Настройка эквалайзера для рок музыки

Что такое эквалайзер и как правильно его настроить?🎧 Помогаем разобраться с настройкой эквалайзера на телефонах, ПК, магнитоле, наушниках и играх. Настройка эквалайзера на чистый звук. FAQ от Earphones-Review - помощь и советы! ✔Характеристики ✔Рейтинги ✔Обзоры ✔Советы

Настройка эквалайзера для рок музыки

Как настроить эквалайзер?

Эквалайзер — это специальное устройство или приложение для смартфона, компьютера, магнитолы, позволяющее улучшать звучание музыки. Происходит это путем ручной или автоматической настройки отдельных участков частотного диапазона. Так, с помощью эквалайзера можно усилить басы, подчеркнуть высокие тона, выбрать наиболее подходящее звучание для вокала, джаза, электронной или рок-музыки.

В этой статье мы разберем:

  1. Настройка эквалайзера на магнитоле в автомобиле
  2. Как настроить эквалайзер на телефоне?
  3. Как правильно настроить эквалайзер для наушников
  4. Как правильно настраивать эквалайзер для игр?

👑Популярные наушники👑

Как настроить эквалайзер: общие сведения

Самый качественный, самый приятный и чистый звук, конечно, обеспечивает ручная настройка эквалайзера. Поэтому начать нужно со следующего:

  1. Сделайте звучание линейным. Для этого все ползунки эквалайзера на вашем устройстве переведите на отметку «0» — установите посередине.
  2. Включите музыку, схожую с той, что вы собираетесь затем послушать при настроенном звучании. Прислушайтесь к каждому инструменту, к каждому из голосов исполнителей. Подумайте, какую частоту нужно усилить, а какую — ослабить.
  3. Поэкспериментируйте с полосами эквалайзера: с левой стороны (с 20К) будут низкие звуки (так называемые басы), а с правой (от 16К) — высокие частоты. Соответственно, между ними — средние частоты.
  4. Работать с эквалайзером просто: не выключая музыку, перемещайте каждый из ползунков вверх или вниз, добиваясь комфортного для вас звучания — настройки эквалайзера для идеального звука.

После того, как вы разобрались в работе эквалайзера, можно переходить к более точной и детальной настройке, используя эти сведения:

  1. 16-60 Гц — супер-низкие басы, саб-басы. Самый мощный звук, что может выдать ваше устройство — если аудиосистема качественная, вы сможете даже физически ощутить его. Ползунок с этими цифрами используют, чтобы добиться отличного звучания барабанных установок. Но важно не переборщить с саб-басами, чтобы не добиться «мутного» звука.
  2. 60-250 Гц — настройка эквалайзера для баса и барабанов. Эти звуки часто переходят друг в друга, что в общем счете усложняет настройку. Если сильно понизить значение, вы повредите звучанию вокала, синтезатора и гитары — оно будет выходить неразборчивым и гулким даже на фоне отличной работы ударных и басов.
  3. 200-400 Гц. Не выставляйте слишком большие значения, чтобы вокал не был мутным и нечетким. Также вы нанесете удар по барабанам, цимбалам и перкуссии — звучание будет не четким и жестким, а теплым.
  4. 250 Гц- 2 кГц — средний бас, настройка эквалайзера на магнитоле и других устройствах. Слишком большое значение делает звучание гитары, фортепиано неестественным и металлическим.
  5. 400-800 Гц. Как настроить эквалайзер на на магнитоле? Рекомендации: уменьшение этих частот «уплотняет» звучание басов.
  6. 800 Гц — 1 кГц. Область частот для регулировки звучания вокала — вы сможете сделать его более мягким и теплым.
  7. 1-3 кГц. Одна из самых важных настроек эквалайзера — здесь мы делаем басы яснее, определяем звучание вокала, фортепиано и гитары. Правильная настройка эквалайзера — не переусердствовать и не выставить слишком большое значение.
  8. 2-4 кГц. Зона частот для настройки звучания вокала.
  9. 3-6 кГц. Профессионалы стараются несколько сократить данный диапазон частот — это убирает слишком жесткое звучание вокала. Как настроить эквалайзер на чистый звук? Обрезки в верхней части диапазона делают голоса ясными, добавляют «эффект присутствия».
  10. 6-10 кГц — регулировка высоких частот. Нужна, чтобы звук стал прозрачным и воздушным. Здесь правильно настраивают звучание гитары, струнных и синтезаторов. Как лучше настроить эквалайзер? С вокалом будьте осторожны: звучание «ц» и «ш» между 6-8 кГц — то еще испытание для слуха.
  11. 10-16 кГц — ультравысокие для человеческого уха частоты. Увеличьте значение, чтобы тарелки звучали четче и ярче барабанов, чтобы сделать звучание прозрачным и легким. Это настройка эквалайзера на чистый звук. Если вы слышите шипение и фоновые шумы при проигрывании музыки, ситуацию исправит понижение значений. В случае настройки под спецэффекты не делайте значения слишком высокими, иначе музыка будет очень резкой и шумной.

Настройка эквалайзера на магнитоле в машине

Эквалайзер — настройка звука. Если у вас простенькая бюджетная магнитола, то дело выглядит примерно так:

  1. Настройка эквалайзера в машине начинается с того, что вы отрегулируйте баланс между фронтовыми и тыловыми динамиками так, чтобы преобладали передние.
  2. Настройте правильный баланс между левыми и правыми динамиками, иначе звук будет «уходить» в сторону.
  3. На устройствах со встроенным фильтром высоких частот его лучше активизировать: «отрежьте» звучание ниже 100-125 Гц. Это поможет получить более чистый звук без неприятных хрипов.

Нужна лучшая настройка эквалайзера? Если вы установили более серьезную аппаратуру, поработайте с этими значениями эквалайзера — небольшое руководство:

  1. 400 Гц: более ясный и открытый бас, более различимое звучание ударных инструментов, снятие акцента звуковой картины с тарелок.
  2. 800 Гц: акцент на малом барабане, более яркий бас, удаление «дешевой» игры гитар и «смазливого» вокала.
  3. 1,5 кГц: ясный и мелодичный бас, акцент на выразительности тяжелого звука.
  4. 3 кГц: более мягкий и ровный бэк-вокал, лучшее звучание тихих партий фортепиано, стройное звучание инструментов второго плана. Это следующий шаг по плану «лучшая настройка эквалайзера в машине».
  5. 5 кГц: «эффект присутствия» исполнителей, смелое звучание рояля, акустической и электрогитары, смягчение тонких звуков, заглушенное звучание второго плана. Это также настройка эквалайзера в машине для лучшего звука.
  6. 7 кГц: яркий тембр вокала, оживление «тусклых» голосов, смягчение шипящих звуков в вокале, подчеркнутое звучание рояля, акустики, синтезатора и электрогитар. Как настроить эквалайзер в машине? Слишком высокие значения делают басы «металлическими».
  7. 10 кГц: еще более натуральный тембр вокала, смягчение шипящих, жесткое звучание тарелок, ясный голос рояля и акустики.
  8. 15 кГц: подчеркнуто эмоциональный вокал, яркое звучание флейт, тарелок и струнных инструментов, реалистичное звучание для синтезированной музыки.

Настройка эквалайзера на телефоне

Обладатели современных смартфонов могут «отредактировать» звук и на наушниках, и на динамике. Как настроить эквалайзер на телефоне? Для этого достаточно зайти в приложение, где вы слушаете музыку, полистать настройки и выбрать вкладку «Эквалайзер». Удобство здесь в том, что ручная настройка не требуется — вы можете выбрать подходящий набор автоматических параметров под музыку, которую предпочитаете слушать — акустика, басы, хип-хоп, дип-хаус, электронная музыка, классика, джаз, поп, латино, ритм-энд-блюз и пр.

Что же по теме «настройка эквалайзера Android? Можно скачать несколько программ с эквалайзерами, которые позволяют добиться лучшего звука:

  1. Equalizer FX. Вы сможете создавать как собственные пресеты с настройками, так и пользоваться 12-ю бесплатными предустановленными. Приложение бесплатное, но с показом рекламы. Вы можете перейти в эквалайзер-меню из любой программы, кликнув на соответствующий значок. Есть возможность настроить самостоятельную активацию/дезактивацию настроек эквалайзера параллельно запуску аудио.
  2. Equalizer — Bass Boost. Как настроить эквалайзер на «Андроид»? Перед вами 10 предустановленных профилей с настройками звука и возможность создавать собственные пресеты с настройками — усилить басы, добиваться объемного звучания, увеличивать громкость. Программа может активировать настройки со включением смартфона или началом воспроизведения музыки.
  3. Precise Volume. Эквалайзер + другие интересные функции для управления звуком. Так, вы можете дополнительно устанавливать предельную громкость для наушников, создавать звуковые схемы для мультимедиа и звонков.

Как настроить эквалайзер на наушниках?

На самих наушниках, конечно, ничего не выйдет — все делают на устройстве, к которому гарнитуру присоединяют. Как настроить наушники эквалайзером? Самый простой вариант — встроенный эквалайзер Windows. Гайд по настройке:

  1. Правой кнопкой мышки кликните по значку динамика в системном трее.
  2. Нажмите по «Устройствам воспроизведения».
  3. Выберите свои наушники кликните по кнопке «Свойства» в том же окошке.
  4. Вам нужна вкладка «Улучшения» —поставьте галки на «Эквалайзере» и «Неотложном режиме».
  5. Затем нажмите на троеточие (…). А далее — настройка эквалайзера для наушников.
  6. Перед вами будет окошко с режимом настройки эквалайзера: новички могут воспользоваться готовыми «пресетами» — джаз, классика, поп, рок и др.
  7. Если стандартные настройки не нравятся, создайте пользовательский пресет и не забудьте его сохранить.

Не всех устраивают настройки встроенного эквалайзера «Виндовс» — вы можете скачать сторонние программы для проигрывания аудиофайлов с более «продвинутыми» эквалайзерами:

  • H3 Aimp;
  • Realtek HD;
  • веб-эквалайзер «Яндекс.Музыки» и пр.

👑Популярные бюджетные наушники👑

Как настраивать эквалайзер для наушников? Если вы хотите приблизить настройку звука к профессиональной — вам нужны советы:

  1. Как настроить эквалайзер на басы? Ниже 100 Гц — частоты для объемного, тяжелого звука.
  2. 100-250 Гц — придание звучанию полноты.
  3. 400 Гц — возможность сделать звук грубым.
  4. 600-800 Гц — настройки для полного и глубокого звука.
  5. 1-2 кГц — усиление атаки звучания, более яркое обозначение ударных.
  6. 2-4 кГц — эффект присутствия, приближение звучания инструментов к слушателю.
  7. 5-7 кГц — если вы хотите, чтобы инструменты звучали резче и отчетливее.
  8. 10-18 кГц — добавьте звуку больше легкости и прозрачности.

Настройка эквалайзера для игр

Инструкция по эквалайзеру тут будет следующая:

  1. Через «Пуск» зайдите в «Панель управления».
  2. Выберите «Оборудование и звук».
  3. Вам нужен раздел «Звук».
  4. Выберите наушники, динамики или другое аудиоустройство, с которым будете работать.
  5. Нажмите на «Свойства».
  6. Перейдите в «Улучшения».
  7. Поставьте галку на «Эквалайзере».
  8. Нажмите на кнопку с тремя точками.
  9. Выберите или готовый режим, или создайте свой собственный, присвоив ему какое-нибудь имя.

Как настроить эквалайзер?

Для правильной настройки эквалайзера нужно воспользоваться готовыми «жанровыми пресетами» или произвести настройку эквалайзера 🎚️ вручную.

🎧 Настройка эквалайзера для наушников или настройка звука в наушниках (в беспроводных блютуз наушниках), отличается от настройки эквалайзера «жанровыми пресетами». Но обо всем по порядку.

Во все современные проигрыватели для телефона, ПК и телевизор встроен программный эквалайзер. В таких эквалайзерах почти всегда есть готовые настройки (пресеты), например под определенный жанр музыки: для рок, рэп и другой музыки. Как лучше всего выставить настройки эквалайзера для лучшего звучания? Самый лучший звук можно получить, используя общую инструкцию по настройке эквалайзера и как им пользовать, и если звук все еще не устраивает, докрутить настройки эквалайзера вручную.

⭐ Цены на лучшие беспроводные наушники в 2021 году:

Что такое эквалайзер ❔ Коротко и ясно

Эквалайзер – это устройство или программа, позволяющее регулировать громкость отдельных зон частотного диапазона. Если говорить точно, то регулируется амплитуда сигнала, однако это и есть громкость. То есть, эквалайзер позволяет подчеркнуть или, наоборот, приглушить определённые диапазоны частот в слышимом спектре, меняя конечную АЧХ (амплитудно-частотную характеристику).

Читайте также  Как включить музыку с флешки в машине?

Физические эквалайзеры (устройства) используются в процессе звукозаписи. На том или ином этапе записи и сведения музыки «участие» эквалайзера практически неизбежно. Иногда нужно подчеркнуть или замаскировать особенности голоса вокалиста, придать определённый окрас инструменту и так далее.

Программные эквалайзеры чаще всего используются уже во время прослушивания музыки. Да, на студиях они тоже имеются, но редко бывают основными. Такой программой можно скорректировать огрехи звучания своих наушников или колонок. Но, конечно, многие используют их, чтобы получить какой-то особый окрас музыки, который нравится именно им.

Графический эквалайзер

Не стоит забывать, что использование эквалайзера меняет звук в сторону неестественности. И чем более активно он «выкручивается», тем более искажений появляется в звуке: голоса становятся ненатуральными, инструменты «синтетическими», сцена сужается или совсем искривляется.

Лично я не использую эквалайзеры. По крайней мере, теперь. Все начинали с басовых «затычек» и выкручивания уровня НЧ. Лучше приобрести качественные наушники и источник, и слушать музыку так, как она задумывалась, чем добавлять какую-то «отсебятину».

Однако, это верно во многом для качественных записей и исходных файлов. То есть, если музыка записана на хорошей студии с участием профессиональных музыкантов и звукоинженеров, то лучше не трогать ползунки (частоты) эквалайзера. Но, если сама музыка изначально синтетическая, записана на полудомашней студии (или около того), то её можно и подправить.

Эквалайзером логичнее исправлять «косяки» записи, наушников, источника и так далее. Когда явно слышны эти проблемы. А вот просто «наваливать басы» или «срезать высокие» без слышимой причины не рекомендую.

Параметрический эквалайзер

Это портит не только саму музыку, но и её восприятие в долгосрочной перспективе: качественно сведённые и записанные композиции могут начать звучать «неправильно». А это уже дурной вкус. Конечно, восприятие музыки – это дело субъективное и нельзя устанавливать чёткие правила: так слушать – правильно, а иначе – ересь.

Какие бывают эквалайзеры?

Эквалайзеры делятся на 2 основных вида: графические и параметрические. Это относится и к физическим, и к программным решениям. Цифровой эквалайзер (любого типа) обычно имеет больше возможностей настройки, обработка ведётся математически правильными методами. Аналоговые же эквалайзеры работают иначе: они привносят довольно много изменений в музыку, но, как многие считают, могут придавать особый «живой» оттенок.

Мы не будем подробно останавливаться на аналоговых физических эквалайзерах. Они в основном используются на студиях или в системах некоторых аудиофилов. Будем рассматривать именно цифровые решения.

Графический цифровой эквалайзер

Графический эквалайзер – самый распространённый вид, представляет из себя набор полос (частот) с возможностью регулировки в + и — несколько дБ. Настроить графический эквалайзер довольно просто: достаточно выбрать какие частоты нужно отрегулировать и передвинуть соответствующие ползунки.

Параметрический эквалайзер – инструмент для более точной настройки. Тут уже не просто есть возможность прибавить или убавить громкость на определённых отрезках диапазона, но можно более детально настраивать некоторые параметры. Настройка параметрического эквалайзера сводится к выбору конкретной частоты, отстройке добротности (зоны вокруг этой частоты, которая будет настраиваться) и, собственно, регулировки громкости выбранного диапазона.

Параметрический цифровой эквалайзер

Что такое полосы эквалайзера? Сколько их должно быть?

Полосы обычно свойственны графическим эквалайзерам (на параметрических больше «крутилок» или других визуальных элементов) и отображают фиксированную частоту, настройка которой (точнее, диапазона вокруг) производится. Соответственно, чем больше полос, тем точнее можно произвести настройку.

Например, многие профессиональные графические эквалайзеры (в том числе и аналоговые) имеют 31 полосу.

Настройка 13 полосного эквалайзера не сильно отличается от 10 полосного. Просто на 3 полосы больше. Но кто сказал, что именно они понадобятся? Иногда большое количество полос наоборот смущает. Пока выведешь тот «рецепт» нужного звука… А окажется, что в итоге регулировал всего 4-5 полос. Поэтому нельзя однозначно сказать, что полос у эквалайзера должно быть 6, 10, 13, 31 и так далее. Всё зависит от конкретного жанра или композиции под которые регулируется звук.

Как упоминалось выше, больше всего смысла в использовании эквалайзера при прослушивании (а не создании) музыки – на простых популярных синтетических жанрах. А там чаще всего и не нужно много полос. Будет достаточно 5-6. А кому-то и пары хватит, лишь бы были на басу (поднять) и на ВЧ (опустить).

1. Как правильно настроить эквалайзер ️ — универсальная инструкция

Настройка звука с помощью эквалайзера сейчас возможна на любом устройстве, будь то ПК, ноутбук, телефон, плеер, телевизор и так далее.

Как настроить эквалайзер — общая инструкция для всех устройств:

  1. Заходим в общие настройки настройки звука настройки эквалайзера (все варианты где искать эквалайзер).
  2. Включаем эквалайзер. Обычно он выключен или же все ползунки по середине.
  3. В параметрах эквалайзера выбираем готовый пресет под свой жанр музыки (рок, поп, джаз, хип-хоп, электроника). Настройка эквалайзера под определенные наушники делается вот так.
  4. Вручную «докручиваем» частотные регуляторы. Если готовый песет оказался для вас не достаточно хорошим.
  5. Сохраняем созданную настройку.

Обычно эквалайзер встроен в конкретный программный проигрыватель. Также аудио эквалайзер может быть системным или в виде отдельной программы (приложения).

Варианты цифровых эквалайзеров (где искать и пр.)

  • Если звуковой эквалайзер встроен в плеер, то искать его следует именно в настройках проигрывателя. В 90% случаев он под рукой, далеко «рыть» не придётся. В таком случае звук настраивается только в рамках воспроизведения музыки с конкретного плеера.
  • Системный эквалайзер позволяет настроить звук всей (неожиданно ) системы. То есть регулировка затронет все звуки и музыку в этой среде (Windows, iOS, Android и т. д.) на конкретном устройстве. Будет работать «поверх» всех плееров.
  • Отдельный эквалайзер сродни системному, но чаще всего имеет больше настроек и вариантов работы. Он может регулировать звук всё время, пока включён, вне зависимости от того, какой проигрыватель вы используете. Зачастую есть возможность не «трогать» системные звуки, запускаться вместе с плеером и так далее.

Пример настройки эквалайзера в Samsung Galaxy S8:

1. Заходим в настройки звука и выбираем эквалайзер

2. Здесь можно выполнить ручную настройку

3. Или использовать готовые преднастройки

4. 2 удобные крутилки для быстрой настройки

Настройка эквалайзера — подробная инструкция:

  1. Если это системный эквалайзер, то он будет где-то «в районе» настроек звука. В плеерах в похожем пункте меню или в отдельно вынесенном блоке «Эквалайзер».
  2. То есть, ставим «галочку» или нажимаем «On». Это относится к системным и встроенным в плееры вариантам, которые по умолчанию отключены.
  3. Самый простой путь – перебор имеющихся пресетов. Обычно они сделаны под разные жанры музыки. Однако, не всегда настройка «Рок» именно вам покажется подходящей для рок-музыки, поэтому лучше перебрать все. Если звучание какой-то предустановки устроило, то можно на этом и остановиться. Во многих случаях это будет хороший вариант.
  4. Если выбранный пресет вам в целом нравится, но не хватает каких-то частот или других частот многовато, дополните его собственными улучшениями. Повторюсь, что для меньшего искажения музыки лучше стараться только убавлять, а не прибавлять громкость на разных частотах. Стоит исходить из этого при выборе начального пресета и его «доведении до ума».
  5. Можно сделать свои варианты разных настроек под разные жанры и даже композиции. Главное, не забывать сохранять, чтобы потом не пытаться повторить вдохновение.

⭐ Цены на лучшие беспроводные TWS наушники в 2021 году:

Что такое эквалайзер и как им пользоваться

Содержание

Содержание

Эквалайзеры сегодня повсюду — в смартфонах, медиаплеерах, телевизорах, бытовой аудиотехнике, автомагнитолах и т.д. Однако мало какой производитель техники или софта поясняет, как ими пользоваться. А ведь это очень важный момент, от которого зависит, насладитесь вы звуком или нет.

В современной бытовой аудиотехнике и цифровых проигрывателях эквалайзеры позволяют:

  • Поправить звучание акустической системы или наушников.
  • Скорректировать недостатки комнаты, в которой расположена акустика.
  • Сделать более ясным звук старых или некачественных записей.
  • Подчеркнуть или затенить некоторые частоты по своему вкусу.

Чаще всего с помощью эквалайзера прибавляют или убирают бас, делают вокал менее резким или более четким, убирают неприятные призвуки в верхнем диапазоне: например, цоканье тарелок, либо, наоборот, добавляют записи воздуха аккуратным прибавлением высоких частот.

История эквалайзеров

Первый эквалайзер появился, как это ни странно, не в музыкальной, а в киноиндустрии. В 30-х годах прошлого века, на заре звуковых фильмов, был создан прибор с двумя ползунками и выбором частот — Langevin 251A. Он позволял поправить звучание аудиосистемы кинотеатра, чтобы голоса актеров и музыка не резали слух, а также звучали более естественно. Так был создан первый параметрический эквалайзер.

Почти одновременно с ним компания Cinema Engineering разработала первый шестиполосный графический эквалайзер (7080). Именно такой тип эквалайзеров чаще всего встречается в бытовой аудиотехнике и аудиософте.

Во время Второй мировой войны было не до эквалайзеров, зато в 60-х, с появлением транзисторов и развитием микроэлектроники, случился настоящий бум, породивший бесчисленное количество приборов и подтолкнувший развитие звукоинженерии.

Настоящей находкой для меломанов эквалайзер стал в 70-е и 80-е годы, с появлением катушечных магнитофонов и аудиокассет. Многие любители музыки переписывали понравившиеся альбомы у знакомых или с радио, качество звучания при этом страдало. Вот тут-то и приходила на помощь эквализация: при грамотном подходе можно было настроить баланс звука не хуже, чем в оригинале! Не удивительно, что именно тогда в каждый музыкальный центр и кассетный проигрыватель производители старались вмонтировать эквалайзер.

Виды эквалайзеров

Графический эквалайзер повсеместно встречается в любительской технике и бытовых аудиоприборах. Принцип его работы прост: он делит частотный диапазон на полосы, каждую из которых можно поднять или опустить на определенное значение — как правило, до 12 Дб. Чаще всего крайняя левая и крайняя правая полосы — это фильтры низких и высоких частот, то есть они убавляют все, что перед или после них соответственно.

Такой эквалайзер очень нагляден, любой человек сможет им пользоваться. Но у него есть и недостатки. Между полосами, на которые эквалайзер делит диапазон, есть пересечения — кроссфейды. Если опустить несколько полос, то между ними образуются пики. В итоге получается довольно неприятный эффект: некоторые узкие частоты начинают выпирать, и с этим ничего нельзя поделать. Чем больше в приборе полос — тем меньше этот эффект выражен. В бытовых эквалайзерах их обычно 7–18 штук, в профессиональных — 25–31.

Читайте также  Hb4 и h11 в чем разница?

Параметрические эквалайзеры более точные и деликатные. Они чаще всего используются в профессиональной аудиотехнике и позволяют:

  1. Очень точно найти нужную частоту (параметр Frequency, измеряется в Герцах).
  2. Настроить ширину полосы (безразмерный параметр Q).
  3. Прибавить или убавить определенное количество децибел (параметр Gain).

Параметрические эквалайзеры позволяют работать с нужной частотой, не затронув ничего лишнего. Причем, если аналоговые приборы имеют всего 3–5 регулируемых полос, то в современных цифровых плагинах количество полос зачастую вообще не ограничено.

Эквалайзеры в музыке и звукорежиссуре

Музыкантами и звукоинженерами эквалайзеры используются повсеместно. К примеру, гитаристы и басисты используют их в усилителях и педалях эффектов для создания уникального звучания. Эквализация помогает занять инструменту свое место в миксе, поэтому без нее невозможно себе представить современную музыку, будь это рок или электронные жанры.

Наверняка на живом концерте любимой группы вы сталкивались с оглушительным свистом или гудением. Это, так называемая, обратая связь — к ней приводит одновременная работа микрофонов и колонок. Тогда звукорежиссер ищет с помощью эквалайзера частоты, на которых возникают неприятные призвуки, и подавляет их. В некоторые микрофоны или микшеры подавители обратной связи уже встроены и работают автоматически. То же самое происходит в студии — инструмент или сама комната, в которой он записан, может прибавлять к сигналу неприятные резонансы, которые специалист ищет и вырезает. Это позволяет лучше «уложить» сигнал в общий микс.

Звукорежиссеры с помощью эквалайзера находят зашкаливающие частоты и убирают их.

В студийной работе эквализация позволяет очень тонко настроить частотный баланс инструментов: убрать лишний саббас или «коробочную» середину в барабанах, осветлить вокал добавлением высоких частот, устранить частотные конфликты инструментов, подчеркнуть приятные гармоники и т.д.

Сегодня выпущено огромное количество VST-плагинов для эквализации — от эмуляторов аналоговых приборов до динамических эквалайзеров с тонкими настройками и дополнительными функциями. Последние позволяют, например, видеть амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) до и после вмешательства, обработать по-разному левый и правый либо центр и края стереосигнала, ослабить его только тогда, когда он звучит слишком громко и т.п. Это дает возможность работать с хирургической точностью, оставляя звучание обработанного сигнала максимально натуральным.

Советы по настройке эквалайзера

Вкус к музыке и приятным звукам весьма субъективен, поэтому лучше всего настраивать эквалайзер, ориентируясь на свой слух и не обращая внимания на визуализацию АЧХ. При этом всегда стоит помнить: если запись выполнялась в студии, то звукорежиссеры и мастеринг-инженеры уже прослушали трек на всех возможных акустических системах, включая дешевые наушники и компьютерные колонки. После чего они обработали его таким образом, чтобы получить оптимальное звучание на бытовой акустике. Поэтому нередко лучшей настройкой эквалайзера будет кнопка “Выключить”.

Иногда, лучшая настройка эквалайзера — это его отключение.

Эквалайзеры в бытовых приборах не самые качественные, поэтому радикальное прибавление гармоник может привести к искажению сигнала: бас будет гудеть, на вокале и тарелках появляется неприятный скрежет, у барабанов исчезнет атака и панч. Так что лучше всего сначала работать эквалайзером на понижение — убирать то, чего слишком много. Это справедливо даже для дорогих студийных приборов — все звукоинженеры советуют сначала вырезать неприятные частоты и только потом аккуратно добавлять то, чего не хватает. Например, если не хватает баса, приглушите высокие и немного средних частот, а потом просто прибавьте громкость.

В целом, алгоритм работы с эквалайзером довольно прост:

  1. Внимательно прослушать трек и выделить в нем звучание каждого инструмента.
  2. Поочередно поднять, опустить, а затем вернуть на ноль каждый ползунок в эквалайзере, поняв, как он воздействует на звук каждого из инструментов в треке. Это позволит выявить неприятные частоты и резонансы.
  3. Убрать частоты, которые «режут» слух и кажутся избыточными. Чаще всего это цоканье тарелок, свист шипящих согласных в вокале, бубнение баса, неприятная «коробочная» середина в гитарах и синтезаторах.
  4. Добавить частоты, которых не хватает, по своему вкусу, компенсировав тем самым образовавшиеся провалы.

Основные частоты инструментов и вокала

16–60 Гц — область саб-баса, который больше ощущается телом, чем улавливается слухом. Здесь находится «пинок» бочки и нижние обертоны баса в роке и электронной музыке. Чрезмерное усиление сделает звук мутным, а чрезмерное ослабление приведет к потере «кача». При этом большинство аудиосистем не в состоянии воспроизвести этот диапазон частот без сабвуфера.

60–250 Гц — область основных гармоник баса и барабанов. Их усиление придаст треку больше энергетики, однако может задавить инструменты из области средних частот. Излишнее ослабление приведет сделает звук куцым.

250–500 Гц — область нижних гармоник рабочего барабана, мужского вокала и гитар. Именно их можно задавить чрезмерным усилением баса. Однако слишком большое усиление этих частот сделает звук «коробочным», будто акустическую систему поместили в большой ящик.

500–800 Гц — в этом диапазоне могут лежать низкие гармоники женского вокала, часть тела мужского вокала и некоторых инструментов. Но, в целом, чаще всего именно эту область можно немного убавить, чтобы сделать звук более четким и собранным: бас станет плотнее, верха — ярче.

800 Гц — 3 кГц — это область гармоник вокала, гитары, фортепиано, синтезаторов и многих других инструментов. Поднятие ползунка в этом диапазоне прибавит им тела и насыщенности.

3–6 кГц — здесь лежит презенс гитар, вокала, синтезаторов, рабочего барабана, томов, а также тело скрипок и высоких духовых. Прибавлением этих частот можно добавить присутствия этих инструментов в миксе — они как бы становятся ближе к слушателю за счет увеличения их яркости. Убавление, наоброт, затенит их.

6–10 кГц — здесь находится тело тарелок и скрипок, верхние обертоны гитар и синтезаторов, а также шипящие согласные вокала: звуки «с», «ц», «ш» и «щ». Прибавление таких частот сделает звучание более прозрачным и воздушным, но можно легко перестараться и сделать верха слишком резкими, вплоть до неприятного свиста и скрежета. Чрезмерное убавление сделает звук глухим и ватным.

10–16 кГц — в этом диапазоне лежат верхние обертона тарелок и некоторых высоких инструментов, например, флейт пикколо. Подъем этих частот позволит добавить треку еще больше воздуха, но, в то же время, может появиться шум, свист и шипение — опускание ползунков даст возможность от них избавится.

16 кГц и выше — это верхняя граница слуха большинства людей. Бытовые эквалайзеры редко имеют полосы дальше этого значения, и не каждая акустическая система сможет их воспроизвести.

Основы эквализации: когда нужно усилить частоты, а когда ослабить

Изучаем корректирующую, формирующую и фильтрующую эквализацию и разбираемся в типах эквалайзеров и их параметрах.

Один из популярных советов, касающихся эквализации, гласит, что при сведении музыки лучше ослаблять частоты, чем усиливать. Совет отличный, но на практике работающий далеко не всегда: усиление частот с тем же успехом улучшает звучание, что и их ослабление.

Спорить о том, что лучше (усиление или ослабление) нет смысла, все это дело вкуса: одни звукорежиссеры чаще подрезают частоты, другие — усиливают. Кто бы что не говорил, но оба варианта приносят пользу при сведении музыки, когда нужно усилить сигнал в определенной области, а когда ослабить.

Что такое эквалайзер и зачем он нужен

Эквализация — один из простейших инструментов в арсенале звукорежиссера и продюсера. Ввиду своей простоты, в том или ином виде эквалайзеры встречаются практически в любой аудиотехнике.

Основная функция эквалайзера заключается в управлении частотами в аудиосигнале путем их усиления или ослабления (подрезки). Эквалайзеры, усиливающие частоты, называют аддиктивными (Addictive EQ), ослабляющие — субтрактивными (Subtractive EQ). Несмотря на разделение, 95% современных плагинов являются комбинированными устройствами, которые умеют как усиливать, так и ослаблять частоты.

При всей простоте использования — выделяем частоту и поворачиваем регулятор в одну из сторон для усиления или ослабления — работа с эквалайзером требует опыта в определении проблемных частот и диапазонов, и понимании того, как именно эту частоту нужно изменить.

Для работы с частотами каждый эквалайзер предлагает три основных регулятора:

  • Freq (Frequency) — частота, которую вы изменяете;
  • Gain — определяет, как сильно вы хотите усилить или ослабить выбранную частоту;
  • Q (Quality) — форма кривой эквализации. Может быть широкой или узкой и определяет, как точно применяется эквализация. Чем шире кривая, тем больше соседних частот будут затронуты при обработке.

По своему типу эквалайзеры можно разделить на два типа:

  1. Параметрические (параграфические) эквалайзеры позволяют управлять тремя основными параметрами эквалайзера (Frequency, Gain, Q) независимо. Если один из параметров эквалайзера предопределен, то такое устройство называют полупараметрическим эквалайзером (например, некоторые модели PuigTec или API позволяют усиливать или изменять строго определенные частоты);
  2. Графические эквалайзеры позволяют независимо контролировать большее количество диапазонов и частот, изменяя их параметры независимо и графически отображая все изменения.

Слушатель не должен слышать полный частотный диапазон каждого инструмента в миксе — в этом попросту нет нужды, так как условно содержание любого сигнала в контексте трека можно разделить на полезную и бесполезную информацию. Бесполезная информация засоряет микс, заставляет инструменты конкурировать между собой за частотный спектр и попросту портит звучание. Когда звукорежиссер сводит песню, его задача заключается в том, чтобы подружить между собой всех участников микса. Для этого он должен оставить в сигнале каждого инструмента только полезную часть и отсечь все лишнее.

Эквалайзер FabFilter Pro-Q 2. Управление осуществляется с помощью регуляторов FREQ, GAIN и Q в нижней части интерфейса

Главный принцип при работе с эквалайзером звучит так:

Работа с эквалайзером идёт строго в контексте микса.

Зная это, вам станет понятнее, как именно эквалайзер влияет на звучание инструментов и общую картину микса. Это не значит, что вам нельзя заглушить все дорожки в проекте, чтобы эквализовать ту же гитару — это нормальная практика. Тем не менее любые внесенные эквалайзером правки нужно обязательно проверять в контексте того, как именно они изменяют звучание всей песни.

Корректирующая эквализация: ослабление частот эквалайзером

Корректирующая эквализация исправляет такие проблемы сигнала как бубнеж, неприятный резонирование, а также столкновение частот. Для корректировки звукорежиссеры подрезают определенные диапазоны, что скрывает или полностью устраняет проблемы в сигнале. Подрезку частот лучше использовать до усиления других звуков — так вы минимизируете появление новых проблем при бусте частот.

Чтобы понять, что нужно вырезать из сигнала, послушайте партию инструмента и оцените ее звучание. Определите на слух, чего в звуке слишком много — так вам будет проще решить, какие частоты обрабатывать (для большей точности при обработке стоит руководствоваться таблицей частот музыкальных инструментов). Некоторые эквалайзеры, например встроенный в iZotope Neutron, оснащаются анализатором, который автоматически расставляет точки на спектре, советуя частоты для обработки — такая функция станет хорошим подспорьем начинающим звукорежиссерами, которые только учатся пользоваться эквалайзером.

При работе с эквалайзером полагайтесь только на свои уши, так как услышать проблемы в миксе проще, чем сходу найти частотные диапазоны, из-за которых эти проблемы образуются.

Если вы слышите мутную середину или шипящий вокал, найти частотный диапазон для подрезки можно следующим образом: сделайте мощное усиление гейна, максимально сузьте ширину кривой эквализации ручкой Q и начните перемещать точку по спектру. Подобный гипертрофированный буст облегчит нахождение проблемных частот: корректировать сигнал нужно там, где ранее выявленный недостаток микса/сигнала проявляется особо сильно. Насколько ослаблять сигнал — решать вам, так как все здесь зависит от того, какое звучание вы хотите получить.

Читайте также  Плохо ловит радио в машине что делать?

Изолирование частоты в iZotope Neutron

Прием с усилением лучше работает на статичных элементах микса, чем на динамичных. Одной точки обработки вполне достаточно, чтобы устранить низкочастотный гул бочки, которая звучит практически неизменно. При работе с тем же вокалом, который может сильно изменяться в разных частях песни, одной точкой обработки дело не обойдется — потребуется более комплексный подход. Будьте готовы, что при перемещении усиленной точки по спектру в сигнале окажется несколько диапазонов частот, которые нужно скорректировать.

Чем активнее и разнообразнее сам сигнал, тем больше частотных правок он потребует, чтобы уложиться в микс.

При работе с интенсивным сигналом лучше настроить автоматизацию в EQ-плагине или пользоваться динамическим эквалайзером. Последний поможет скорректировать работу эквалайзера таким образом, чтобы он подстраивался под изменения сигнала. Некоторые эквалайзеры (например, тот, что входит в iZotope Nectar) оснащаются функцией Follow EQ, которая учитывает изменения сигнала и подстраивается под них.

ВНИМАНИЕ!

При корректирующей эквализации происходит точечная подрезка частот узкой или особо узкой кривой Q. При этом нужно помнить, что слишком узкое усиление сигнала делает звук неестественным и неприятным.

Формирующая эквализация: усиление частот эквалайзером

После того, как звучание сигнала исправлено, нужно посмотреть, чего не хватает звуку инструментов и общей частотной картине микса. Решить нехватку тех или иных частот поможет формирующая эквализация, направленная на усиление частот в сигнале. При бусте частот нужно полагаться на широкие, но аккуратные и плавные кривые, которые усилят и улучшат целый диапазон частот.

Сложность с бустом во многом состоит в том, что нет единого рецепта или универсального совета, насколько усилять частоты. Избыточное усиление бочки сделает её звук гулким и грохочущим, в то время как недостаточное превратит кик в подобие прохудившегося ботинка, трусливо хлюпающего по лужам на задворках микса. Усиление частот в районе нижней середины (150-350 Гц) сделает сигнал теплее и насыщеннее, но только если буста будет ровно столько, сколько нужно — избыток усиления образует неприятную мутность и замыленность сигнала.

Тонально сбалансированный микс

Если вы сомневаетесь в правильности принятых решений и не уверены, что внесённые изменения улучшают звучание, пользуйтесь анализаторами наподобие модуля Tonal Balance Control, входящего в плагины iZotope. Поместив модуль тонального баланса на мастер-канале, вы увидите частотную карту микса, которую можно в режиме реального времени сравнить с референс-треком. Так вы увидите, чего не хватает миксу в сравнении с качественной коммерческой записью, а также поймёте, какие правки нужно внести.

iZotope Neutron/Nectar покажет, какие инструменты и сигналы требуют правки, если перемещать мышку в интерфейсе с зажатой клавишей Alt/Opt. К тому же в плагины компании встроен интеллектуальный помощник Track Assistant, который анализирует сигнал и предлагает пресеты, улучшающие звучание микса. Алгоритм далеко не идеальный и доверять его выбору не стоит. Тем не менее в качестве отправной точки в начале сведения его подсказки и советы довольно полезны.

High Pass и Low Pass фильтры

Помимо точечных правок, эквалайзер также можно использовать для фильтрации сигнала. Фильтрация — один из простейших, но вместе с тем самых деструктивных методов использования эквалайзера. С помощью фильтрации звукорежиссер может отрезать все частоты до или после определённого диапазона. Дополнительно в современных эквалайзерах предусмотрены так называемые обрезные Notch-фильтры, позволяющие полностью вырезать из сигнала определённую частоту (к примеру, если у рабочего барабана неприятно резонирует частота 442 Гц, вы можете вырезать её целиком).

Наглядное отображение работы High Pass и Low Pass фильтров

При работе с High Pass и Low Pass фильтрами начинающие музыканты и звукорежиссеры часто путаются в их предназначении из-за неправильного понимания названий фильтров. Чтобы не испортить микс, нужно помнить о том, как и какой фильтр отрезает частоты в сигнале:

  • High Pass фильтр отрезает низкие частоты до указанной отметки и пропускает более высокие. К примеру, когда мы устанавливаем HP-фильтр на отметке 100 Гц, фильтрация изолирует все сигналы до 100 Гц, пропуская остальные частоты в сигнале. Более подробно о работе высокочастотного фильтра и нестандартных вариантов его использования мы рассказывали в отдельном материале, посвящённому High Pass фильтру;
  • Low Pass фильтр отрезает высокие частоты после указанной отметки, пропуская более низкие. Установив такой фильтр на бас-бочке и настроив его на отметку 10 кГц, мы устраним все частоты выше этого порога. Подробнее Low Pass фильтры, их влияние на сигнал и методики использования мы разбирали в специальной обзорной статье.

При работе с фильтром звукорежиссер может настроить кривую эквализации, настроив резкость отрезки частот. Грубость отсечения зависит от выбранного параметра Slope (от англ. скат, склон) — чем он ниже, тем более плавно отсекаются частоты.

Заключение

Эквалайзер — простой инструмент, но именно с его помощью формируется желаемое звучание микса. Несмотря на то, что одни звукорежиссеры советуют использовать эквалайзер как корректирующий инструмент, а другие — как формирующий, помните, что в реальности все намного сложнее. Не удивляйтесь, если для достижения качественного саунда вам придётся комбинировать подрезку с бустом в рамках одной дорожки. Главное здесь — понимать, для чего вы используете эквалайзер и какой результат хотите получить.

Правильная эквализация — залог хорошего звучания (эквалайзер и настройка эквалайзера).

В данной статье мы поговорим о важном процессе в написании музыки — эквализация и настройка эквалайзера. Для начинающих поясним , что эквализация (англ. Equalization) — процесс обработки звукового сигнала эквалайзером. Термин обычно подразумевает коррекцию амплитуды или изменение отношения частот . Проще говоря это необходимость устранения частотных конфликтов между инструментами. Всем знакомо, что инструменты по отдельности звучат красиво и приятно , а при их суммировании получается каша. Фоновые звуки перебивают вокал и т.д. В этом случае и производится эквализация. Изменением определенных частот каждого инструмента, и в том числе вокальной партии, добиваются гармоничного звучания всей композиции.

Как настроить эквалайзер?

Ниже приведен список уменьшения-увеличения уровня частот для конкретного вида инструмента. В дальнейшем появляется возможность эквализации на слух!

Частота = 50 герц.

  • Увеличить, что бы добавить полноты инструментам, звучащим в низкочастотном участке спектра – большой барабан, томы и бас-гитара.
  • Уменьшить, что бы избежать появления «boom”-эффекта и маскировки высших гармоник и увеличить «читаемость” басовых партий. Обычно используется в музыке с активной басовой линией, например, в рок-музыке.

Частота = 100 Гц

  • Увеличить, что бы добавить жёсткости инструментам, звучащим в басовом регистре.
  • Увеличить, что бы добавить наполненности звукам гитары, малого барабана.
  • Увеличить, что бы добавить теплоты пиано и духовым инструментам.
  • Уменьшить, если надо убрать бубнение из звука гитары и увеличить его разборчивость.

Частота = 200 Гц

  • Увеличить, что бы добавить полноты партии вокала.
  • Увеличить, что бы добавить полноты звуку малого барабана и гитары (используется в жёсткой музыке).
  • Уменьшить, что бы избежать мутного саунда инструментов, звучащих в среднечастотном диапазоне.
  • Уменьшить, что бы избежать гонгообразного звучания тарелок.

Частота = 400 Гц

  • Увеличить, что бы добавить ясности басовой партии, особенно при прослушивании на малой громкости.
  • Уменьшить, что бы избежать картонного звука у низкозвучащих ударных (томы, большой барабан).
  • Уменьшить, что бы подчеркнуть объёмность звучания тарелок.

Частота = 600 Гц

  • Увеличить для чистого и мощного звучания баса. Эквализация баса
  • Уменьшить, что бы избавиться от «дешёвого” звука гитар.

Частота = 1,5 КГц

  • Увеличить для подчёркивания атаки бас-гитары и её гармоник.
  • Уменьшить, что бы избежать «вялого” звучания электро- и акустических гитар.
  • Увеличить для подчёркивания атаки бас-гитары.
  • Увеличить для подчёркивания атаки электро- и акустических гитар.
  • Увеличить для подчёркивания атаки партии пиано, исполненной в низком регистре.
  • Увеличить для подчёркивания чистоты и жёсткости вокальной партии.
  • Уменьшить для подчёркивания придыхания, мягкости бэк-вокальных партий.
  • Уменьшить, если необходимо замаскировать гармоническую нестройность вокала или гитар.
  • Увеличить для разборчивости вокала.
  • Увеличить, что бы подчеркнуть атаку низкозвучащих барабанов (большой барабан, томы).
  • Увеличить для получения более «пальцевого” звука бас-гитары.
  • Увеличить, что бы подчеркнуть атаку пиано, акустических гитар и яркость партии гитар (особенно, рок-гитар).
  • Уменьшить, что бы сделать звук партий, звучащих на заднем плане более отдалённым.
  • Уменьшить, что бы смягчить звук гитар.
  • Увеличить для получения атаки у низкозвучащих барабанов (более металлический звук)
  • Увеличить для получения атаки перкуссионных инструментов.
  • Увеличить при работе с «вялым” вокалом.
  • Увеличить для получения более «пальцевого” звука бас-гитары.
  • Уменьшить, что бы уменьшить энергию свистящих согласных.
  • Увеличить, что бы добавить резкости звукам рок-гитар, синтезатора, акустических гитар и пиано.

Частота = 10 КГц

  • Увеличить для осветления вокала.
  • Увеличить для получения лёгкого прозрачного звука акустической гитары или пиано.
  • Увеличить, что бы подчеркнуть жёсткость в звучании тарелок.
  • Уменьшить, что бы уменьшить энергию свистящих согласных.

Частота = 15 КГц

  • Увеличить для осветления вокала (звук с придыханием).
  • Увеличить для осветления тарелок, струнных, флейты.
  • Увеличить, что бы сделать звук сэмплерного синтезатора более естественным.

Думаю данная статья Вам пригодится и вы станете еще на один шаг ближе к своей долгожданной цели.

Алексей Рубанов/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с ремонтом автомобилей. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Алексей Рубанов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Avtoshkola-Rodina.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: