Рупор для ВЧ динамика своими руками

Как известно, громкоговоритель может быть нагружен на рупор. Известны две модификации устройства рупорных головок. В первой из них, так называемой широкогорлой, горло рупора непосредственно примыкает к диффузору головки. За счет того, что устье имеет диаметр больше диаметра диффузора головки, направленность такого рупора острее направленности головки. Поэтому звуковая энергия концентрируется на оси рупора и звуковое давление →

Рупор для ВЧ динамика своими руками

Рупор. Конструкция и расчет

Как известно, громкоговоритель может быть нагружен на рупор. Известны две модификации устройства рупорных головок. В первой из них, так называемой широкогорлой, горло рупора непосредственно примыкает к диффузору головки. За счет того, что устье имеет диаметр больше диаметра диффузора головки, направленность такого рупора острее направленности головки. Поэтому звуковая энергия концентрируется на оси рупора и звуковое давление здесь возрастает.

Во второй модификации (узкогорлой) рупор сочленяется с диафрагмой (диффузором) головки через предрупорную камеру, играющую роль, аналогичную роли электрического согласующего трансформатора. Здесь согласуются механические сопротивления подвижной системы головки и горла рупора, что увеличивает нагрузку на диафрагму и как бы повышает ее сопротивление излучения, благодаря чему сильно повышается КПД. Таким образом, это дает возможность получить большое звуковое давление.

Имеется много различных типов рупоров, но практически наиболее часто применяют в бытовой аппаратуре экспоненциальный рупор, сечение которого изменяется по закону:

где S 0 – площадь входного отверстия рупора,

β – показатель экспоненты.

На рис. 1 приведены различные профили рупоров:

Как можно вывести из формулы выше, поперечное сечение такого рупора увеличивается на одинаковое процентное значение через каждую единицу его осевой длины. Значение этого процентного приращения определяет нижнюю граничную частоту рупора. На рис. 2 представлена зависимость процентного приращения поперечного сечения на 1 см осевой длины от нижней граничной частоты. Так, например, чтобы обеспечить воспроизведение рупором нижней граничной частоты 60 Гц, площадь поперечного сечения должна увеличиваться на 2% через каждый 1 см его осевой длины. Эту зависимость можно представить и в виде следующего выражения:

где k – приращение площади поперечного сечения, %.

Для низких частот (до 500 Гц) это выражение упрощается и принимает вид: f гр.н = 27k

Если рупор делается квадратного или круглого сечения, то сторона квадрата или диаметр круга должны увеличиваться на каждый 1 см длины рупора на √ k процентов. Если же его делают прямоугольного сечения с постоянной высотой, то ширина сечения рупора должна увеличиваться на k процентов на каждый 1 см его длины.

Однако выдержать необходимое процентное увеличение сечения еще не достаточно для хорошего воспроизведения низких частот. Нужно иметь достаточную площадь его выходного отверстия – устья. Его диаметр (или диаметр равновеликого круга) должен быть:

Так, для нижней граничной частоты 60 Гц диаметр устья составит около 1,8 м. Для боле низких граничных частот размеры устья будут еще больше. Кроме того, рупорная головка, хорошо воспроизводя низшие частоты (выше f гр.н ), недостаточно хорошо воспроизводит широкий частотный диапазон. Учитывая это, целесообразно иметь две рупорных головки: одну для воспроизведения низких, а другую – для высоких частот. На рис. 3 представлен внешний вид и сечение такой АС с двумя рупорными головками и фазоинвертором для воспроизведения частот ниже f гр.н рупора.

Применение низкочастотных рупорных оформлений в жилых помещениях ограничено размерами помещения. Однако, если такая возможность имеется, то расчет рупора следует начинать, задавшись площадью устья по выбранной нижней граничной частоте, уменьшая сечение на процентов на каждый 1 см осевой длины до тех пор, пока не достигают площади сечения, равной площади диффузора головки. При этом, для того чтобы сопрячь головку с широкогорлым рупором, рупор должен иметь сечение той же формы, т.е. круглое или эллиптическое. Для узкогорлых рупоров идентичность фомы сечения и диафрагмы головки не обязательно, так как горло и диафрагма сочленяются через предрупорную камеру. Отметим, сто высота камеры должна быть существенно больше амплитуды колебаний подвижной системы головки во избежание возникновения сильных нелинейных искажений из-за несимметричности деформации объема воздуха в камере. Однако слишком большая высота предрупорной камеры ухудшает воспроизведение высоких частот.

Иногда, чтобы уменьшить габаритные размеры АС, применяют свернутые рупоры, различные конструкции которых показаны на рис. 4. Свернутые рупоры рассчитывают практически так же, как и обычные. При расчете профиля необходимо следить за тем, чтобы в местах перехода (сгиба колен) не было резких изменений сечений, вызывающих нерегулярности в частотной характеристике.

Рупор для ВЧ динамика своими руками

Добрый день уважаемые аудиофилы всех категорий, начиная от любителей и заканчивая уровнем Super Nano Extra Pro)))
Хочу поделиться своим путем в получении звука который, по моему мнению, является настоящим HI ENDом.
Пол года назад я создавал тему о поиске акустики для вокала и джаза. И наконец-то она найдена.
Путь Hi-Fi началcя в далеком 2010 году когда я приобрел себе акусику yamaha ns -777, которые играл как для начала хорошо, но чувствовалось что это начальная ступень в мире звука.
Потому 2017 году я купил Monitor Audio GR20 и сразу почувствовал прибавку в звуке в виде большей детальности всего спектра и более роскошного баса. Это при том что я подсоединил их к тем же самым компонентам что и yamaha ns-777. Этот факт дал мне основание полагать что акустика играет наибольшую роль в воспроизведении звука.
Далее я познакомился с прекраснейшим человеком, настоящим аудиофилом — Александром Николаевичем ( https://hi-fidelity-forum.com/profile/2592 ), который взяв меня за руку повел меня в мир Рупорной акустики.
Я перечитал 1000 форумов и статей на тему рупорного звука.
Прочитав все это изначально меня отпугивали высказывание о том что рупора красят звук, звук не живой, звук как из трубы, рупор искажает звук, что это прошлый век, что это не для всех жанров музыки, что не всем подходит, что нужно большое помещение чтобы рупор играл и так далее и так далее.
Но взвесив все за и против, доверившись словам Александра Николаевича, я решил рискнуть и окунуться в рупорный звук. И не ошибся!
Так, в прошлом году один человек взялся реализовать грандиозный проект рупорной акустики Японского аудиоинженера Yuichi Arai. Имя этого человека, не побоюсь этого слова, ВЕЛИКОГО мастера и просто хорошего наставника, я специально не буду разглашать чтобы аудитория не подумала о том что я пытаюсь кого-то разрекламировать или что-то продавать!

И так все началось с подбора материала для корпусов и рупоров.
Было решено НЧ секцию строить из листов толстого 30 мм МДФ, покрытого хорошим шпоном дерева Эбони, окрашеного в не менее 20 слоев лака для придания акустике надлежащего вида.
Был взят 15 дюймовый динамик фирмы GAUSS 5831 (чувствительность 97 дб, диапазон он 35 до 3000 гц) который имеет признанный аудиофилами магнитную систему Alnico. Достать его было очень проблематично, так как данный динамик уже давно не производится и сразу улетает с продаж если появляется на аукционах в Японии или на Эбее.
Вес НЧ секции получился около 90 кг + динамики по 13 кг. Общий вес одной НЧ секции перевалил сотку. Объем получился около 250 листров что идеально для динамика такого размера.
Покрас осуществлялся послойно с последующей шлифовкой и ожиданием высыхания предыдущего слоя не менее недели!
СЧ/ВЧ диапазон доверили воспроизводить компрессионному драйверу американской фирмы Radian-850PB 16 ом (чувствительность 113 дб, диапазон 500-20 000 гц), нагруженный на рупор ручной работы А-290, аналог TAD-4001. Данный рупор в силу своей конструкции способен без искажений воспроизводить диапазон от 300 до 20 000 гц.
Рупор, как и корпус НЧ секции были построены четко в соответствии с оригинальными чертежами Yuichi Arai. Кстати до сих пор не понимаю людей которые строят системы наугад в гараже, без чертежей именитых фирм или инженеров, основываясь только на слух и свое мнение.
Средняя чувствительность системы получилась около 98 дб.
Разделение полос проведено кроссовером 3 порядка (18 дб/октаву) на частоте 800 гц. Были опасения что нагружать НЧ динамик до 800 гц плохо скажется на звуке и о том что один драйвер Radian-850PB не сможет перекрыть диапазон от 800 до 20 000 гц. Но эти опасения отпали после первого включения системы. Забегая вперед скажу что мысли о создании отдельной третей полосы для воспроизведения ВЧ пропали сразу! Драйвер Radian-850PB спокойно справляется с высокими частотами и способен самостоятельно тянуть диапазон от 800 до 20к гц! Тем более что в системе только одна сшивка полос.
Ну теперь дошли до включения системы!
Первое что поразило это открытость и масштабность звука. Как будто с колонок сняли одеяло и они стали играть легко и непринужденно. Я переживал что СЧ/ВЧ рупор не сможет выдать достойные ВЧ, но бубенчики и другие ВЧ звуки оказались детальны и высоки.
Ну теперь излюбленная тема, для чего в принципе и строилась эта система — вокал. Он получился настолько реалистичен что аж мурашки по коже. Вокалист в центре, тембр голоса правильный, слышны малейшие вдохи-выдохи исполнителя. Рупорного окраса нет!
НЧ не такие что шевелят диван (как никак тканевый подвес и диффузор бумага). Но они быстрые, хлесткие и на столько правдивые, что когда в композиции палочка попадает по барабану начинаешь искать барабанщика в комнате))) Раньше барабан не был так реалистичен. У меня усилитель пока что не для этих колок – Primare 30.5. Думаю его замена добавит немного баса. Ну и плюс общий прогрев улучшит ситуацию. Хотя и сейчас бас на высоте. Я слышу бас а не гул.
В общем вывод такой что я впервые на пути своего «аудиофильства» понял что я больше не хочу ничего искать. Нужный звук найден. Я никогда не думал что я дойду до рупоров и именно они меня заденут. Но очень рад что благодаря наставникам я оказался в этой «секте», рупороводы поймут))))

Читайте также  Контролька 12 вольт светодиодная своими руками

За время изучения рупорного звука, построения системы, прослушивания своей системы и других рупорных систем я для себя сделал ряд выводов которые могут помочь Вам подтвердить или опровергнуть некоторые доводы:
1. Рупорная акустика – рупорной акустике рознь, не каждая акустика играет одинаково!
2. Не в каждой рупорной акустике отсутствует «рупорный окрас», важную роль играет драйвер и исполнение рупора!
3. Ни одна из прослушанных мной «Столбиковых» акустик не была способна создать звуковое давление как на концерте сопоставимое с рупорной акустикой!
4. Не кабеля, не цапы, не преды, не усилки, не сетевики так сильно не меняет звук в лучшую сторону как смена самой акустики, особенно на рупорную! Хотя безусловно вносят свои коррективы.
5. Рупорная акустика менее требовательна к акустической обработке помещения. Рупора направленно доставляют звук к месту прослушивания, уменьшая тем самым переотражения по пути. Обычная акустика излучает звук по все стороны – отсюда куча проблем с акустикой комнаты!
6. Рупорная акустика из-за высокой чувствительности (от 97 дб.) способна передать больше мелочей и деталей в композиции!
7. Рупорная акустика из-за высокой чувствительности (от 97 дб.) способна раскачиваться усилителем меньшей мощности!
8. Чувствительность акустики 90 и 98 дб – это очень большая разница в в громкости почти в 4,5 раза. Соответственно меньше приходится накручивать громкость, как результат меньше искажений!
9. Компрессионный драйвер в рупорной акустике имеет в десятки раз меньше искажений чем обычные динамики!
10. Рупорная акустика лучше других передает воздух!
11. Рупорная акустика лучше других рисует образ инструментов и способна передать их реальный размер!
12. Бас на тканевых подвесах и бумажном диффузоре более правильный, но не такой басовитый как в «столбиковой» акустике!

Строго не судите по тексту за ошибки или неточности, но писал от души)) Все что написано это сугубо мое мнение о услышанном мной рупорном звуке.

Цель данной статьи привлечь внимание к варианту приобретения рупорной акустики любителей музыки, которые когда-то стояли как и я на перекрестке двух дорог и не знают куда идти дальше в мире аудио. Рупорная акустика поистине восхитительна. Знаю одно, что к «Столбиковой» акустике я никогда не вернусь – это точно ))))

Так что представляю Вашему вниманию систему моей мечты, которая была воплощена и построена на протяжении долгих 6 месяцев.
[/align]

Рупора на авто: как подключить для высококачественного звука

Современные акустические системы в автомобиле способны обеспечивать высокое качество звучания. Однако для настоящих меломанов этого не достаточно. Ведь эти люди привыкли слушать «живую» музыку и не готовы идти на компромиссы.

К счастью, существует способ, при помощи которого можно превращать тесный салон автомобиля в концертный зал или музыкальный салон. Речь идет о рупорных акустических системах, создающих во время прослушивания аудиозаписей так называемый эффект присутствия, который удовлетворит эстетические запросы самого взыскательного слушателя.

Плюсы и минусы рупорной акустики в авто

На самом деле рупорная акустика появилась еще в начале прошлого столетия, когда городские улицы украсили столбы с громоздкими громкоговорителями. Однако с появлением аудиосистем, похожих на современные магнитолы, про рупорную акустику стали забывать. Ведь этот вариант больше подходил для озвучки на больших пространствах, а не для индивидуального прослушивания музыки.

Все остальные любители музыки по-прежнему выбирали традиционные акустические системы, так как производители этой аппаратуры шли в ногу с прогрессом и постоянно удивляли своих клиентов разработкой новых носителей, использующих самые современные технологии для усиления и обработки звука.

Однако время шло, а звучание традиционных аудиосистем так и не смогло заменить «живую» музыку. Поэтому в настоящее время рупорная акустика переживает свое второе рождение, а популярность этих акустических систем постоянно возрастает.

Удивляться этому не стоит. Ведь рупора наделяют традиционные акустические системы целым рядом преимуществ, среди которых:

  • высокая чувствительность позволяет слушателю «ощутить» эмоции исполнителя;
  • «живой» звук;
  • динамичное звучание;
  • способность качественно воспроизводить высокие, средние и нижние частоты.

Есть у рупорных аудиосистем и недостатки, самым главным из которых считается цена. Ведь качественная рупорная акустика изготавливается из дорогостоящих материалов и по определению не может стоить дешево. Кроме того, рупорные аудиосистемы, способные на высочайшем уровне воспроизводить низкие частоты, бывают довольно громоздкими.

Поэтому в автомобилях чаще используются компактные модели для воспроизведения ВЧ в диапазоне от 2000 до 20000 Гц. Такие рупора называются твитерами и используются совместно со штатными автомобильными динамиками.

Где установить

Производители предлагают автолюбителям устанавливать твитеры как можно выше. Желательно на уровне ушей. Однако сделать это в автомобильном салоне бывает довольно затруднительно. Поэтому чаще всего рупора размещаются:

  • в уголках автомобильных зеркал;
  • на передней панели автомобиля.

В первом случае компактные громкоговорители довольно органично вписываются в салон автомобиля и не мешают водителю управлять автомобиля. Однако для установки твитера в уголках боковых зеркал потребуется специальный подиум, который довольно трудно изготовить в домашних условиях.

Второй вариант размещения рупоров возможно выглядит не так эстетично. Зато установить твитер на передней панели можно на стандартном подиуме. Кроме того, можно просто прикрепить компактный громкоговоритель к корпусу панели при помощи обычного двустороннего скотча.

Теперь поговорим о направлении динамиков. В настоящее время твитеры располагают двумя способами:

  • по диагонали (левый рупор на правое кресло, а правый твитер – на левое сиденье);
  • прямо на аудиторию (оба рупора «глядят» на водительское сиденье).

Выбор в этом случае зависит от предпочтений владельца автомобиля и особенностей автомобильного салона.

Пользуется популярностью и еще один вариант размещения твитера. Речь в этом случае идет о мощных аудиосистемах с низкочастотным усилителем, каждый из элементов которой – рупор ВЧ, динамик СЧ и усилитель НЧ – размещается в своем отделе специального корпуса. Такие аудиосистемы достаточно громоздки и размещаются в багажнике машины.

Как подключить

Существует несколько вариантов подключения рупоров к стандартной аудиосистеме автомобиля.

Проще всего можно сделать это при помощи кроссовера – специального устройства, которое подготавливает и подает определенный частотный диапазон на каждый элемент аудиосистемы (рупор, динамик и низкочастотный усилитель), попутно отсекая слишком низкие НЧ, чтобы не искажался звук, и слишком мощные ВЧ, чтобы избежать поломки высокочастотного динамика (твитера).

Подключить рупора к штатной аудиосистеме можно и при помощи конденсатора (как правило, поставляется вместе с твитером, но некоторые специалисты предпочитают самостоятельный подбор), который в этом случае используется в качестве своеобразного фильтра, не пропускающего на громкоговоритель НЧ до 2000 Гц. Твитеры при таком варианте соединяются с выводами штатных динамиков по следующей схеме: минус с минусом, а подключение плюсов идет через конденсатор.

По аналогичной схеме идет подключение рупоров и через специальный усилитель или автомагнитолу с несколькими выводами. В этом случае можно воспользоваться инструкцией по подключению и настройке колонок.

Внимание! Сразу после установки рупорную аудиосистему необходимо настроить. Сделать это проще всего при помощи магнитолы.

Читайте также  Как подключить видеодомофон своими руками?

В последнее время среди автовладельцев появилась мода на самостоятельную установку рупорных аудиосистем, так как в интернете размещено достаточное количество видеоинструкций на эту тему. Однако на самом деле проведение этой операции требует от исполнителя специальных навыков. Особенно в тех случаях, когда для установки твитеров требуется изготовить специальные подиумы. Поэтому владелец автомобиля должен трезво оценить свои возможности и при необходимости обратиться к специалистам, чтобы во время поездки внезапно не остаться без любимой музыки.

Трёхполосная АС. Проект «сборная солянка» из отечественных и импортных динамиков.

Экспериментальный проект. Описание процесса сборки самодельной АС из доступных динамиков 20ГДШ-101, 4ГДВ-1-8,
SVEN FD115-7.

1. С появлением в хозяйстве LC-метра MLC500 стало возможным самостоятельное изготовление катушек индуктивности для фильтров АС.

У меня так и не получилось договориться с земноводным зелёного цвета, чтобы купить готовые катушки
ссылка 1 или ссылка 2.

Из закромов Родины В коробках были найдены магнитопроводы ШЛ12*25, которые хранились с 90-х годов:

Ещё в пахнущей промасленной бумаге.
Это типа распаковка. ;)

Полтора часа потраченного времени, и пара катушек по 2 мГн готовы:

Одна намотана проводом ф0,9мм (около 120 витков; номинал подгонялся отмоткой), сопротивление 0,2 Ом.
Другая намотана сначала проводом ф0,7мм, затем ф0,9мм; сопротивление 0,3 Ом.

У меня нет предрассудков на счёт наличия магнитопровода или феррита в катушке.
Я вижу только пользу: сопротивление катушки 2 мГн (0,2 Ом) в ТРИ раза ниже, чем у катушки НЧ фильтра
в АС S-90 2 мГн (0,6 Ом).

Страшилки про нелинейные искажения от магнитопровода меня не тревожат.

2. Динамики.
НЧ секция планируется на базе динамика sven FD115-7

СЧ динамик — 20ГДШ-101 (аналог 5 ГДШ-5-8)

3. Корпуса.
Для НЧ секции оставлено родное акустическое оформление фазоинвертор и, соответственно, родной корпус АС sven BF-21R.
Тем более, что с настройкой фазоинвертора получилось разобраться в в данном обзоре:

Твитеры уже отключены (тем более, что один твитер уничтожен).

СЧ-ВЧ секцию решил вынести в отдельный корпус, тем более что состоялась пара пустых корпусов от компьютерной акустики.

Посадочные места в корпусе были увеличены при использовании подручного инструмента.
Не совсем эстетично, но задача впихивания была выполнена.

Установка твитеров — это не для слабонервных: через а.п. через отверстие СЧ динамика.
При этом гайки М4 надо держать с внутренней стороны передней панели (т.е. изнутри корпуса).
Жесть.
Но есть и положительный момент: сетки встали на свои места, не смотря на то, что одно отверстие немного прикрыто «ухом» СЧ динамика.

4. Усилитель.
В ходе процесса было решено использовать встроенный усилитель BF-21R,
т.к. огород из отдельного внешнего усилителя и четырёх колонок — это перебор.

Тут же возникла задача: как вывести сигнал с усилителя на дополнительную СЧ-ВЧ колонку?
Внимание привлекло неиспользуемое гнездо для подключения саба:

Отключить гнездо от схемы не составило труда: достаточно было выпаять резисторы R25 и R26:

Модуль УМ:

На ПП эти резисторы были обозначены 3R19 и 3R20:

Разрезы на печатной плате около гнезда «SUB OUT»:

Примечание: разрез проводника «земля» необходим, чтобы отвязать силовую землю от слаботочной земли, которая присутствует на плате входов.

Затем парой перемычек соединил гнездо с выходным разъёмом динамика.
Казалось бы, всё сделано правильно. Но при включении колонка начала кряхтеть и издавать неприличные звуки.

Далее последовала итерация по вскрытию колонки и вытаскиванию модуля УМ.
Потратив пару часов впустую, я так и не разобрался, в чём загвоздка.

Симптомы были следующие: при втыкании штеккера ф3,5 в гнездо колонка начинала работать неправильно.
Похоже, сказались какие-то чудеса коммутации внутри гнезда.
Напоследок заметил, что ноль (ободок) гнезда соединён с алюминиевой панелью корпуса, которая имеет своё соединение со схемой.

В конце концов перемычки были отпаяны от загадочного гнезда.
А на колодке для АС появилась пара дополнительных контактов:

Латунные стойки М3 от АС S-90. ))
На этом чудеса закончились.

5. Трансформатор.
Оказалось, что колонка, в которую встроен усилитель, гудит.
Гудит не сильно, но надоедливо.
Причина нашлась быстро: трансформатор питания.
Проверка состояла в отсоединении питающего разъёма от платы УМ: акустический гул остался.

После извлечения трансформатора из корпуса АС выяснилось, что сам трансформатор вибрирует на частоте питающей сети.
Если поставить трансформатор на стол, появляется гул.
Если же держать трансформатор в руке, полная тишина.

Хм, задачка. Заниматься вопросами виброразвязки корпуса АС и трансформатора мне совсем не входило в мои планы.
По обыкновению, из загашников был извлечён отечественный трансформатор ТН36.

Пробное включение, и ситуация повторилась 1в1: такая же вибрация и гул, если трансформатор покоится на столе.

— Мы вычерпали бочку до дна. Кандидатов больше нет.
— Надо найти другую бочку! © (кф «The Cutting Edge» 1992)

Пришлось снова поискать: нашёлся венгерский трансформатор 2*12В 30Вт.

Мощность маловата, но мне достаточно.

Ещё пара потраченных вечеров, и симпатичный трансформатор был запихнут на место родного.
Первое включение и… разочарование: акустический гул от корпуса сменился на ещё более сильный из НЧ динамика.

Всё оказалось элементарно: катушка НЧ фильтра 2мГн оказалась в непосредственной близости от трансформатора питания.

Далее без вариантов: трансформатор питания и усилительный модуль были извлечены из корпуса.
Таким образом активная НЧ колонка превратилась в обычную пассивную.

Теперь вместо усилительного модуля — заглушка:

6. Схема фильтров.

R1, R2, R3 — соответственно НЧ, СЧ и ВЧ динамики. ВЧ динамик инвертирован!
Цепочки Цобеля для НЧ и СЧ динамика не показаны.

АЧХ в симуляторе:

ФЧХ в симуляторе:

Катушки поленился мотать: использовал 240мкГн из старых запасов

Катушки 150мкГн — от фильтров тыловых АС Magnat.

Лайфхак: катушки от припоя идеально подходят для намотки СЧ-ВЧ катушек фильтров.

Совмещённые АЧХ (замер на выходе каждого фильтра, нагруженного на свой динамик):

Примечание: все графики удобно рассматривать в полном размере (открываются по клику).

«Волны» на АЧХ фильтра НЧ — следствие изменения Z(f) НЧ динамика.
Бугор на 70Гц, естественно, совпадает с частотой резонанса в корпусе (максимум сопротивления).
Так что никаких чудес.

7. Компенсирующая цепочка Буше-Цобеля для динамика (ссылка на оригинал статьи).
Компенсирующей цепочкой — это RC-цепочка, при подключении которой параллельно RL-цепочке входное сопротивление полной цепи становится независимым от частоты:

Условие компенсации: C = L/R²

Касательно применения цепи Цобеля-Буше есть мнение,
что их применение не имеет смысла. Глупости!

Без цепочки Цобеля фильтры 1-го порядка почти что не работают с динамиками.
Проверка ФНЧ с цепочкой Цобеля (график розовым цветом) и без (график жёлтым цветом):

Без комментариев.

Для СЧ динамика 20ГДШ-101 аналогично требуется цепь Цобеля.
Индуктивность 20ГДШ-101 — около 186 мкГн.
Подбирать номиналы для цепочки Цобеля в большой точностью не требуется.
Например, активное сопротивление СЧ динамика 6,3 Ом, поэтому подойдёт резистор от 6,2 до 8,2 Ом.
Конденсатор — +-20%.

Для ВЧ динамика использован резистор в параллель динамику, поэтому болтанка Z(f) минимизирована.

Читайте также  Как защитить автомобиль от угона своими руками?

Собранный ФНЧ:

Цепочки Цобеля:
— для НЧ динамика FD115-7 резистор 3,9 Ом и конденсатор 30 мкФ*50В (сборка 3*10мкФ);
— для СЧ динамика 20ГДШ-101 — 4,7мкФ и 6-8 Ом.

Проверка микрофоном «этажерки»:

НЧ звено представлено экспериментальным сабом с заткнутым ФИ.

Усреднение 1/3 октавы.

Только СЧ+ВЧ звено:

8. Прослушивание и выводы.
Gruppenfoto на память:

АС были подсоединены к усилителю Амфитон-002-2021.
Субъективно маловато низких частот, сказывается низкая чувствительность динамика FD115-7.
Даже ФИ не помог. (

Звук СЧ динамика доминирует. Я давно не слушал 20ГДШ-101. Непривычное звучание.
Необходима НЧ секция с чувствительностью, соответствующей чувствительности (или даже выше) СЧ динамика.
Можно бы использовать отдельный усилитель для НЧ секций и подровнять чувствительность.
Но такой вариант не входил в мои планы. Возможно, позже попробую.

Эксперимент закончен. Опыт получен. ))
Всем удачных экспериментов!

В следующем обзоре: «Удаление пассивного излучатели из 35АС-015».

Рупор для ВЧ динамика своими руками

Посоветуйте пожалуйста компоненты для самопальной 3-полосной АС желательно с примерными размерами корпуса т.к. нет опыта в расчете объема корпусов.Бюджет на фильтры и головки 6к рублей.

P.S:Заранее спасибо!

_________________
Будь проще к людям! Хочешь быть мудрей — Не делай больно мудростью своей.

JLCPCB, всего $2 за прототип печатной платы! Цвет — любой!

Зарегистрируйтесь и получите два купона по 5$ каждый:https://jlcpcb.com/cwc

Сборка печатных плат от $30 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет

_________________
Dolby, но не surround
Zen 4, Aleph 3 — и больше ничего не надо.

Продолжая развивать программу доступности коммутационных компонентов KLS, Компэл расширяет складской ассортимент кнопочных переключателей, в том числе с функцией OFF-(ON), предназначенных для коммутации сигнальных цепей как постоянного, так и переменного токов. Кнопочные переключатели представлены в стандартном и антивандальном исполнениях, что позволяет их использовать для включения/выключения приборов промышленного контроля, СКУД, систем управления освещением, медицинского оборудования и других.

В программе вебинара: технология Silent Switcher® — сочетание высокого КПД и сверхмалого уровня ЭМИ, технология uModule® — высокоинтегрированные решения для источников питания, микро- и нанопотребляющие DC/DC-преобразователи, решения для резервного питания, цифровое управление системой питания (PSM), безоптронные изолированные обратноходовые преобразователи. В практической части вебинара будут продемонстрированы примеры работы с инструментами Analog Devices для проектирования источников питания.

Господа коты
Один знакомый захотел двухполосную АС. И задал вопрос как себя поведут динамики разного сопротивления(допустим на СЧ 4 Ом и на ВЧ 16 Ом)? Я честно признался что не знаю Может вы что подскажите?

P.S Про качество звука я вообще не скажу — он хочет АС в виде пирамидки типа египетской — но делать будет сам. Собственно от меня требуется рассчитать фильтр причем без измерения Тилля-Смола

As

Так вот как раз этого я и не знал. Я же не аудиофил, а Высоцкого или Окуджаву слушать Hi-Fi не нужен. Для меня вот Genius-330 до сих пор эталон прикомпьютерной акустики Спасибо за информацию

P.S Собственно моя техзадача — рассчитать разделительный фильтр для СЧ-ВЧ системы 2.1. То есть НЧ воспроизводит саб. Кхм. пока писал сам вспомнил что у Шихатова было схемное решение. Пошел искать

Кстати, если делать самодельные АС приличной мощности, то сейчас есть интересный вариант — использовать для передней панели ДСП толщиной примерно 5 сантиметров, которую используют в качестве столешницы в кухонных гарнитурах. Это даст колонке жуткий вес, но улучшит низкие частоты. (часто выбрасывают куски такой ДСП когда вырезают дырку под мойку).
Отверстие НЧ-динамика в ДСП (если есть возможность) лучше сделать в виде рупора — если динамик монтируется за передней стенкой (на внутренней стороне ДСП), то расширение вперёд (наружу), если динамик монтируется на внешней стороне ДСП, то расширение назад (внутрь). Однако, оставшейся части ДСП должно хватить для надёжного крепления динамика.

СЧ-динамик в 3-полосной системе обязательно должен работать на свой объём, герметично отделённый от объёма, на который работает НЧ.

Ещё. Ни при каких обстоятельствах не используйте в АС поролон. Что угодно, но не его.

Ещё не рекомендую делать большие сквозные отверстия в стенках для панелей разъёмов, ручек, ножек, усилителей и т.д. Отверстий должен быть минимум и минимального диаметра. Разъёмы, ручки и т.д. лучше крепить снаружи стенки, а не в теле стенки.

На мой взгляд, «Щит» черезвычайно чувствителен к характеристикам помещения, где находится. И качество звука от него от помещения зависит коренным образом, гораздо более, чем для традиционных АС. Щит будет хорошо звучать, если стены, пол и потолок комнаты покрыты звукопоглотитиелем. И размещение щита в помещении тоже не может быть случайным. Их нельзя вешать на стену, и скорее всего нельзя ставить в угол.
У щита вероятно КПД повыше, и линейность тоже повыше. Но на низких, боюсь, щит мало куда годится.
Мне лично кажется, что в оформлении «щит» можно делать сч-вч-звено, максимум — верхнее НЧ, но саб обязан быть закрытым.

Хотя, конечно, может у меня устаревшие понятия.

В общем, на мой взгляд, «щит» — это на любителя.

С СЧ сейчас просто. Можно подобрать из импортных автомобильных динамиков такого же размера. На СЧ они работают нормально, только надо корректно отрезать НЧ-составляющую сигнала.
Да, обязательно не забыть аккуратно удалить у них ВЧ-звено и заклеить полученную дырку донышком от пивной банки.

Объём, на который они должны работать, должен быть не меньше, чем объём у 6АС2. Собственно, 6АС2 — это типичное СЧ-звено

Кстати, мне стало интересно: а как будет звучать система, где будут использоваться 6АС2 с заменёнными динамиками в качестве СЧ-звена + саб на 75ГДН — по сравнению, например с Электроникой 35АС-015? Надо будет попробовать как-нибудь.

У них очень велика разница в звучании ВЧ — так как ВЧ-группы и фильтры у них у всех разные. Динамик же сам обычно подключен без фильтра, разве что его по ВЧ ВЧ-группа несколько «просаживает.»
Надо рассчитать, какой диапазон звука для СЧ-звена нужен, взять звук, в звуковом редакторе (я пользуюсь древним Cool Edit) полностью убрать все частоты выше-ниже, и идти в магазин с флэшкой где этот звук записан будет. Можно будет прямо у них послушать динамики как СЧ.
А ещё при прослушивании попросить продавца отключить всякий «супербас».

Правда, есть одно НО.
На стенде у продавца динамик скорее всего работает на открытый объём, там как раз «щит», а в АС будет закрытый — и это большая разница. Хоть с 6АС2 в сумке приходи отслушивать, честное слово! Но громкость работы по СЧ сравнить между динамиками можно и на открытом объёме.

Часовой пояс: UTC + 3 часа

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12

Алексей Рубанов/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с ремонтом автомобилей. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Алексей Рубанов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Avtoshkola-Rodina.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: