Кроссовер в музыке что это такое?

Блог пользователя AlexGolf2 на DRIVE2. Кроссоверы- это устройства в звуковых системах, которые создают нужные рабочие частотные диапазоны для динамиков. Динамики сконструированы таким образом, чтобы работать в определенном частотном диапазоне. Они не приемлют частоты, не входящие в эти рамки. Если на высокочастотный динамик (твитер) пода…
Кроссовер в музыке что это такое?

Кроссовер в музыке что это такое?

О аудио кроссоверах.

Кроссоверы- это устройства в звуковых системах, которые создают нужные рабочие частотные диапазоны для динамиков. Динамики сконструированы таким образом, чтобы работать в определенном частотном диапазоне. Они не приемлют частоты, не входящие в эти рамки. Если на высокочастотный динамик (твитер) подать низкую частоту, то звуковая картина испортится, а если сигнал еще и мощный, то твитер «сгорит». Высокочастотные динамики должны работать только с высокими частотами, а низкочастотные динамики должны получить от общего звукового сигнала только низкочастотный диапазон. Оставшаяся средняя полоса достается среднечастотным динамикам (мидвуферы). Следовательно, задача кроссоверов заключается в разделении звукового сигнала на нужные (оптимальные) частотные полосы для соответствующих типов динамиков.

Проще говоря, кроссовер — это пара электрических фильтров. Допустим, кроссовер имеет частоту среза равную 1000 Гц. Это означает, что один из его фильтров срезает все частоты ниже 1000 Гц и пропускает только частоты выше 1000 Гц. Такой фильтр называют high-pass фильтром. Другой фильтр, пропускающий частоты ниже 1000 Гц называется low-pass, . Графически работа этого кроссовера представлена на рисунке 3. Точка пересечения двух кривых есть частота среза кроссовера равная 1000 Гц. В трехполосных кроссоверах присутствует еще и среднечастотный фильтр (band-pass), который пропускает только средний диапазон частот (приблизительно от 600 Гц до 5000 Гц.) На рисунке изображена частотная характеристика трехполосного кроссовера.

Порядок чувствительности — это отношение интенсивности выходного сигнала (dB) кроссовера к частоте входного сигнала при условии, что интенсивность входного сигнала постоянна. Обычно чувствительность (крутизну среза) характеризуют как отношение dB/octave. В силу многих математических причин чувствительность кроссоверов всегда кратна 6 децибелам на октаву (6 dB/octave). Кроссовер первого порядка имеет чувствительность 6 dB/octave. Кроссовер второго порядка имеет чувствительность 12 dB/octave, третьего порядка — 18 dB/octave, и чувствительность кроссоверов четвертого порядка равна 24 dB на октаву.
Рассмотрим low-pass фильтр третьего порядка с частотой среза равной 100 Гц. Как уже говорилось выше, этот кроссовер пропустит только частоты ниже 100 Гц, а частоты выше 100 Гц срежет. Срезание частот будет происходить следующим образом: все частоты выше 100 Гц будут терять на выходе из фильтра свою интенсивность кратно 18 dB в зависимости от октавы, в которую они входят. То есть, частота в 200 Гц (первая октава выше частоты среза) потеряет свою интенсивность на 18 Дб, интенсивность частоты в 400 Гц (вторая октава) упадет на 36 Дб, а третья октава (800 Гц) ослабеет на 54 Дб. И так далее, все последующие октавы будут ослабевать кратно 18 Дб. Менее чувствительный low-pass фильтр первого порядка с частотой среза в 100 Гц будет делать тоже самое, только ненужные октавы будут ослабевать не на 18 Дб, а на 6 Дб.
Как видим, фильтры, из которых состоят кроссоверы, не могут сразу срезать ненужные частоты, а делают это постепенно, с разной чувствительностью в зависимости от своего порядка.

Кроссоверы первого порядка — это простейший пассивный кроссовер, который состоит из одного конденсатора, и одной катушки индуктивности. Конденсатор работает как high-pass фильтр для защиты твитера от ненужных низких и средних частот. Катушка используется как low-pass фильтр. Чувствительность кроссоверов первого порядка низкая — всего 6 Дб на октаву. Положительная черта этих кроссоверов -отсутствие фазового сдвига между твитером и другим динамиком.

Кроссоверы второго порядка. Их также называют кроссоверами Баттерворта, по имени создателяматематической модели этих кроссоверов. Конструктивно они состоят из одного конденсатора и катушки на твитере и одного конденсатора и катушки на низкочастотном динамике. Они обладают более высокой чувствительностью, равной 12 Дб на октаву, но дают фазовый сдвиг в 180 градусов, что означает несинхронный ход мембран твитера и другого динамика. Для устранения этой проблемы небходимо поменять полярность подключения проводов на твитере.

Кроссоверы третьего порядка. У таких кроссоверов на твитере ставится одна катушка и два конденсатора, тогда как на динамике низкой частоты наоборот. Чувствительность таких кроссоверов равна 18 Дб на октаву, и они имеют хорошие фазовые характеристики при любой полярности. Негативная черта кроссоверов III-го порядка — неприемлемость использования временных задержек для устранения проблем, связанных с динамиками не излучающими на одной и той же вертикальной плоскости.

Кроссоверы четвертого порядка. Кроссоверы Баттерворта четвертого порядка имеют высокую чувствительность равную 24 дБ на октаву, что резко уменьшает взаимовлияние динамиков в области разделения частот. Сдвиг по фазе составляет 360 градусов, что фактически означает его отсутствие. Однако величина фазового сдвига в данном случае непостоянна и может привести к неустойчивой работе кроссовера. Эти кроссоверы практически не применяются на практике.
Оптимизировать конструкцию кроссовера четвертого порядка удалось Линквицу и Рили. Данный кроссовер состоит из двух последовательно соединенных кроссоверов Баттерворта второго порядка для твитера, и тоже самое для басового динамика. Чувствительность их также равна 24 дБ на октаву, однако уровень выходного сигнала на каждом фильтре меньше на 6 дБ, чем уровень выходного сигнала кроссовера. Кроссовер Линквица-Рили не имет фазовых сдвигов и позволяет проводить временную коррекцию для динамиков, не работающих в одной физической плоскости. Эти кроссоверы по сравнению с другими конструкциями дают самые лучшие акустические характеристики.

Конструирование пассивных кроссоверов

Как говорилось выше, пассивный кроссовер состоит из конденсаторов и катушек индуктивности. Для того, чтобы собрать пассивный кроссовер первого порядка необходимо иметь один конденсатор и одну катушку индуктивности. Конденсатор устанавливается последовательно на твитер (high-pass filter), а катушка последовательно на вуфер (low-pass filter). Номинальные значения индуктивности для катушки ((H — микрогенри) и емкости ((F — микрофарады) приводятся в таблице в зависимости от желаемой частоты среза кроссовера и сопротивления динамиков.
Кроссовер I порядка (6 dB/octave)

К примеру, подберем емкость и индуктивность для кроссовера с частотой среза 4000 Гц при сопротивлении динамиков 4 Ом. Из вышеприведенной таблицы находим, что емкость конденсатора первого порядка должна быть равной 10 мФ, а индуктивность катушки 0.2 мГ.
Для определения номинальных значений компонентов для кроссовера второго порядка (12 дБ/октава) необходимо значения из этой же таблицы для конденсатора умножить на коэффициент равный 0.7, а значение для катушки индуктивности умножить на коэффициент 1.414. Надо помнить, что для кроссовера второго порядка необходимо два конденсатора и две катушки индуктивности. Составим кроссовер второго порядка для частоты среза 4000 Гц. Для определения значений для обоих конденсаторов умножаем значение из таблицы 10 мФ на коэффициент 0.7 и получим 7мФ. Далее, значение индуктивности 0.2 мГ умножим на коэффицент 1.414 и получим значение индуктивности для каждой катушки 0.28 мГ. Один из этих конденсаторов устанавливается последовательно на твитер, а второй параллельно на вуфер. Одна катушка параллельно на твитер, а вторая последовательно на вуфер.

Пассивные и активные кроссоверы

Отличие между эти двумя типами кроссоверов очень простое. Активный кроссовер требует подвода питания извне, а пассивный — нет. В силу этого активный кроссовер занимает место в звуковой системе до усилителя, обрабатывая звуковой сигнал с предусилителя головного устройства (допустим, автомагнитолы). Далее, после активного кроссовера устанавливаются два или три усилителя мощности. Один усилитель в этом случае не ставится, так как нет смысла разделенные активным кроссовером сигналы сводить в усилителе в единый сигнал. Разделенные сигналы надо усиливать по отдельности. Как видим, активные кроссоверы применяются в дорогих звуковых системах высокого качества.
Пассивные кроссоверы обрабатывают уже усиленный сигнал и устанавливаются перед динамиками. Возможности пассивных кроссоверов ограничены по сравнению с активными, однако их правильное применение может дать хорошие результаты при минимальных финансовых затратах. Пассивные кроссоверы хорошо себя зарекомендовали при требовании к порядку чувствительности менее 18 дБ на октаву. Выше этого предела хорошо работают только активные кроссоверы.

Читайте также  Как выбрать активный сабвуфер в машину?

Пассивные кроссоверы в основном применяются для обработки сигнала твитеров и среднечастотных динамиков. Для низкочастотных динамиков эти кроссоверы применять можно, однако резко возрастает требование в качеству конденсаторов и катушек индуктивности, что приводит к их удорожанию и увеличению в размерах. Пассивные кроссоверы плохо переносят перегрузки. Пиковые интенсивности сигнала, поступающие от усилителя, могут менять частоту среза фильтров. Кроме того, перегруженный фильтр ослабляет звуковой сигнал (damping). Поэтому при выборе пассивных кроссоверов обращайте внимание на их способность выдерживать пиковые нагрузки, создаваемые усилителем.
Активные (или электронные) кроссоверы представляют из себя множество активных фильтров, которыми можно управлять и легко изменять частоту среза любого канала. Порядок чувствительности активных кроссоверов может быть любым, от 6 Дб до 72 Дб на октаву (и выше).В основном активные кроссоверы для автомобильных аудиосистем имеют чувствительность 24 Дб на октаву. При такой чувствительности обмен частотами между динамиками практически исключен. Звуковая картина получается очень качественной. Единственный недостаток активных кроссоверов, — это их дороговизна по сравнению с пассивными.

Теперь поговорим о фазовых сдвигах, которые могут возникать в звуковых системах, использующих кроссоверы. Фазовый сдвиг — это неизбежное явление, являющееся следствием конструктивных особенностей high-pass, low-pass и band-pass фильтров.
Фаза — это временная связь двух сигналов. Измеряется фаза в градусах от 0 до 360. Если два одинаковых динамика излучают звуковые волны в противоположной фазе (фазовый сдвиг 180 градусов), то происходит ослабление звука. Проблема устраняется изменением полярности на одном из динамиков .
Когда акустическая система состоит их разных динамиков, работающих в различных частотных диапазонах (твитер и мидвуфер), то устранение фазового сдвига не всегда решается простой сменой «+» на «-«. Длина волны от твитера короче, чем от мидвуфера. Поэтому фронт высокочастотной волны может достигнуть слушателя позже (или раньше) фронта среднечастотной (или низкочастотной) волны. Эта временная задержка является следствием фазового сдвига. Оптимизировать звуковую картину в данном случае можно путем физического выравнивания двух динамиков относительно друг друга в вертикальной плоскости до момента улучшения звуковой картины. К примеру, при частоте волны 1000 Гц временная задержка в одну милисекунду устраняется сдвигом динамиков друг относительно друга на 30 см.

Настройка активного кроссовера

Самое важное в настройке кроссовера — это правильный выбор частоты среза. Если мы имеем трехполосный активный кроссовер, то значит перед нами стоит задача в определении двух точек (частот) среза. Первая точка определяет частоту среза для сабвуфера (low-pass) и начало среднечастотного диапазона для мидвуфера (high-pass). Вторая точка определяет частоту окончания среднего диапазона (low-pass) и отправную частоту высокочастотного диапазона для твитера (high-pass). Самое главное, при установке частот среза кроссовера помнить о частотных характеристиках динамика и не в коем случае не нагружать динамик частотами, которые не входят в его рабочий диапазон.
К примеру, если сабвуфер немного гремит или издает гул (неприятный резонанс корпуса автомобиля) значит он перегружен нежелательными для него средними частотами (выше 100 Гц). Перенесите частоту среза (low-pass) на отметку 75 Гц и/или установите, если возможно, чувствительность на 18 Дб или 24 Дб на октаву. Напомним, что увеличение порядка чувствительности кроссовера (величина dB/octave) более качественно срезает ненужные частоты, не давая им просачиваться через фильтр. Порядок чувствительности high-pass фильтров для мидвуфера можно оставить на 12 Дб/октава (для «мягких» среднечастотных динамиков). Подобная настройка активного кроссовера называется асимметричной.

Классический кроссовер – классическая музыка в современной обработке

Классический кроссовер (classical crossover) – это музыкальный жанр, который смешивает классическую музыку с различными современными направлениями, такими как рок, поп и электроника. Собственно с английского слово “crossover” переводится как “пересечение, скрещивание”, “перекрестный”. Важно заметить, что относительно вокального исполнения на западе данный жанр чаще именуют operatic pop. Такое название чуть более точно отражает суть, поскольку певцы исполняют популярные или народные композиции оперным вокалом. Сегодня миллионами любима классика в современной обработке Ванессы Мей, Сары Брайтман, Андреа Бочелли, Appassionante, Amici Forever и других известных артистов.

Особенности и роль жанра classical crossover

Классический кроссовер играет в культурном мире важную роль – популяризирует классическую музыку, сохраняет музыкальные традиции 17-20 столетий. Произведения великих композиторов, представленные в современной обработке, и современные популярные песни, исполненные оперным вокалом, просто восхищают! Такие композиции всегда звучат чувственно, эмоционально, живо и, конечно, бесподобно красиво. Важно, что для работы в данном жанре необходимо иметь музыкальное образование, талант. Да, такое творчество под силу не каждому. Поэтому и выступления звезд classical crossover обходятся дорого. Но торжество того стоит – слушатели почувствуют себя королями, к которым приехали заморские артисты!

Любое корпоративное мероприятие или праздничный вечер в узком кругу наполнится незабываемой атмосферой, если его будут сопровождать стремительные мелодии скрипачки Ванессы Мэй, лирическое сопрано Сары Брайтман, внешнее и вокальное очарование трио Appassionante, чувственный тенор итальянца Андреа Бочелли или, например, многогранное пение Amici Forever. Вечер станет незабываемым! Агентство РУ-Концерт поможет организовать шоу, выбрать исполнителей и проследит, чтобы все прошло на высшем уровне! Заказ можно сделать в любое удобное время.

Аудитория почитателей классического кроссовера складывается из людей разного возраста – обычно им от 12 до 60 лет и даже больше. Этот жанр супервостребован, поскольку предлагает действительно качественное музыкальное и вокальное исполнение, которое ценится куда выше обычной популярной музыки. Невозможно представить, чтобы он устарел и вышел из моды. Это поистине вечное прекрасное искусство! Отметим, что теперь данный жанр есть в списке номинаций Grammy, а также он представлен индивидуальным чартом в музыкальном журнале Billboard. Более того, российская радиостанция «Радио Classic» посвящена композициям classical crossover.

История развития жанра classical crossover

Данный жанр относительно молодой – он начал развиваться в 70-е годы 20 столетия. Однако зародился еще десятилетием раньше – в 1960 году, когда американская оперная певица Эйлин Фаррелл выпустила пластинку «Gotta a Right to Sing the Blues». Именно Эйлин считается первой, кто объединил в своем творчестве классическую и популярную музыку.

Сегодня большинство композиций в жанре classical crossover – это именно сочетание классики и поп-музыки. Однако развился этот жанр в 1970-х благодаря рок-музыкантам из Британии. Группа Emerson, Lake & Palmer играла на концертах свою версию сюиты М.П. Мусоргского, коллектив Procol Harum на свой лад исполнял произведения И.С. Баха, группа Electric Light Orchestra обогащала свою музыку симфоническими чертами. Все эти команды отметились в жанре прогрессивного рока, характеризующегося усложненной формой исполнения, где рок объединяется с академической, народной музыкой, джазом, авангардом.

В 1975 году великая Queen выпустила альбом «A Night at the Opera» со знаменитой «Богемной рапсодией». Она сложена из таких разных жанров, как баллада, опера, хэви-металл и а капелла. Пластинка стала весьма успешной, поэтому группа сохранила этот особенный окрас и в дальнейшем творчестве. Также классические приемы использовали в своих композициях The Four Seasons, The Moody Blues, Deep Purple, Рик Уэйкман, Гэри Мур, Scorpions, Metallica и др. Отдельно следует отметить финскую группу Nightwish, которую отличает и оперный вокал.

Читайте также  Как запустить машину с автозапуска томагавк?

Одновременно с заимствованием классических приемов рокерами, исполнители классики стремились популяризировать свой жанр, сочетая его с жанром поп и народной музыкой. Одним из первых стал британский певец Rhydian. Отличным примером является также творчество оперной певицы Монсеррат Кабалье, певца и скрипача Дэвида Гарретта, певицы Сары Брайтман, скрипачек Ванессы Мэй и Кати Маре, певцов Алессандро Сафина и Андреа Бочелли, певицы Эммы Шапплин. Настоящий прорыв совершил оперный коллектив «Три тенора» в 1990 году, когда на концерте в Риме исполнил песню о футболе.

Среди молодых и, конечно, талантливых наследников жанра следует выделить певицу Кэтрин Дженкинс, певцов Марио Франгулиса и Джоша Гробана, струнные квартеты Bond и Escala, дуэт виолончелистов 2Cellos, квартеты исполнителей Amici Forever и Il Divo, обворожительное вокальное трио Appassionante.

Классический кроссовер

И нет, речь пойдет не о машинах, а о музыке, которую многие знают и любят. Подробнее о значении термина — в тексте преподавателя образовательных курсов Музея «Гараж» пианистки Александры Стефановой.

Классический кроссовер не обладает строгим терминологическим определением, зато объединяет многих современных исполнителей и является одним из важных современных музыкальных жанров.

Термин «кроссовер» (англ. crossover) буквально означает «пересечение» и обозначает сочетание в одном произведении разных стилей. Определение «классический» указывает на то, что в данном жанре обязательна какая-то академическая составляющая. К ней может быть добавлен любой из массовых жанров ХХ и XXI веков: джаз, рок-н-ролл, рок, электро, диско, поп-музыка и хип-хоп.

Я часто слышу, как этих исполнителей называют неоклассиками, но это ошибочное понимание термина. О неоклассике мы говорили в тексте, и для нее, наоборот, характерна стилизация под классические музыкальные формы.

Понятие «классический кроссовер» объединяет произведения, имеющие совершенно разные истоки. Условно их можно разделить на три категории:

— современные интерпретации классических произведений — переложенные на бит (Ванесса Мэй, Эдвин Мартон), переигранные на электронных инструментах, ремиксы, а также музыка, использующая в современном жанре классические произведения (Emerson, Lake & Palmer «Pictures at an Exhibition»);

— произведения новых жанров, созданные с использованием академического инструментария (Metallica или Эминем с классическим симфоническим оркестром, рок-оперы, совмещающие в себе разные стили);

Кроссовер в музыке что это такое?

— академические «каверы» — произведения новых жанров, созданные в ХХ и XXI веках и переигранные в академической манере, будь то в исполнении симфонического оркестра или оперным вокалом (Eileen Farrell «I Gotta Right to Sing the Blues», Хор Турецкого, Андреа Бочелли).

Подобных исполнителей сейчас очень много, с 2007 года номинация «Лучший альбом в стиле классический кроссовер» есть в премии «Грэмми». Жанр безмерно популярен у аудитории с чрезвычайно широким возрастным охватом, что подтверждается количеством выступлений в этом жанре на шоу «Голос» в разных странах. В конце ХХ — начале XXI века все чаще мы встречаем совместные выступления рок-музыкантов и оперных певцов (Queen и Лучано Паваротти, Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье).

Такую музыку проще слушать, чем академическую. Мы на концертах Škola Crew стараемся популяризировать академическую музыку, рассказать, как ее слушать и как ей наслаждаться, вместо того чтобы искусственно смешивать ее с битом ХХ века. При этом классический кроссовер является интереснейшим продуктом взаимного интереса между искусством более «элитарным», «сложным», и искусством массовым. Такая тенденция характерна для искусства постмодернизма, и ее корни можно найти уже в 1960-х гг.

В 1920—1930-е гг. был подъем массового прослушивания классической музыки, поскольку техническая революция обеспечила всех доступом к радиоточкам, где транслировали как раз концерты академической музыки. Возникла ситуация, кажущаяся сегодня невозможной: все слои населения, без разделения на «работяг» и «интеллигентов», одинаково хорошо знали весь академический репертуар. До этого классическая музыка была уделом избранных, а теперь любой рабочий весь день у станка мог слушать радио.

Разделение музыки, да и всего искусства на «популярное» и «академическое» — длительный процесс, продолжавшийся весь ХХ век. При этом в музыке академические авторы уходили во все более сложные концепции, придумывали новые музыкальные языки; творчество профессиональных композиторов удалялось от бытового слушателя все дальше. Меж тем «легкие» музыкальные жанры завоевали эстраду.

Кроссовер для динамика

Человеческое ухо способно различать достаточно большой диапазон частот, который называется звуковым диапазоном. Он занимает полосу от 20 Гц до 20 кГц. В зависимости от индивидуальных особенностей восприятия звуковой диапазон может быть несколько ограничен в нижней и верхней части. В конструкциях акустических систем не существует динамических громкоговорителей, которые корректно воспроизводили бы всю полосу звуковых частот.

Это связано с физическими и механическими факторами. Так диффузоры низкочастотных динамиков имеют большие размеры, поэтому акустический резонатор из-за большой инерции не может реагировать на колебания с частотой 10-20 кГц. Для высококачественного воспроизведения вся полоса звуковых частот разбивается на три поддиапазона:

  • Низкие частоты – 20 Гц-200 Гц
  • Средние частоты – 200 Гц-5 000Гц
  • Высокие частоты – 5 000 Гц-20 000 Гц
  1. Зачем нужен кросовер для акустики в авто
  2. Кроссовер колонки, что это
  3. Встроенный кроссовер в динамике

Зачем нужен кросовер для акустики в авто

Для чего нужны кроссоверы для динамиков. Кроссовер или полосовой фильтр представляет собой устройство ограничивающее полосу частот, подаваемых на конкретный громкоговоритель. Акустическая система хорошего качества состоит из трёх динамических головок и каждая из них пропускает свою полосу частот. Твиттер или высокочастотная головка имеет маленькие размеры и лёгкий диффузор. Она располагается в верхней части акустической системы. Среднечастотный динамик имеет больший диаметр, а басовый, самый большой громкоговоритель, располагается в нижней части акустической колонки. Кроссовер для колонок нужен для того, чтобы выделить определённую полосу частот и обрезать или сильно ослабить остальной частотный диапазон. Это значительно повышает высокую верность воспроизведения музыкальных записей.

Салон автомобиля представляет собой замкнутое пространство сравнительно малого объёма, в котором сложно добиться высококачественного воспроизведения звука. Кроме того внутренняя отделка может быть выполнена с помощью мягких звукопоглощающих материалов, поэтому частотное разделение звукового сигнала на три раздельные полосы в автомобиле необходимо.Что дают кроссоверы колонкам в салоне легковой машины. Частотные фильтры позволяют получить правильную конфигурацию акустических колонок в салоне автомобиля и добиться качественного звучания, как басов, так и высоких частот. Часто кроссоверы встраиваются непосредственно в акустические системы.

Кроссовер колонки, что это

Кроссоверы для динамиков бывают пассивные и активные. Пассивные системы представляют собой LC фильтры первого второго или третьего порядка, что определяется количеством звеньев фильтра. Фильтр первого порядка обеспечивает крутизну затухания сигнала всего 6 dB на октаву, фильтры второго и третьего порядков – 12 и 18 dB соответственно. Для использования в звуковых системах автомобиля рекомендуется применять кроссоверы второго порядка. Это связано с акустическими особенностями автомобильного салона. В кроссоверах применяют плёночные конднсаторы и индуктивности, намотанные без сердечников или с использованием ферромагнетиков.

Кроссовер для колонок собирается на небольшой печатной плате, где имеются входные клеммы для подключения усилителя низкой частоты и три выходных группы для подключения ВЧ, СЧ и НЧ динамика. Активные кроссоверы для динамика в автомобильной акустике используются реже, так как они собираются не только на дискретных элементах, но и на операционных усилителях, которым требуется двухполярное питание. Это усложняет подключение и эксплуатацию такой техники в условиях автомобиля.

Читайте также  H27 880 и 881 в чем разница?

Встроенный кроссовер в динамике

Если в автомобиль устанавливаются колонки промышленного образца, то они, как правило, уже оборудованы встроенными частотными фильтрами. В них используются конденсаторы и индуктивности. Часто для согласования сопротивления громкоговорителя и усилителя низкой частоты в фильтры ставятся постоянные резисторы.

Классический универсальный кроссовер второго порядка предназначен для работы с трёхполосными акустическими системами и обеспечивает крутизну подавления частот 12 dB на октаву. При повторении конструкции не рекомендуется ставить в фильтр электролитические конденсаторы, а использовать плёночные, специально предназначенные для работы в фильтрах акустических систем. Обычно радиолюбители приобретают дорогие конденсаторы зарубежного производства, но вполне можно обойтись отечественными К73-16. Оптимальным вариантом для акустических кроссоверов будет использование аксиальных полипропиленовых конденсаторов К78-34, которые специально разработаны для применения в акустических системах высокого класса.

Что такое кроссовер, и как это слушать?

Стиль кроссовер не очень хорошо известен в России. Возникает даже несколько комичная ситуация, когда знаток музыки говорит «кроссовер» — а несведущий в этом у него переспрашивает: «Вы об автомобилях?»

На самом деле, кроссовер в музыке — это течение, в котором смешиваются самые разные жанры: worldmusic, элементы бит-бокса и танцевальная клубная музыка; джаз и классика; этника и электроника. Внутри одного стиля музыканты синтезируют самые разные направления, полагаясь исключительно на собственное чувство стиля.

На западе стиль кроссовер весьма популярен, существуют сайты, посвященные ему, а число исполнителей огромно. Есть среди них и настоящие звезды: Сара Брайтман, Шарлотта Черч и многие другие.

В нашей стране кроссовер только начинают ценить. Тем не менее, здесь уже появились очень интересные проекты, число которых, очевидно, будет только расти. Отечественные исполнители не уступают зарубежным в креативности: сочетают, казалось бы, несочетаемое и иногда обращаются к уникальным музыкальным традициям. Например, певица Наталия Дзыга синтезирует удмуртские народные песни (крези) с электроникой. Получается стильно, современно, волшебно и качово.

Другие идут по более сложному пути: пытаются создать новое там, где уже был поставлен миллион музыкальных экспериментов. Сегодня мы хотели бы рассказать об одном из таких коллективов: московский инструментальный фьюжн-квартет под интригующим названием Черный квадрат синтезирует джаз с классикой. 4 составляющие Черного квадрата — это флейта (Татьяна Ларина), фортепиано (Ольга Кияшкина), контрабас (Павел Цветков) и ударные (Игорь Ямпольский). Как говорят сами музыканты, они соединяют эстетику и глубину академической музыки со свободой джаза и энергетикой рок-концерта.

Удивительно, как группе удается придать совершенно новое прочтение произведениям, известным многие десятилетия. Казалось бы, все уже было сыграно до них, невозможно придумать необычную трактовку, которая будет отличаться от всех предыдущих и при этом слушаться естественно и гармонично. Однако это удается Черному квадрату: за что бы они ни взялись — их интерпретация всегда действительно новая, атмосферная и современная.

Например, сюита Путешествие Пер Гюнта в их исполнении совершенно ошарашивает слушателя накалом эмоций, это музыка, которая по-настоящему уносит за собой. Лавина звука обрушивается по нарастающей — это можно сравнить с горной речкой, которая сначала журчит, услаждая Ваш слух, но вскоре превращается в не менее прекрасный, но уже стремительный, шумный и мощный горный водопад.

Группе удалось найти беспроигрышное решение в использовании изобразительных средств. Традиционная для рока ритм-секция здесь заменена более изящным аналогом: мощный саунд фортепиано в сочетании с ударными — отличный ход! Флейта ведет экспрессивную партию или полетно парит на их фоне, создавая образ то бушующей стихии, то красивого в своей умиротворенности пейзажа. Только послушайте их трактовку «В пещере горного короля» — она великолепна!

Контраст между создаваемыми настроениями постоянно держит внимание слушателя. Кроме того, инструменталисты меняются ролями: фортепиано, как и флейта, ведет солирующие партии, могут это делать и другие инструменты, и всегда — без потери баланса.

Отдельного внимания заслуживают музыкальные решения, которые использует этот необычный квартет. Для них не существует никаких рамок: К Элизе сочетает в себе настолько неожиданные джазовые решения, что удивляешься: как они додумались до такой трактовки и как им удалось выдержать при этом общий музыкальный стиль таким изысканным и гармоничным.

Неудивительно, что даже маститые музыканты отзываются о коллективе в самых восторженных тонах. Известная питерская группа Терем-квартет высоко оценила музыкантов: «Черный квадрат — емко, сильно и масштабно. Живопись, скульптура, театр — это музыка Черного квадрата, их музыкальные фантазии захватывают дух. Энергетика их исполнения подхватывает тебя и вызывает сильные эмоции, мурашки, слезы восторга. Душа расцветает и хочется жить после их концертов!»

Между тем, концерты проходят неизменно с огромным успехом: пару лет назад группа завоевала лауреатство на престижном международном конкурсе Terem-crossover, она часто выступает в филармониях по всей России и собирает полные залы. Видимо, это тот самый случай, когда публика полностью согласна с мнением критиков.

Алексей Рубанов/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с ремонтом автомобилей. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Алексей Рубанов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Avtoshkola-Rodina.ru - все о вождении авто и полезная информация об автомобилях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: