивление 6 Ом, 2000 — 30000 Гц, 80 Ватт*, 91 дБ, FS 550 Гц
Динамик ВЧ SEAS H1149-06 (27TDC)
Купольная ВЧ головка, диаметр 104 мм, сопротивление 6 Ом, 2000 — 25000 Гц , 55 Ватт *, 90 дБ, FS 550 Гц

Динамик СЧ/НЧ Peerless CSC-176H (850112) (850110)
Диаметр 176 мм, бумажный диффузор, сопротивление 8 Ом, чувствительность 87 Дб, резонансная частота 42 Гц добротность: 0.50999999 ; 35-4000 Гц; Мощность 60 Вт* VAS:34,400002 — мягкость подвеса
Динамик СЧ / НЧ Peerless SDS 6.5″ 8 Ohm (830657)
Диаметр 175 мм, бумажный диффузор, сопротивление 8 Ом, чувствительность 88.5 дБ, резонансная частота 44.75 Гц, добротность 0.55 , 40 -4000 Гц, Мощность 60 Вт* VAS:30,77- мягкость подвеса

* про получившуюся мощность АС расскажу отдельно

Как видно из сравнения, ничто в мире аудиотехники с годами не становится лучше. скупая слеза потекла по небритой.

На самом деле всё не так плохо, набор динамиков обрезает верха в неслышимом диапазоне, система будет иметь незначительные потери в чувствительности, мощности и добротности. Самое досадное, конечно, что нижний диапазон подрезался с 35 Гц до 40 Гц, в закрытом ящике с низами туго, это будет заметно.

Заказ с Аудиомании пришёл быстро, всё было очень хорошо упаковано, в пленках, энергофлексе и картоне чтобы избежать повреждений при транспортировке, за это огромное спасибо.

Первое что удивило — это размеры комплектующих для фильтров, они были большими, пришлось искать большие платы для монтажа кроссоверов. Нашел от образцов отбойной доски для пациентов, разметил, насверлил отверстий под хомуты:

Элементы фильтра крепим хомутами

Далее сажаем на герметик, чтоб на века.

После чего ищем профессионального электрика,который умеет паять, он нам всё это дело спаивает. Но и тут я пошел свои путем, для удобства окончательной сборки все оконечные выходы с фильтров на «+» и «-» я посадил на ваги. Данный коннектор медный, самоподжимной, выдерживает большие токи и пр. Практически такие же зажимы идут у меня на усилителе для акустических кабелей (жутко неудобно втыкать провод).

А к динамикам и терминала подсоединил провода через стандартные обжимные разъемы, что позволит в случае чего сделать быстрый демонтаж — монтаж. Кабель такой же как на акустике, витая пара ПУНГВ 2*1,5 мм

Собрал (точнее собрали, нас там 3 человека было) всё хозяйство в корпусе, встал вопрос, а чем крепить динамики. Пока закрепил обычными 11 мм черными саморезами

В Аудиомании есть более эстетичный вариант под головку торкс, но цена 6.80 руб. за штуку, а мне надо 40 шт. Есть более скромный вариант, за 145 руб./100 шт. + пересылка 140 руб. Закажу дорогие, красота требует средств. (Заодно и пластинку Таривердиева, чтобы за доставку 2 раза не платить)

Дома окончательно прошел все швы цветным акриловым герметиком для сокрытия всех дефектов и силиконовый сзади для полной герметизации корпуса.



На сим по финишной сборке всё. Цена вопроса составила 10982 руб. за динамики и терминалы, 4387 руб. за комплектующие фильтров, доставка бесплатная, так как свыше 10т.руб.
Часть 2. Какая же у них мощность?

Акустические системы

Как расчитать и изготовить звуковые колонки

Изготовление Hi-Fi акустических систем на базе автомобильных динамиков

Задача: создать Hi-Fi колонки на базе широкораспространенных автомобильных акустических комплектов.

Наблюдение: ни на одном заводе не делают акустические системы по всем канонам строительства звуковых колонок. Даже в очень дорогих системах встречаются тонюсенькие провода, электролитические конденсаторы, голые (не заглушенные) стенки корпуса, высокоомные катушки индуктивности. Этот вывод я сделал разобрав с десяток колонок разных фирм (были и очень известные брэнды)!

Что мы делаем в первую очередь, когда берем в руки басовик?
Да, мы инстинктивно двигаем диффузор, как бы проверяя его ход! Делать это нужно осторожно, усилие прилагать как можно ближе к звуковой катушке, равномерно распределив усилие по ее окружности. При движении катушки в магнитном зазоре не должно ощущаться хруста, т.е. касания.

Как оценить добротность НЧ-динамика руками?
Взять одной рукой отключенный динамик и направить его излучатель в ухо. Другой рукой слегка ударить по магниту. Если услышали продолжительный Б-У-М-М-М-м-м, значит добротность высока и чем длиннее тем выше добротность. В идеале динамик при постукивании не издает звука.
Кстати этот Б-У-М-М-М-м-м — есть частота основного резонанса и если у вас есть микрофон и осцилогрф нетрудно ее таким образом измерить.

Совет: не тратте время на советские динамики ГД для НЧ тракта.

После проведенных измерений динамиков 25ГДН-1(установлены в Radiotechnika S-30) — они были сразу же отброшены, т.к. полная добротность их составила 1,2. Так же и у совершенно новых 25ГДН-1Л добротность перевалила за 1, вопреки паспортным данным (0,7±0,2).

Для построения колонок я выбрал недорогую компонентную двухполосную систему “Phantom PS-52”. В набор входит два драйвера 13 см, два купольных шелковых твиттера и, соответственно, два двухполосных разделительных фильтра II-го порядка.

Итак, после проведенных мною измерений, по методикам, изложенным на этом сайте, характеристики динамиков из комплекта следующие:

Уровень чувствительности, SPL, Дб 90
Полная добротность, Qts 0,6
Эквивалентный объем,Vas, л 6,3
Электрическое сопротивление звуковой катушки постоянному току, Re, Ом 3,5
Модуль сопротивления, Z, Ом 4
Номинальная мощность, Вт 70
Частота основного резонанса, Гц 60
Диаметр диффузора без подвеса, мм 90

Как видим современные технологии и материалы говорят о себе. Динамик с такими маленькими габаритами выдал неплохие результаты. Я решил делать фазоинверторное акустическое оформление.

Корпус

Что мы знаем о хорошем корпусе?

  1. Стенки должны быть толстые
  2. Передняя стенка—узкая и длинная
  3. Распорки для жесткости
  4. Внутри обработка вибро и звуко-поглощающими материалами
  5. Шипы

Я не зря выбрал именно 13 см динамики, потому как мне хотелось создать узкие и длинные напольники. Корпус решил изготовить из 16-ти милиметровой ДСП (просто купил лист ДСП в стойматериалах). Размеры и пропорции корпусов определялись исходя из оптимальных условий работы ящика, неоходимого объема, эстетических соображений и тогдашних веяний моды.

Вот чертеж корпуса колонки на нем указаны только размеры заготовок из ДСП.

Заготовки ДСП выпиливаются с помощью электро-лобзика. Круглые отверстия под динамики лучше выпилить специальной узкой пилкой для фигурного реза. Обязательно нужно проследить, чтобы пиление было настроено точно на 90° иначе сборка корпуса будет невозможна. Все детали корпуса соединяются встык с помоью саморезов 4 х 65 с потайной шляпкой и эпоксидного клея. Для саморезов необходимо сверлить отверстия воизбежание раскола ДСП. В прикручиваемой детали отверстие диаметром 4 мм и зенковку под потай, а в детали в которую вкручивается саморез отверстие диаметром 3 мм. Каждое соединение должно содержать не менее 3-х саморезов (оптимально—четыре). Задняя стенка корпсуа будет съемной.

Внутри корпуса располагаются две переборки для дополнительной жесткости. С отверстием посередине, чтобы не перекрывать объем. Эти элементы так же закрепляются с помощью саморезов и эпоксидного клея. Они существенно снижают вибрации стенок корпуса.

По внутренней стороне отверстия под динамик неоходимо сделать фаску-рупор для свободного движения воздуха вблизи тыльной стороны диффузора. Я сделал ее при помощи крупного полукруглого напильника.

Весь корпус снаружи облицовывается фанерой толщиной 7-8 мм. Таким образом толщина стенки получается 16+8= 24 мм. Причем клееного «бутерброда», что в свою очередь положительно сказывается на вибро-характеристиках корпуса. При обклейке я поступил так: поэтапно приклеил сначала переднюю панель под прессом сутки (клей ПВА), потом левая и правая под прессом сутки и наконец верхняя и нижняя под прессом сутки. На заднюю стенку приклеивать фанеру не стал.

В таблице приведены размеры, материал и количество для изотовления всех деталей одного корпуса

материал размеры кол-во
ДСП 16 мм 850 х 210 2
ДСП 16 мм 882 х 172 2
ДСП 16 мм 172 х 210 2
ДСП 16 мм 140 х 210 2
фанера 8 мм 882 х 260 2
фанера 8 мм 882 х 172 1
фанера 8 мм 188 х 280 2

Отверстия под динамики в передней фанерной накладке сделаны таким образом, что головки получаются утопленными как при фрезеровке. После сборки корпусов осматриваем их на наличие ненадежных соединений и непроклеев. При ударе по стенке корпуса костяшками пальцев, должен быть высокий короткий звук без дребезгов.

Затем фанера тщательно шлифуется. Я обработал коричневой морилкой и покрыл мебельным лаком НЦ. Получилось сносно.

Заднюю стенку неоходимо прикрепить с помощью саморезов 4,2 х 41с пресшайбой (чем больше тем лучше) через прокладки из изолона, пристой резины или просто пластилина. Клемники на задней стенке по вкусу, благо их сейчас любых можно купить. Главное чтобы контакт был надежный.

Среднечастотный динамик находится в изолированном боксе около 2-х литров, образованном с помощью фанерных перемычек.

Оба динамика устанавливаются в корпус через прокладки из пористой резины. Под саморезы, крепящие динамик, тоже нужно положить шайбы из резины. Таким образом головка как бы установлена на амортизаторах и не имеет жесткой связи с корпусом.

Высокочастотник устанавливается вместе с поворотным устройством на фанерную панель прикрепленную изнутри корпуса.

Вся внутренняя поверхность корпусов обклеивается войлоком толщиной 5-7мм при помощи силиконового герметика. Герметик выдавливается из тубы большой порцией и размазывается шпателем или рукой в резиновой перчатке. Я не спроста применил силикон для оклейки, потому как он будет являться первым жестким антивибрационным слоем. Перед оклейкой войлоком следует осмотреть корпус на наличие щелей и загерметизировать в случае необходимости.

Колонка стоит на резиновых ножках от массивной РЭА. Можно, конечно, поставить и на специальные металлические шипы. У меня такой необходимости не возникло, т.к. корпус получился очень жесткий и практически не вибрировал.

Алексей Рубанов/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с ремонтом автомобилей. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Алексей Рубанов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Avtoshkola-Rodina.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: