Как подключить сабвуфер дома через блок питания?
Варианты подключения сабвуфера к компьютеру
Подключаем сабвуфер
Чаще всего нам приходится иметь дело с сабвуферами, входящими в состав акустических систем разных конфигураций – 2.1, 5.1 или 7.1. Подключение таких устройств, в виду того, что они предназначены для работы в паре с компьютером, или DVD-плеером, обычно не вызывает затруднений. Достаточно определить, к какому разъему подсоединяется тот или иной тип колонок.
Трудности начинаются тогда, когда мы пытаемся включить сабвуфер, представляющий собой отдельную колонку, купленную в магазине или ранее входящую в комплект другой акустической системы. Некоторых пользователей также интересует вопрос, каким образом можно использовать мощные автомобильные сабвуферы в домашних условиях. Ниже обсудим все нюансы подключения для разных видов устройств.
Низкочастотные колонки бывают двух типов – активные и пассивные.
Вариант 1: Активная НЧ-колонка
Активные сабвуферы представляют собой симбиоз из динамика и вспомогательной электроники – усилителя или ресивера, необходимого, как нетрудно догадаться, для усиления сигнала. Такие колонки имеют два вида разъемов – входные для получения сигнала от источника звука, в нашем случае, компьютера, и выходные – для подключения других динамиков. Нас интересуют первые.
Как видно на изображении, это гнезда типа RCA или «Тюльпаны». Для того чтобы соединить их с компьютером, потребуется переходник с RCA на miniJack 3.5 mm (AUX) типа «male-male».
Один конец переходника включается в «тюльпаны» на сабвуфере, а второй — в разъем для НЧ колонки на звуковой карте ПК.
Все проходит гладко, если карта имеет необходимый порт, но как быть, когда ее конфигурация не позволяет пользоваться никакими «лишними» колонками, кроме стерео?
В этом случае на выручку и приходят выходы на «сабе».
Здесь нам также понадобится переходник RCA – miniJack 3.5 mm, но немного другого вида. В первом случае это был «male-male», а во втором – «male-female».
Не стоит беспокоиться о том, что выход на компьютере специально не предназначен для низких частот – электронная начинка активного сабвуфера сама «разведет» звук и звучание будет корректным.
Достоинства таких систем – компактность и отсутствие лишних проводных соединений, так как все компоненты помещены в один корпус. Недостатки вытекают из достоинств: такая компоновка не позволяет получить довольно мощное устройство. Если же производитель хочет иметь более высокие показатели, то вместе с ними возрастает и стоимость.
Вариант 2: Пассивная НЧ-колонка
Пассивные сабвуферы никакими дополнительными блоками не оборудованы и для нормальной работы требуют промежуточного устройства – усилителя или ресивера.
Сборка такой системы производится с помощью соответствующих кабелей и, если требуется, переходников, по схеме «компьютер – усилитель – сабвуфер». Если вспомогательное устройство оборудовано достаточным количеством выходных разъемов, то к нему также можно подсоединить и акустическую систему.
Достоинство пассивных низкочастотных колонок заключается в том, что их можно сделать весьма мощными. Недостатки – необходимость приобретения усилителя и наличие дополнительных проводных соединений.
Вариант 3: Автомобильный сабвуфер
Автомобильные сабвуферы, в большинстве своем, отличаются высокой мощностью, что требует дополнительно источника питания 12 вольт. Для этого отлично подходит обычный БП от компьютера. Обратите внимание на то, чтобы его выходная мощность соответствовала мощности усилителя, внешнего или встроенного. Если БП окажется «слабее», то аппаратура не будет использовать все свои возможности.
В силу того, что такие системы не предназначены для домашнего использования, в их конструкции имеются некоторые особенности, требующие нестандартного подхода. Ниже приведем вариант подключения пассивного «саба» с усилителем. Для активного устройства манипуляции будут аналогичными.
-
Для того чтобы компьютерный блок питания включился и стал подавать электричество, его необходимо запустить, замкнув определенные контакты на кабеле 24 (20+4) pin.
Подробнее: Запуск блока питания без материнской платы
Далее нам потребуется два провода – черный (минус 12 В) и желтый (плюс 12 В). Взять их можно от любого коннектора, например, «molex».
Провода подключаем в соответствии с полярностью, которая обычно указана на корпусе усилителя. Для успешного запуска нужно также подсоединить и средний контакт. Это «плюс». Сделать это можно перемычкой.
Теперь соединяем сабвуфер с усилителем. Если на последнем два канала, то с одного берем «плюс», а со второго «минус».
На колонке провода подводим к RCA-разъемам. Если имеются соответствующие навыки и инструменты, то к концам кабеля можно подпаять «тюльпаны».
Компьютер с усилителем соединяем с помощью переходника RCA-miniJack 3.5 male-male (см. выше).
Далее, в редких случаях, может потребоваться настройка звука. Как это сделать, читайте в статье по ссылке ниже.
Готово, можно пользоваться автомобильной НЧ-колонкой.
Заключение
Сабвуфер позволит вам получать больше удовольствия от прослушивания любимой музыки. Подключить его к компьютеру, как видите, совсем несложно, нужно лишь вооружиться необходимыми переходниками, и, конечно же, знаниями, которые вы получили в этой статье.
Помимо этой статьи, на сайте еще 12092 инструкций.
Добавьте сайт Lumpics.ru в закладки (CTRL+D) и мы точно еще пригодимся вам.
Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.
Как подключить сабвуфер к компьютеру
Для заядлых меломанов качество звука – превыше всего. Таким людям просто необходимо слышать все нюансы мелодии своей любимой песни. Значит, без сабвуфера здесь не обойтись. Если вы приобрели мощную аудиосистему и хотите подключить ее к ПК, приготовьтесь к сложностям. У подключающих штекеры во все порты музыка иногда не звучит либо ее качество оставляет желать лучшего. Давайте рассмотрим несколько простых способов, как подключить сабвуфер к компьютеру.
Способы подключения сабвуфера к компьютеру или ноутбуку
Прежде чем выбрать саб, определите параметры звуковой карты на устройстве. Если у вас ноутбук с одним разъемом под наушники, вопрос, как подключить домашний кинотеатр к компьютеру автоматически снимается. Систему 5.1 (то есть 5 колонок плюс 1 саб) подключить к ноутбуку не удастся. Максимум, что вы сможете сделать, – купить две обычные колонки со встроенным ресивером. Если вы хотите, подключить саб к системному блоку, изучите количество входов на звуковой карте. Обязательным условием является их совпадение по количеству со штекерами от аудиосистемы.
Активная акустика
Выбрав активную аудиосистему, как пользователь, вы не прогадали. Встроенный усилитель в колонках снимает множество нюансов подключения, о которых не всегда знает даже специалист. Просто воткните штекеры от колонок в разъемы звуковой карты, а саб подсоедините к специальному (подписанному) входу. При отсутствии такового саб включается посредством разъема для динамиков.
В качестве соединительных элементов для подключения используется антенный кабель со штекерами RCA (в форме тюльпанчика). Одним концом он втыкается в сабвуфер, вторым либо в аналоговую панель на блоке питания, либо порты для акустических систем. В последнем случае саб и акустика работают параллельно на низких частотах звукового диапазона. Иногда, активные сабвуферы подключают к усилку, что увеличивает рабочую нагрузку на систему.
Пассивные колонки
Для аудиосистемы без усилителя дополнительно приобретается ресивер, и подключение имеет несколько иную схему. В качестве главного параметра (кроме цены) при покупке усилка используется его мощность. Она должна совпадать с характеристиками саба (колонок), которые прописаны паспортом-инструкцией на технику. По утверждениям специалистов, пассивные аудиосистемы имеют большие возможности в настройках звука, чем активные.
Как подключить пассивный сабвуфер к компьютеру? Для этого используется последовательный способ соединения посредством акустического и антенного кабелей. Первым подключается усилок и саб (колонки), вторым – он же и аналоговая панель на ПК. Обязательно настройте частоту среза, лимит частот. Громкость регулируйте исключительно для всей аудиосистемы. В противном случае вы испортите саб, пытаясь добавить или убавить звук регулятором усилителя.
- Что такое СНИЛС и как он выглядит, где получить свидетельство
- Свинина в фольге в духовке: приготовление блюд
- Как поднять иммунитет народными средствами взрослому в домашних условиях
Инструкция по подключению
Для активного сабвуфера:
- Отключаете ПК от сети, подготовьте аудиосистему – буфер, колонки, провода.
- Кабели от колонок подсоединяете к сабу и панели, на задней части системного блока. Производители, для удобства пользователей, частенько производят штекеры и разъемы одного цвета, поэтому подключать такие аудиосистемы одно удовольствие.
- Кабелем Jack 3,5 мм (штекер белого цвета) соединяете колонки и звуковую карту.
- Подключаете саб к разъему карты с маркировкой sub.woofer или sub. Если такового не имеется, то используется порт для боковых колонок.
- Включите систему и системный блок в сеть.
Для пассивного сабвуфера:
- Убедитесь, что компьютер выключен.
- Соедините саб и усилитель, а после подключите его к аналоговой панели кабелем Jack 3,5 мм. Второй тюльпанчик воткните в усилок. Способ подходит, если ресивер имеет разъем под низкочастотные устройства. Иначе смотрите раздел, как подключить колонки к компьютеру.
- Саб соединяется с центральным входом (желтого цвета) на задней панели системного блока. Не забудьте подключить кабели к микрофонному и линейному разъемам.
- Включите систему в сеть и загрузите ПК.
Для пассивных колонок:
- Отключите ПК и подготовьте ресивер, колонки.
- Акустика соединяется с усилителем соответствующими кабелями.
- Ресивер подключается к системному блоку.
Как настроить звук на компьютере
Как только вы справились с подключением, важно разобраться, как установить звук на компьютере. Если вы не сомневаетесь, что все кабели подсоединены правильно, то пора заняться настройками аудиосистемы. Перед тем, как настроить устройство, дождитесь полной загрузки операционки. Следом проверьте, что драйвер на акустическую систему установлен. Его наличие определяется всплывающим окошком справа снизу (для Windows). Если буфер новый, то с ним продается диск с драйверами, если старый, то скачать соответствующее приложение с интернета не составит труда. Порядок действий:
- Установите драйвер.
- Перезагрузитесь.
- На панели задач правым кликом по динамику вызовите контекстное меню, зайдите в «Параметры громкости».
- Выберите звуковое устройство – вашу аудиосистему.
- Перед тем, как включить звук на компьютере, в микшере громкости (по желанию) установите уровень звука для устройства.
Видео: как подключить автомобильный сабвуфер к компьютеру
Голь на выдумки хитра! Акустические системы с хорошими параметрами никогда не были дешевы, и сейчас стоят немалые деньги. Нестандартный подход позволяет решить эту проблему и использовать в качестве аудиосистемы автомобильный сабвуфер. Прежде чем насладиться глубиной звука и басами, внимательно посмотрите видео по подключению такой, казалось бы, неподходящей техники к домашнему ПК.
Сабвуфер в домашней Hi-Fi системе: практическая часть
Что ж, друзья, довольно теории. Переходим к практике. В этой статье я максимально подробно постараюсь описать все манипуляции, которые позволили мне успешно интегрировать сабвуфер в домашнюю систему.
Полагаю, что у большинства обывателей при упоминании слова «сабвуфер» в голове сразу же возникает картина неистово скачущего драйвера, в такт которому кулаком о стену подыгрывает сосед; дребезжащая мебель, плачущие дети и жена, грозящая разводом. Даже среди моих товарищей, с которыми я поделился радостью после приобретения сабвуфера, оказались те, кто в ответ поинтересовался: «А соседи как? Не ругаются?» Нет, представьте себе, не ругаются. И сейчас я постараюсь в деталях объяснить, почему.
О сабвуфере
Решение было осознанным и вполне созревшим. Знакомый меломан, уже обладающий трифоником, только подливал масла в огонь. Позже, в ходе одного из тестов аудиоаппаратуры, мне довелось объединить и настроить трифоник собственноручно. Конечно же, желание применить этот практический навык в домашних условиях только усилилось.
И вот, наконец-то, заветный день настал.
Мой выбор остановился на сабвуфере в закрытом ящике M&K Sound SB12. Черный глянцевый красавец, под стать моей полочной акустике. Размеры саба не очень-то скромные: высота и ширина — 381 мм, глубина — 438 мм. Вес при этом превышает 20 кг.
На лицевой панели расположен 12-дюймовый драйвер из целлюлозы. Боковые и верхняя панели остались нетронутыми. На нижней панели установлено пять резиновых опорных ножек. Тыльная сторона разместила на себе все имеющиеся у саба терминалы подключения, элементы управления и радиатор охлаждения. Пиковая мощность, которую указал производитель — 250 Вт. Частотный диапазон: 20–200 Гц.
Касаемо функционала, опишу лишь те нюансы, с помощью которых было осуществлено подключение, настройка и доводка сабвуфера.
Тумблер питания имеет три положения: «On», «Off» и «Auto». Последний режим пришелся очень кстати — сабвуфер сам включается при поступлении входящего сигнала и так же сам отключается, когда сигнал какое-то время отсутствует. В моем сценарии эта опция оказалась востребована.
Регулировка фазы плавная: от 0 до 180. Регулировка кроссовера реализована от 40 Гц до положения «Bypass», когда кроссовер дает сабу полную волю. Последний регулятор управляет громкостью сабвуфера.
Ниже расположились две пары терминалов подключения по высокому уровню. Еще ниже — идентичные две пары терминалов, но другого предназначения. С их помощью можно подключить к сабу стереопару.
Подключение и настройка
1. Подключение сабвуфера через высокоуровневый вход
Я использую интегральный усилитель, в котором нет специального выхода для сабвуфера. Так что в моем случае подключение будет реализовано через высокоуровневый вход сабвуфера. Для этого в закромах был найден медный кабель сечением 4 кв.мм.
Один из его концов я подключил к усилителю, взяв «-» с левого канала и «+» с правого. На сабвуфере подключение произвел аналогичным способом: на верхней паре клемм использовал черный терминал левого канала и красный терминал правого.
Кабель питания подключен в сеть, тумблер питания установлен в положение «Auto». По окончании этих нехитрых манипуляций саб включился и заиграл, когда на него поступил сигнал от интегральника.
2. Поиск места для сабвуфера
Место для установки сабвуфера было определено интуитивно еще до того, как саб оказался у меня. Как бы странно это ни звучало, но мой выбор полностью оправдал ожидания. Сейчас объясню, в чем дело.
Видимо, вследствие специфики моей комнаты для прослушивания, после определенного уровня громкости воображаемая сцена начинала смещаться левее от центральной точки. Приходили в голову самые ужасные мысли — к примеру, неисправность драйвера на левой колонке. Но развеялись такие мысли быстро и легко: поменяв полочники местами, я услышал все тот же эффект — сцена «уезжает». При рокировке каналов усилителя эффект также сохранялся.
Видимо, пустой угол в левом верхнем углу комнаты (см. схему ниже) после определенного уровня громкости вносил в звук свои коррективы. План был таков: урегулировать этот резонанс в левом углу размещением сабвуфера ближе к правому спикеру. И план сработал! По прошествии нескольких минут упражнений с 20-кг ящиком оптимальное место было определено.
Сабвуфер стоит правее от центра комнаты, по линии АС. Динамик его направлен на диван. Вариант, когда саб стоит еще ближе к правому спикеру, мне не понравился. Все-таки, несмотря на бытующее мнение о том, что низкочастотное излучение до определенных частот не локализуется в пространстве, моим слухом саб определяется как источник звука.
И общая звуковая картина выглядит гармоничнее, когда сабвуфер расположен ближе к центру, по линии АС. Таким образом, я, как говорится, «убил двух зайцев», удовлетворив данным расположением саба обе свои хотелки.
3. Поиск фазы
Следующий этап — регулировка фазы. Перед тем, как приступить к решению этой задачи, я повернул регулятор громкости сабвуфера в его максимальную позицию, чтобы бас был слышен «во всей красе». В положении «180» низкие частоты заполнили помещение полностью, заставив кое-какую мебель дрожать от восторга.
В положении «0» деградация НЧ была слышна невооруженным ухом. Саб, в силу гораздо большей отдачи по низким частотам в сравнении с полочниками, не только смог подавить их бас, но и вырваться из их плена. Результат такой настройки печален — звук, словно «из бочки». К тому же, на передний план выходят средние и высокие частоты. В общем, с этой настройкой определиться достаточно просто, даже не имея какого-либо опыта.
Кроме того, в целях эксперимента были опробованы разные положения фазы в пределах «0–180». Полезных результатов такой эксперимент не принес: по мере продвижения регулятора в сторону позиции «0» бас ослабевал, так как постепенно смещался в противофазу с акустикой.
Таким образом, очередная настройка сабвуфера прошла успешно.
4. Работа с кроссовером
Настало время определиться с не менее важным параметром — установкой частоты среза на кроссовере саба.
Производитель заявляет, что мои полочники играют от 47 Гц до 54 кГц при неравномерности ±6 дБ . Фазоинвертор настроен на 55 Гц. По итогам приключений с генератором тона, информация о низкочастотном диапазоне вполне достоверна, и ее можно использовать при дальнейших настройках сабвуфера.
Но стоит учесть еще один момент: резонанс комнаты, на мой слух, совпадает с настройкой фазоинвертора. Примерно на 55 Гц в комнате для прослушивания ощущается довольно неприятный гул. Сглаживает ситуацию тот момент, что этот резонанс дает о себе знать только на достаточно высокой громкости, которая выше той, что я использую для длительного прослушивания.
Таким образом, первая из настроек кроссовера, которая пришла мне на ум, это крайнее левое положение регулятора — 40 Гц. Несколько коротких прослушиваний на половине громкости саба — и результат мне понравился. Далее, плавно подкручивая кроссовер по часовой стрелке, я проводил такие же короткие прослушивания. Но в конечном итоге вернулся к первоначальной настройке.
При смещении среза кроссовера в сторону увеличения частоты ощущался явный избыток баса в том диапазоне, где трудится фазоинвертор акустических систем. Фильтр в крайнем правом положении, на мой слух, придает гулкости общей картине низких частот. Так что, исходя из вышесказанного, было принято решение оставить настройку фильтра на 40 Гц.
5. Регулировка громкости саба относительно стереопары
Я где-то читал, что в студиях звукозаписи принято согласовывать сабвуфер и акустику с помощью генератора тона по частоте то ли 80, то ли 85 Гц. Почему бы не попробовать?
Запуская на генераторе тона сначала 80, потом 85 Гц, с помощью подручных инструментов я отслеживал пиковые значения на полочниках, а следом и на сабвуфере. Пиковое значение саба оказалось ниже, поэтому ручку громкости пришлось докрутить с 12 часов примерно на два.
Беглое прослушивание дало негативный результат: на мой слух, бас оказался слишком акцентированным. Тонкой доводкой в обратную сторону было найдено оптимальное для меня положение регулятора — чуть-чуть больше половины.
Итак, что имеем по итогам настройки:
• саб подключен по высокому уровню к терминалам усилителя;
• размещение — правее от центра, по оси АС;
• регулятор фазы в положении «180»;
• срез кроссовера минимально возможный — 40 Гц;
• регулятор громкости в положении чуть более 12 часов.
Прослушивание и впечатления
Наконец-то быстрые прослушивания остались позади, и можно неспешно, комфортно и с расстановкой оценить результаты настройки.
Помните, как в детстве бывало? Хочешь какую-нибудь игрушку, мечтаешь, копишь денежку… Рано или поздно покупаешь ее. Радость! Но потом оказывается, что эта игрушка еще круче, чем ты себе представлял. Восторг!
Это именно то ощущение, которое я испытал. Звуковая картина стала полной, насыщенной, глубокой и объемной. Мои опасения по поводу того, что локализация саба испортит воображаемую сцену, развеялись в тот же момент. Все случилось с точностью наоборот: очертания инструментов стали еще более осязаемы, чем до этого. Магия, не иначе!
В композициях с вокальной частью меня ждал еще один сюрприз: голоса вокалистов получили хорошую, весомую опору. Даже в случае с женским вокалом изменения очевидны: на фоне массивной и точной отработки низких частот женский вокал воспринимается совсем иначе.
Сложно описать все впечатления от изменений в звуке, так как в каждой композиции выходят на свет нюансы, которые ранее были недоступны. Это тот случай, когда хочется переслушать всю фонотеку заново. Чем я, собственно, и займусь.
Вечером, когда начала ощущаться приятная усталость, я решил выключить сабвуфер и послушать, как было до него. Долго описывать впечатления не буду — скажу лишь, что хватило меня не надолго. Тот звук, к которому я стремился, начинается после включения сабвуфера.
Пару слов о соседях: на комфортной для меня громкости диффузор саба даже не выходит на свойственную ему амплитуду колебаний. При этом его вклад в общее звучание системы заставляет нервничать большинство из тех напольных АС, что мне доводилось слышать. Но ни в коем случае не соседей.
Выводы
Несомненно, трифоник, как одна из ветвей развития домашней Hi-Fi-системы — отличный вариант апгрейда. Действительно, его настройка и компоновка требует времени. Но если настройка была проведена с должной подготовкой и вниманием к деталям — поверьте, результат будет более чем впечатляющим. По крайней мере, в моем случае именно так и произошло.
Куда поставить сабвуфер? Советы по установке и настройке
Содержание
Содержание
Жирный бас любят все, кроме соседей. В аудиосистемах, домашних кинотеатрах и саундбарах источником баса служит сабвуфер. Куда его поставить и как настроить так, чтобы получить самый густой и читаемый бас, не став при этом врагом всея подъезда?
В низких частотах есть нечто грандиозное и даже мистическое. Мало того, что бас улавливается не только ушами, но и ощущается всем телом, так еще и источники басовых волн в природе — масштабные события вроде гроз и землетрясений. В музыке низкочастотная составляющая — это фундамент трека, который формирует грув и кач. В фильмах и играх бас дает львиную долю вау-эффекта в экшн-сценах: взрывы, выстрелы, разрушения будут плоскими и невыразительными без низких частот.
Чтобы воспроизводить частоты от 20–30 Гц, нужны динамики по 8–10 дюймов — ящики размером с комод. Сабвуфер же позволяет сохранить низкие частоты и уменьшить габариты колонок. По сути, саб — это большой динамик в отдельном ящике. Человеческое ухо не способно уловить направление низкочастотных звуков, поэтому аудиосистемы комплектуются всего одним сабвуфером.
Проблемы с сабом
Несомненный плюс сабвуфера в том, что его не нужно располагать строго в определенной точке, как колонки. Теоретически, его можно приткнуть, куда угодно, и отовсюду будет одинаково слышно. На практике же именно с ним чаще всего и возникают проблемы: поставишь в угол — бубнит и гудит, аж стены трясутся, поставишь в центр — бас вообще пропадает. Если поставить саб на стеллаж, в шкаф, в антресоль, под стол или диван, то баса будет больше, однако он станет более гудящим и мутным.
Многое зависит от помещения: его размеров, формы и даже количества мебели. Звуковые волны — реальный физический объект, который взаимодействует с окружающим пространством, а низкие частоты несут больше всего энергии. Если комната маленькая, то энергии сложно рассеяться в замкнутом пространстве. В итоге образуются стоячие волны. Их называют комнатными модами, есть калькуляторы, позволяющие их рассчитать, исходя из габаритов комнаты.
В большой комнате моды могут быть ниже 20 Гц, такие не будут мешать. Но чем комната меньше, тем выше частоты, на которых образуются стоячие волны. Причем если проблема есть на 50 Гц, то она будет и на кратных им 100 Гц и 200 Гц.
Чтобы обнаружить моды самостоятельно, достаточно включить несколько тестовых сигналов на басовых частотах и походить по комнате. В некоторых точках (например, в углах) баса будет очень много, а в некоторых (обычно по центру) словно не будет вообще. Оно и понятно — часть волн складывается с волнами из саба, усиливая друг друга, а другая часть входит с источником в противофазу и образует пустоты. Имеет смысл запомнить эти точки, не ставить туда саб и не делать точку прослушивания.
Второй момент — сабвуфер ощутимо вибрирует при работе, а если поставить его прямо на пол, да поближе к стене, то вибрировать будет весь подъезд. Аналогично со столом или шкафом: звук распространяется в твердом веществе намного лучше и быстрее, чем по воздуху, поэтому деревянная мебель лишь усилит дрожание и вибрации. Многие сабы уже снабжены резиновыми ножками, но если дополнительно поставить его на виброизолирующую подставку, она поглотит большую часть вибраций. Такие продаются в готовом виде, но можно сделать и самому из плотного поролона.
Как найти лучшую точку для саба?
Некоторой опорной точкой можно назвать золотое сечение. Расстановка акустических систем согласно пропорции золотого сечения уменьшает влияние комнатных мод и дает наилучшие результаты. Например, можно в каждом углу отмерить прямоугольник с соотношением сторон 1:1.618, в два фронтальных угла поставить колонки, а сзади в углу — саб.
Однако лучшим способом найти идеальную точку для сабвуфера является метод научного тыка. Например, можно выделить 10 возможных вариантов для расположения саба и поочередно проверять их, таская саб туда-сюда.
Но есть лайфхак, который сэкономит силы и время:
Поставить сабвуфер в точку прослушивания и походить по комнате в поисках места, где звук будет самым жирным, детальным и разборчивым. Туда и нужно поставить саб.
Иногда такую точку найти не удается. Какие-то частоты, скажем, 40 и 80 Гц, звучат хорошо, а, например, 30 и 60 проваливаются. Решением может быть покупка второго сабвуфера, который располагается в точке, где хорошо звучат проваливающиеся частоты.
Как подружить комнату с низкими частотами?
Проблема с низкими частотами — самая большая головная боль меломанов и хоум-продюсеров. Самый простой способ обуздать бас — поглотить его большой массой пористого материала. Обычно это делают с помощью минеральной ваты. Для этого по углам комнаты (там бас накапливается сильнее всего) устанавливают басовые ловушки из минваты. Однако в небольшой комнате эти ловушки будут съедать по полметра от каждого угла. Не каждый решится на такой шаг.
Если проблема с какой-то одной частотой или диапазоном частот, который звучит заметно громче, более эффективными будут резонаторы. К примеру, диафрагмальный резонатор имеет не очень большие размеры, вешается на стену и представляет собой глухую коробку с фанерой спереди. Внутри находится кусок минваты. Мембрана из фанеры входит в резонанс с нужным диапазоном частот и поглощает их энергию. Рассчитать такой можно с помощью специального калькулятора.
Резонатор Гельмгольца — многие слышали этот термин, а некоторые автолюбители даже используют такую штуку для подавления гула прямотока. В домашней и студийной акустике резонаторы Гельмгольца примеряются, чтобы ювелирно вырезать определенную частоту в басовом диапазоне. Резонатор выглядит как полый ящик или сосуд с дыркой, в нее попадает аудиоволна, прибор входит с ней в резонанс и «съедает» ее. Если сделать полый ящик и обить его спереди досками, между которыми оставить щели в 0,5–3 см шириной (или просто просверлить дырки разного диаметра), то получится резонатор Гельмгольца, работающий в определенном диапазоне частот.
Все это профессиональные методы, которые отнимут много сил и времени. Есть и простые, хоть и менее эффективные способы:
- Поставить в комнате как можно больше мягкой мебели (массивный диван, тахта, кресла).
- Поставить шкаф с одеждой и открыть в нем дверцы. Одежда отлично поглощает звук, получится довольно неплохая басовая ловушка.
Как настроить сабвуфер?
Если даже в наилучшей точке сабвуфер звучит «грязно», а звук словно рассыпается на составляющую колонок и саба, то дело может быть в настройке. Параметров немного, но они важные.
Кроссовер
Эта та точка на АЧХ, с которой сигнал будет становиться тише в колонках и громче в сабвуфере, проще говоря — эдакая склейка частот. Здесь все зависит от того, какие динамики установлены в колонках. Если это маленькие сателлиты, склейку можно сделать в районе 150–200 Гц, но если это большие напольные колонки с динамиками 4–6 дюймов, то в районе 60–80 Гц, а если 8–10 дюймов — то в районе 40–50 Гц.
Производители профессиональной аудиотехники также рекомендуют найти минимальную воспроизводимую частоту и умножить ее на полтора. К примеру, колонки могут звучать до 40 Гц, тогда срез нужно сделать на 60 Гц.
Громкость
Отвечает за количество низкочастотной составляющей в сигнале. Начать можно с 12 часов, а потом крутить по вкусу. Также можно использовать измеритель шума на смартфоне: с помощью тестового сигнала измерить уровень колонок, затем отключить и подогнать под это значение саб.
Чтобы получился хороший звук, динамики колонок и сабвуфера должны двигаться одновременно друг с другом в одном и том же направлении. Поэтому на сабе есть регулятор полярности фазы. Если расположить его напротив колонок, нужно развернуть фазу на 180 градусов, чтобы звуковые волны от обоих источников усиливали друг друга, а не взаимовычитались.
Иногда фазу можно не только развернуть, но и регулировать реостатом, что позволяет настроить ее идеально точно. Для этого есть лайфхак: нужно встать посередине между сабом и одной из колонок (вторую можно выключить) и попросить друга покрутить регулятор фазы. На треке, насыщенном низкими частотами, будет заметно, как эти низкие частоты смещаются то к колонке, то к сабвуферу. Ручку фазы нужно оставить в положении, когда бас будет посередине между колонкой и сабом.
Если в арсенале есть шумомер, можно применить другой способ. Для этого надо запустить тестовый сигнал на частоте стыка колонок и саба (к примеру, 50 Гц), расположить шумомер в точке прослушивания и подвигать саб, пока прибор не покажет ноль — волны будут в противофазе. Остается только щелкнуть тумблером, развернув фазу на 180 градусов.
Сабвуфер и альтернативы
Чтобы подобрать саб, стоит ориентироваться на размеры комнаты:
- Для небольших комнат есть маломощные сабы до 100 Вт с небольшим диаметром динамика, который не будет бубнить в малом пространстве.
- Для комнат среднего размера можно смотреть в сторону моделей до 200 Вт с диаметром динамика до 10 дюймов.
- Для больших помещений есть монстры от 200 Вт с динамиком 12 дюймов.
Но прежде, чем выбирать, стоит посмотреть на комнатные моды и задать себе вопрос о том, нужен ли саб в принципе. Не все меломаны любят сабвуферы: кто-то считает, что он годится лишь для того, чтобы долбить дабстепом в соседей, кому-то не удается подружить его с комнатой, а кто-то вообще находит больше красоты в средних и высоких частотах, ведь именно там лежит большинство инструментов, включая самый важный — вокал. Здесь также стоит помнить, что большая часть музыки сводится на мониторах ближнего поля, которые редко играют ниже 50 Гц. Так что поиск треков с жирным и разборчивым басом может стать проблемой (здесь — небольшая подборка).
Альтернативой сабвуферу могут стать колонки с динамиками от 7-8 дюймов — они воспроизводят частоты до 30–40 Гц. В большинстве своем это напольные стереосистемы, но бывают и полочные. И, конечно, не стоит забывать про студийные мониторы с восьмидюймовыми динамиками. Они дают нейтральный, но очень детализированный звук, без горбов и провалов на АЧХ.
Заключение
Так или иначе, сабвуфер сегодня остается самым популярным способом получить впечатления от низких частот. И если у меломанов еще есть альтернативы, то домашний кинотеатр или саундбар невозможно представить себе без саба. Правильный подбор, установка и настройка этой простой, на первый взгляд, коробки многократно усилит производимый ею эффект и избавит от конфликтов с соседями и домочадцами.
Сабвуфер: схема подключения
Как подключить сабвуфер
Сабвуфер — это устройство воспроизведения звука, рассчитанная на низкочастотное звучание. Говоря иными словами, с помощью него воспроизводятся басы, которые усиливают ритм играющей музыки.
Как правило, в комплект акустической системы он не входит, его приходится подключать дополнительно. И зачастую это связано с большими трудозатратами, если это делать самостоятельно, или дополнительными финансовыми вложениями в своего железного коня, если обращаться в автосервис.
К штатной магнитоле
Чтобы подключить сабвуфер к штатной магнитоле, необходимо проверить для начала, есть ли на ее задней панели разъемы для соответствующих проводов. Обычно это всем известные «тюльпаны» красного, желтого и белого цветов. При наличии таковых, процесс становится существенно проще. К тому же следует выделять активный и пассивный варианты сабвуфера. Первый имеет малый эффект, второй же дает прекрасный результат: при прослушивании музыки через него на басы и ритм делается особый акцент.
Дополнительные провода, требуемые для подключения штатной магнитолы к сабвуферу, можно приобрести в любом автомагазине. Чтобы конструкция смотрелась аккуратно, провода прячут под обшивку автомобиля. По факту получается, что они протянуты через весь салон прямо под капот, и их хаотичное расположение по внутреннему пространству машины,п мало того, что не добавит эстетичности, так еще и будет мешать пассажирам, особенно при входе или выходе из машины.
К инородной магнитоле
Для подключения сабвуфера к незаводской магнитоле понадобятся:
- усилитель;
- проводка для подключения питания;
- соединения между собой самой магнитолы;
- усилителя и непосредственно колонок.
Провода в данном случае придется покупать дополнительно, при этом учитывать необходимо будет не только марку магнитолы, но и автомобиля, в том числе год его выпуска.
Для начала нужно будет вытащить магнитолу из гнезда. Старайтесь не ковырять ее отвертками для этого, но если иных способов нет, сойдет и этот. Посмотрите, какие входы есть на задней панели. В современных магнитолах во всех предусмотрены разъемы для подключения саба. Скорее всего, это будут тюльпаны.
Подключите к ним провода в соответствии с цветами. Они должны будут соединить магнитолу и усилитель. Затем провода, идущие от самих колонок в соответствии с плюсовыми и минусовыми клеммами. И не забываем про подключение усилителя к аккумулятору.
Как подключить сабвуфер к усилителю
Прежде всего стоит запомнить, что мощность сабвуфера и усилителя должны совпадать. Если в этом возникли сомнения, проконсультируйтесь с продавцом при приобретении обоих устройств. В ином случае звук будет недостаточно качественным, а перепады напряжения могут вовсе вывести систему из строя.
Подключая сабвуфер к усилителю, не забывайте о плюсовых и минусовых клеммах, а также штатных предохранителях на проводах. Если такие в комплект изначально не входят, обязательно приобретите их отдельно. Они уберегут систему от скачков энергии сэкономят ее расход.
Заземляющий провод крепится к неокрашенной металлической поверхности. Здесь уже все зависит от удобства и его длины. Часто его прикрепляют к винту от сиденья. Не забудьте хорошо почистить конец провода, чтобы ничего не мешало процессу.
При подведении проводов непосредственно от магнитолы, не стоит забывать о проводе питания. Если упустите его из виду, система просто не будет работать. Обычно это тонкий синий проводок, идущий в центральный вход.
Какими проводами нужно подключать сабвуфер
Для того чтобы подключить сабвуфер, потребуются акустические, межблочные и силовые провода. Каждый из этих видов несет определенный функционал. Зачастую они укомплектованы в недорогие наборы, качеству таких комплектов не стоит доверять.
- Во-первых, длины проводов может не хватить для правильного подключения.
- Во-вторых, несмотря на толстую изоляцию, сам провод может иметь недостаточную для таких технических нагрузок толщину.
Если уж вы решили на приобретение именно набора, тогда обратите внимание на производителя. Фирменные комплекты будут стоить дорого, но зато отвечать всем необходимым требованиям.
В идеале лучше покупать эти провода отдельно. Таким образом, вы сможете проконтролировать длину, толщину и качество приобретаемого провода из расчета требований именно к вашему автомобилю и акустической системе.
Акустические провода обладают хорошей толщиной и медной основой. Характеристики провода зависят строго от того, какие разъемы предусмотрены на технике. Межблочный провод это элемент, в который стоит вложиться по максимуму, поскольку здесь качество напрямую зависит от его цены. Силовой провод напрямую влияет на безопасность автомобиля, поэтому экономить на нем тоже не стоит. Оптимальная длина — в районе пяти метров.
Подключение к усилителю
Схема подключения сабвуфера
Если попробовать утрамбовать все вышесказанное в единую схему, то она будет выглядеть следующим образом: аккумулятор, усилитель, магнитола, усилитель, сабвуфер. То есть, усилитель является почти основным элементом, так как к нему подкачается наибольшее количество проводов. От них уже расходятся кабели, которые идут к магнитоле, колонкам и аккумулятору. Поэтому к выбору усилителя надо отнестись с особенной тщательностью.
Подключение катушек
Для уменьшения сопротивления в устройстве сабвуферов применяются такие элементы, как катушки. Они могут носить значение 2, 4 и 8 ОМ. Схемы их подключения также различны. Оно может быть параллельным, последовательным и комбинированным. При параллельном соединении сопротивление уменьшается, при последовательном, наоборот, увеличивается.
- Первое нужно для увеличения мощности усилителя при общем расчете на низкую нагрузку. Только качество звука может от этого пострадать.
- Второй вариант рассчитан на более мощную технику, и делает звук более чистым и четким.
- Для распределения нагрузки могут одновременно применяться два вида подключения, формируя собой третий — комбинированный. В этом случае вариантов несколько, все зависит от индивидуальных особенностей акустической системы и ее технических мощностей.
Общая схема
Стоимость подключения
Все зависит от количества работы, которое придется проделать, а также от комплектации акустической системы. Возможно, для установки потребуется выпилить подставки для самих колонок, а это потребует больших затрат, так как для того, чтобы работа впоследствии выглядела аккуратно, требуется почти ювелирная точность.
Длина протяжки проводов через салон, а также способ их сокрытия от посторонних глаз также могут подразумевать разные трудовые и временные затраты. Возможно, придется откреплять, а потом устанавливать на место, обшивку порогов, откручивать сиденье и т.п. Что же касается непосредственно технической стороны вопроса, то здесь все зависит только от профессионализма мастера и имиджа автосервиса. Установить сабвуфер кустарным способом своими руками можно, но не факт, что все будет работать как надо, и потом в сервисе всю конструкцию придется демонтировать и устанавливать заново, а это обойдется явно дороже, чем если бы все было сделано с нуля.