Стелс режим что это такое?

Говорят, что некоторые самолеты и некоторые подводные лодки скрыты: они остаются незамеченными на радарах противника. Не все объекты могут стать невидимыми, поэтому не надейтесь добавить режим скрытности в свой автомобиль, чтобы избежать полицейских радаров, это не то же самое. Чтобы понять режим "стелс" самолета, давайте начнем с изучения того, как работает радар, потому что именно …

Стелс режим что это такое?

Как работает стелс-режим на самолетах?

Говорят, что некоторые самолеты и некоторые подводные лодки скрыты: они остаются незамеченными на радарах противника. Не все объекты могут стать невидимыми, поэтому не надейтесь добавить режим скрытности в свой автомобиль, чтобы избежать полицейских радаров, это не то же самое.

Чтобы понять режим «стелс» самолета, давайте начнем с изучения того, как работает радар, потому что именно от него самолет-стелс стремится спрятаться.

Радар

Радар, в авиационном смысле, представляет собой устройство, которое позволяет обнаруживать то, что находится в его поле обнаружения, с помощью радиоволн. Термин «Радар» происходит от аббревиатуры от RAdio Detection And Ranging, что означает «обнаружение и оценка расстояния по радиоволнам».

Подобно тому, как камера со вспышкой может улавливать свет, отраженный от объектов, радар использует радиоволну по тому же принципу.

Сначала радар будет излучать электромагнитную волну в направлении неба (в случае, если мы хотим обнаружить самолеты). Эта волна распространится, ударит по самолету и будет отражена самолетом. Если часть этого отражения, называемого радиолокационным эхом, проходит через антенну радара, то последний обнаруживает самолет и может отображать информацию на экране:

Не все самолеты имеют одинаковый размер, поэтому каждый шаблон самолета имеет волнообразную подпись, которая ему свойственна. Таким образом, с помощью радара можно узнать, имеет ли дело авиалайнер, небольшой планер или истребитель. Анализируя время, затраченное отражением волны на возвращение к радару, можно узнать, как далеко находится самолет. Повторяя операцию, можно узнать ее направление и скорость.

Скрытый режим

Если мы не хотим, чтобы радар засек нас, то не стоит возвращать ему отражение волны, которую он посылает вам. Для этого есть несколько решений:

  • Быть прозрачным для волн: волна проходит через вас, не отражаясь;
  • Отправить волну в направлении, отличном от того, откуда она пришла: она не пойдет к радару;
  • Поглотить волну: волна не будет отражена;
  • Послать идентичную волну, но на 180° не в фазе, чтобы падающая волна и отраженная волна подавляли друг друга.

Что касается прозрачности: обычно (любые) волны отражаются от объектов, размер которых приближается к длине волны излучаемой волны. Чтобы обнаружить что-то большое, достаточно большой длины волны. Чтобы обнаружить птицу или даже дождь, нужны скорее короткие волны.

Все объекты, из любого материала, могут отражать электромагнитные волны, и поэтому могут стать видимыми на некоторых радарах. Излишне говорить, что в этих условиях становится трудно создать самолет, невидимый для всех волн: для противника достаточно использовать волну, подходящую по размерам самолетов, чтобы быть уверенным, что у него есть эхо-радар.

Итак, остается три других решения: отклонить волну, поглотить ее или отменить ее другой волной. Многие из этих методов обычно используются одновременно.

Уже сейчас самолеты-невидимки имеют весьма своеобразную геометрию. Эта геометрия здесь именно для отражения волны в другом месте, кроме того, откуда она исходит. В некоторых случаях радиолокационная волна также попадает в угловатые выступы самолета, и кабина в конечном итоге полностью рассеивает энергию:

Самолеты-невидимки покрываются покрытием (обычно непосредственно краской), которое поглощает радиоволны. Это покрытие предназначено для поглощения широкого диапазона частот, что делает самолет незаметным для множества различных радаров.

Это покрытие может затем поглотить волну химически или физически.

В первом случае волна превращается в тепло, потому что она реагирует с металлическими включениями в краске. Металлы, и в первую очередь металлы с высокой электрической проницаемостью или магнитной проницаемостью (например, Пермаллой или Мю-металл) очень хорошо поглощают электромагнитные волны.

Во втором случае волна подавляется эффектом интерференции тонкой пленки из-за толщины покрытия. В последнем случае принятая волна отражается на 50% покрытием и на 50% отражается кабиной внизу, в идеале с полуфазной длиной волны фазового сдвига: поэтому две отраженные волны компенсируют друг друга. Недостатком является то, что это хорошо работает только для одной конкретной длины волны.

В дополнение к этим пассивным методам существуют также активные волновые глушители. Это означает, что самолет будет излучать свои собственные волны, либо отменять волны, которые он получает, излучая волны, смещенные на 180°, которые затем будут отменять волну радара.

Здесь самолет имеет датчик, который определяет характер падающего радиолокационного сигнала, а затем выдает сигнал, который его отменяет.

Наконец, некоторые самолеты могут выпускать противорадиолокационные приманки, немного похожие на тепловые приманки, но для радаров и ракет, управляемых радиолокационным сигналом. Затем радары обнаруживают тысячи различных подписей и больше не знают, какой из них является настоящим самолетом.

В заключение о стелс-режиме

Следует отметить, что материально невозможно быть полностью прозрачным для всех радиолокационных волн, главным образом потому, что нет материала, который поглощает или отражает весь электромагнитный спектральный диапазон.

Тогда часть волны всегда будет поглощена самолетом, а это означает, что волна превращается в тепло, и самолет немного нагревается. То, что самолет приобретает невидимость на радарах, он теряет его в термической сигнатуре и на тепловизионных камерах, которые также оснащают устройства обороны противника.

Идея режима «стелс» скорее заключается в том, чтобы задержать ответ противника. Если самолету удастся пройти за птицей или облаком на экране радара, он не поднимет тревогу: результат будет положительным для самолета, даже если до его обнаружения осталось всего несколько минут.

Для подводных лодок то же самое. Следует отметить, что в воде следует учитывать и шум: помимо радаров используются гидролокаторы. Принцип тот же, просто мы используем механические волны, такие как звук, и плюс радиоволны (которые очень плохо проходят в воде).

Стелс-технологии в космосе: как и зачем прятать спутники от чужих глаз и радаров

Развитые космические технологии обеспечивают связь, предупреждают об опасности и помогает наносить урон, если это нужно. Поэтому страны развивают стелс-технологии, которые помогают скрыть спутники от обнаружения. Рассказываем подробнее, как работают стелс-технологии и кому нужны.

Читайте «Хайтек» в

Что такое стелс-технологии

Стелс — комплекс способов снижения заметности боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения посредством специально разработанных геометрических форм и использования радиопоглощающих материалов и покрытий, что заметно уменьшает радиус обнаружения и тем самым повышает выживаемость боевой машины.

Поглотить большую часть радиоволн можно только в сантиметровом диапазоне. В силу физики распространения радиоволн сделать объект малозаметным в метровом диапазоне, когда длина волны сравнима с собственными размерами объекта, изменением его формы в принципе невозможно.

Также на нынешнем уровне технологий невозможно добиться полного поглощения любого радиоизлучения, падающего на объект под произвольным углом.

Поэтому в настоящее время главная цель при выборе формы объекта, отразить волны в сторону от излучателя, — таким образом, часть сигнала поглощается специальными покрытиями, а остальная часть отражается так, что радиоэхо не возвращается к наблюдающей РЛС.

Почему сделать спутник невидимым трудно

Против стелса в космосе говорят следующие факты объективной реальности:

  1. Вакуум обладает максимальной возможной прозрачностью.
  2. Фон либо имеет температуру 4 К (реликтовое излучение), либо предсказуем (звезды).
  3. Корабль неизбежно излучает тепло произведенное внутри него и отражает, либо переизлучает солнечный свет. Особенно когда маневрирует.
  4. Чувствительности современных телескопов достаточно чтобы сделать снимок «Вояджера» за орбитой Плутона.

Уязвимость для современных средств обнаружения

По большинству боевых и специальных вспомогательных машин, созданных с применением стелс-технологий, отсутствуют независимые данные по величине эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) в различных диапазонах, так как экспертная оценка этой информации может повысить их уязвимость.

Часть данных о заметности подобных машин основана на теоретических оценках, поэтому ко всем оценкам величин заметности малозаметных военных машин следует относиться с высокой степенью осторожности.

Спутник-невидимка от SpaceX

В июне 2020 года SpaceX запустила в космос спутники со специальным стелс-покрытием, чтобы протестировать его работу: оно было призвано «спрятать» спутники от телескопов.

Один из спутников тестировал специальный антибликовый козырек. Ожидается, что обновлённый дизайн позволит решить проблему отражения солнечного света группировкой спутников.

Астрономы уже не раз жаловались на помехи в наблюдении космических объектов, создаваемые ее присутствием на орбите.

Новая разработка призвана улучшить наблюдения за космическим пространством и только поэтому блокирует часть сигналов от спутников, однако возможно новая разработка была только первым шагом и американские ученые будут развивать это направление.

Российские запатентованные стелс-технологии для спутников

Российские предприятия провели исследования применения радиопоглощающего покрытия для космических аппаратов, которое должно снизить заметность российских спутников для радиолокаторов, говорится в материале.

В статье представлены результаты экспериментальных исследований свойств, стойких к аномальным высоким и аномально низким температурам образцов радиопоглощающего материала ВТМВ-1С.

В частности, на сайте указано, что радиопоглощающие материалы используются для противодействия иностранным техническим разведкам и системам наведения высокоточного оружия.

Замаскированная с применением наших изделий техника буквально исчезает с экранов радаров, отмечают разработчики.

Кроме этого, «Роскосмос» получил патент на космический аппарат, который может менять свою форму. За счет изменения площади отражающей поверхности панелей солнечных батарей такие аппараты способны становиться малозаметными для иностранных спутников-шпионов.

Читайте также  Реле включения вентилятора охлаждения калина где находится?

Таким образом, можно будет экранировать космический аппарат, изменив его отражательные качества относительно лазерного излучения шпиона. Когда чужой спутник пройдет мимо, панели можно будет снова развернуть.

Китайское покрытие, которое поглощает 80% излучения радаров

В Китае работают над стелс-технологиями для космоса. Существует много идей: от покраски спутников в черный цвет, покрытия графеном до их перемещения в радарной тени от космического мусора. Основная проблема не в том, чтобы сделать спутник незаметным, а в том, чтобы скрыть его от радаров.

Ученые из Чанчуньского института оптики, точной механики и физики, расположенного в Нанкине. Используя композитные материалы со включением бумаги и пластика, исследователи создали многослойную сотовую структуру, способную поглощать до 80% радарного излучения во всём задействованном сегодня диапазоне частот.

Вес покрытия снижен до 6 кг на 1м 2 , что существенно меньше, чем у имеющихся современных материалов для радарной невидимости.

Также они создали прозрачное радарное стелс-покрытие для солнечных панелей с толщиной всего в 3 мм, но оно остается устойчивым на изгиб и выдерживает удары.

Что такое «стелс» и когда оно работает, а когда — не очень?

Технологии, позволяющие уменьшить заметность самолётов получили название «стелс». Их эффективность вызывает споры многие годы. Оценки разнятся от «вы его не заметите, пока самолёт не подлетит в упор» до «да у нас есть радары метрового диапазона, против которых “стелс” бессильны!» Что же это такое и как оно работает?

Теория

Тела отражают электромагнитные волны, и это позволяет обнаруживать летающие объекты. В истинности этого утверждения может убедиться каждый, посмотрев на пролетающую мимо ворону. Но электромагнитные волны бывают разными.

Более короткие волны — например, ультрафиолет — не всегда подходят для обнаружения воздушных целей, потому что хорошо поглощаются водяным паром, который всегда присутствует в атмосфере. Другое дело — более длинные волны: инфракрасные и радиоволны. Уже перед Второй мировой войной во многих странах начали экспериментировать с радиолокаторами. Они посылали электромагнитную волну, та отражалась от цели, и по принятому сигналу при должном умении можно было узнать много интересного: в каком направлении находится цель, её скорость и дальность до неё.

Как только появились радиолокаторы, тут же появились и средства борьбы с ними. Например, бросали алюминиевые полоски, отражения от которых могли ослеплять локаторы, излучать ложный сигнал, обманывающий или также ослепляющий радар и тому подобное.

Борьба средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) с радиолокаторами продолжается до сих пор. Но в определённый момент возник вопрос: а нельзя ли сделать так, чтобы отражённого излучения не было? Ну или по крайней мере не было в сторону радара?

Оказалось, что можно резко уменьшить возвращаемое излучение, и в этом помогает знание природы электромагнитного излучения. Дело в том, что это волна. И ведёт она себя далеко не всегда как поток частиц, и уж тем более не как луч в учебнике оптики. Например, волна может обойти вокруг объекта и отправиться в сторону своего источника. Особенно это хорошо ей удаётся, если объект по форме близок к цилиндру.

Обшивка самолёта может работать, как волновод, позволяя волне пройти вокруг фюзеляжа и излучиться в ту сторону, с которой и пришла

На гранях объекта волна излучается во все стороны, а отражается по законам геометрической оптики. И если есть на самолёте прямые углы, то они сыграют роль уголкового отражателя, направляя волну в направлении локатора, где и поджидает противник.

Правила и проблемы

Из всего этого следуют некоторые правила.

В-2. Волны, отражаясь от задней кромки крыла, будут уходить куда угодно, но только не в стороны радара

  1. Нет прямым углам! Допустимы только тупые и острые углы, которые направят излучение подальше от противника.
  2. Меньше граней! Лючки, антенны, приёмники воздушного давления — всё, что высовывается над поверхностью, будет источником отражённого излучения. Если это убрать, то и заметность самолёта резко снизится.
  3. То, что нельзя убрать, надо скрыть. Например, лопатки турбины спрятать за S-образным воздуховодом, в котором будут поглощаться радиолучи. Кабину прикрыть металлизированным фонарём, который не пропустит радиоизлучение внутрь.
  4. Самолёт должен быть зелёный и плоский, — тогда волна не сможет его обойти. Отсюда же следует, что кили желательно делать наклонными: излучение они будут отражать куда-нибудь вниз или вверх.
  5. Боковая проекция самолёта должна быть небольшой.

На этом израильском F-35 хорошо заметны лючки, прикрытые крышками с зубчатыми краями. Фонарь чуть темнее, чем привычно – как раз из-за металлизированного
покрытия

Отдельная проблема — двигатель, а точнее, лопатки турбины. Из-за своей функции они имеют сложную форму, поэтому их отражающая способность весьма велика. Хорошо, если удаётся скрыть их за S-образным воздуховодом, однако это ведёт к дополнительным потерям скорости. Поэтому на В-2, например, воздухозаборники просто выведены на верх крыла — оно закрывает их от вражеских радаров. Но для истребителей это плохой вариант, поскольку при маневрировании с большим углом атаки (грубо говоря, когда нос самолёта задирается вверх) крыло начинает затенять воздухозаборник: увеличивается турбулентность потока, а значит, возможен помпаж двигателя. Поэтому на истребителях такой вариант ещё ни разу не применяли.

Это всё — про форму. Однако для заметности важна не только форма объекта, но и поверхность. Все материалы по-разному отражают и преломляют излучение.

Можно подобрать те материалы, что будут это делать особенно хорошо как раз на тех длинных волнах, на которых работают вражеские локаторы.

В ход вполне может пойти эффект, сходный с тем, который помогает добиваться «просветлённой» оптики. Если сделать двухслойный материал толщиной примерно в четверть длины падающей на него волны, то отразившееся от внутренней границы излучение при выходе за внешнюю границу материала окажется в противофазе с отразившемся излучением, — и волны друг друга погасят.

Что же делать?

На вопли «аэродинамистов»: «вы что, хотите нам запретить делать нужную форму несущих поверхностей?!» тоже нашёлся ответ. Можно сделать накладку из материала, свойства которого изменяются с глубиной. Тогда волны будут «заманиваться» внутрь материала, где и поглотятся. И только на крики «прочнистов» — «да сколько ж это будет весить?!» — нет никакого ответа. Весит всё это радиопоглощающее богатство много.

Ехидные замечания: «а вот если мы посветим радаром метрового диапазона, что будет?» тоже остаются без приятного для пилотов «стелс» ответа: ничего хорошего не будет. Как уже говорилось выше, толщина покрытия привязана к длине волны, против которой оно работает. Соответственно, чтобы покрытие работало против радаров метрового диапазона, оно должно быть очень толстым.

Ну что — всё? Сплошной обман эти ваши «стелсы», мы их будем видеть радарами метрового диапазона?

Проблема в том, что радар, работающий в таком диапазоне, тоже должен быть размера порядка нескольких метров. Это слишком много даже для истребителя, не говоря уже об управляемой ракете. Кроме того, есть проблема точности. Чем больше длина волны — тем меньше точность измерений.

В общем, обнаружить самолёт «стелс» можно, а вот поразить — куда более сложная задача.

На данный момент есть лишь один случай достоверного поражения такого самолёта — когда югославы в 1999 году сбили F-117. Отличился 3-й дивизион 250-й ракетной бригады, вооружённой старенькими С-125. Согласно наиболее правдоподобным описаниям, цель была обнаружена и поражена с использованием только радиолокационных средств. Фирма «Локхид», построившая самолёт, потом оправдывалась: мол, американские военные заставили F-117 маневрировать в сложном рельефе местности, а меры по уменьшению заметности адаптированы только для горизонтального полёта. Но, согласно югославскому описанию, самолёт летел на средней высоте и начал маневрирование уже после пуска. Так что иногда «стелс» сбить всё-таки можно.

Впрочем, это единственная потеря — при том, что F-117 и в Ираке в 1991 году и в 2003-м, и в Югославии выполняли особо важные задания и летали довольно много.

Мерой заметности самолёта является эффективная поверхность рассеивания (ЭПР). По имеющимся оценкам, у наиболее продвинутых современных самолётов эта ЭПР снижена до 0,001 кв.м или даже до 0,0001 кв.м. Это в тысячи, а то и в десятки тысяч раз меньше, чем у обычного истребителя. Правда, впечатление от успехов американских авиастроителей несколько портит то, что дальность обнаружения, согласно основному закону радиолокации, пропорциональна корню четвёртой степени от ЭПР. Если переводить с физического на русский, то это означает уменьшение дальности обнаружения в сравнении с обычным истребителем раз эдак в пять. Тоже очень много, но всё же не в тысячи раз.

Кроме радиодиапазона существует ещё и инфракрасный диапазон. И здесь совсем сложно, — ведь источником является сам самолёт. Чем современнее двигатель, тем больше температура газов в нём. Выключенный, он остывает не сразу, и за самолётом остаётся довольно длинный факел, не всегда видимый визуально, но отлично заметный для инфракрасных головок самонаведения ракет. Кроме того, излучение идёт и от горячих поверхностей двигателей — ведь неслучайно их делают из жаропрочного титана.

Читайте также  Что такое g сенсор на видеорегистраторе?

Су-27. Титановые вставки легко видеть – их не красят по той же самой причине: краска обгорит

Что с этим можно сделать? Горячие части можно прикрыть теми же килями; кроме того, кили могут хотя бы частично закрывать факел. Ещё можно поставить двухконтурный двигатель, часть тяги которого будет образовываться за счёт разгона турбиной холодного воздуха. Этот воздух, смешиваясь ещё внутри двигателя с горячими газами из первого контура, будет их охлаждать.

Двухконтурный двигатель — это не только меньшая заметность, но и большая топливная эффективность!

Платой за это станет меньшая максимальная скорость. Поэтому ни F-22, ни F-35 до двух махов и не добираются.

Выводы

Технологии «стелс» не панацея. Но она позволяет существенно уменьшить дальность обнаружения самолётов, в том числе и для головок самонаведения ракет. Возможно, против них современные радиолокационные ракеты станут совсем неэффективными. Но пока что в реальном бою этого ещё никто не проверял.

Стелс-экшен

Стелс-экшен (англ. Stealth action ) — это жанр компьютерных и консольных игр, в которых игроку требуется незаметно перемещаться, прятаться, скрытно и незаметно убивать врагов, и избегать обнаружения, чтобы выполнить миссию. Несмотря на то, что этот жанр сравнительно старый, на данный момент существует не так много игр, классифицируемых как стелс-экшены. Более часто встречаются игры, содержащие элементы стелса. Наибольшую популярность жанр получил благодаря сериям игр Thief, Metal Gear, Hitman, Splinter Cell.

Содержание

История

Самой первой игрой со стелс-элементами считается Castle Wolfenstein (не путать с Wolfenstein 3D), выпущенная в 1981 году компанией Muse Software. Стелс-экшн окончательно сформировался с выходом игры Thief, которая кристаллизовала все основные элементы жанра в фэнтези-стиле. Но более известным [источник не указан 497 дней] стелс-проектом стал Metal Gear, выпущенный Konami в 1987 году для MSX2 и позже портированный на NES. Игра заложила многие основы современных стелс-экшенов, тяготеющих всё-таки не к фэнтезийной, а технической тематике [1] , и стала весьма успешной, разойдясь более чем миллионом копий.

За Metal Gear последовало два независимых сиквела игры, выпущенных в 1990 году: Snake’s Revenge (созданный без участия главного дизайнера серии Хидэо Кодзимы и не включённый в официальную хронологию Metal Gear) в Америке и Европе для NES и Metal Gear 2: Solid Snake (официальный сиквел, спродюсированный Кодзимой) в Японии на MSX2. Snake’s Revenge практически не привнёс ничего нового в геймплей, сместив баланс в сторону обычного экшена. Metal Gear 2 же в свою очередь внёс множество изменений и улучшений в игровой процесс, включая существенно улучшенный игровой искусственный интеллект противников.

Известно, что популярный 3D-шутер Wolfenstein 3D также мог быть стелс-экшеном. В течение разработки Wolfenstein 3D, разработчики из id Software экспериментировали со стелсом, предоставив игроку возможность прокрадываться за спинами врагов или переодевания во вражескую форму, но в итоге ничего из этого в игру не попало. Жанр стелсов не использовался вплоть до выхода игры Goldeneye 007 на Nintendo 64 в 1997 году, в которой, чтобы выполнить задачу, можно было использовать как грубую силу, так и стелс, который часто был безопаснее для прохождения, как в Thief: The Dark Project.

Стелс-экшены не обладали массовой популярностью вплоть до выхода Metal Gear Solid (например, игра Thief получила премию, но в номинации «Левая Резьба» — по версии журнала Game.exe), которая благодаря оглушительному успеху вскоре обзавелась сиквелом Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty, приквелом Metal Gear Solid 3: Snake Eater и множеством побочных игровых ответвлений. Серия Hitman создала целый поджанр стелса — социального стелс-экшена, в котором игроку нужно не только умело прятаться в тени, но и скрываться среди людей, теряясь в толпе, меняя одежду и стараясь не привлекать лишнего внимания. Deus Ex вводит режим нелетального прохождения, когда игру можно пройти никого не убив.

Элементы стелс-экшена могут присутствовать и в играх других жанров: Syphon Filter, Commandos, Prisoner of War, Perfect Dark, Far Cry, Oblivion, Skyrim, Metro 2033.

Игровой процесс

Геймплей стелс-экшенов значительно отличается от обычных экшенов. Часто в играх этого жанра игрок очень уязвим и может погибнуть от пары ранений. Стелс-игры требуют аккуратности, умения планировать действия, внимания и навыка быстро принимать решения в отличие от экшенов, где обычно требуются только развитые рефлексы. В некоторых стелс-экшенах игроку приходится устранять врагов незаметно, чтобы не вызвать тревогу, и обычно в играх этого жанра трупы можно перетаскивать и прятать в укромных местах.

Если игры в жанре экшена предлагают игроку в качестве награды всплеск адреналина в сражении, то в стелс-экшенах игрок получает наслаждение от того, что он смог незаметно выполнить миссию, ни разу не попавшись.

Важные игры и серии игр

Игры, которые продвинули вперёд жанр стелс-экшен.

  • Castle Wolfenstein (1981): Первый стелс-экшен. В этой игре уже можно было брать врагов в плен, обыскивать трупы и переодеваться во вражескую униформу.
  • Metal Gear (1987): Первая игра, популяризировавшая стелс-экшен жанр, и первый стелс-экшен, вышедший на консолях. В этой игре появился режим тревоги, включаемый при обнаружении игрока, в котором на уровне появляется больше врагов. Кроме этого, главный герой обладал способностью драться кулаками.
  • Metal Gear 2: Solid Snake (1990): Продолжение первого популярного стелс-экшена. У героя появилась способность приседать и ползать, стучать по стенам, чтобы привлечь внимание врага. На экране появился радар, детектор шума. Враги получили широкий угол зрения (раньше была только прямая линия) и способность слышать звуки (включая шаги игрока).
  • Tenchu: Stealth Assassins (1998): Первый 3D стелс-экшен и первый 3D стелс-экшен на консолях.
  • Thief: The Dark Project (1998): Первый 3D стелс-экшен для PC. Герой умел скрываться в тени, игрок мог узнать о присутствии врага по издаваемому им шуму (шаги, разговоры). Кроме этого игра обладала продуманной по тем временам физикой игры.
  • Metal Gear Solid (1998): Первый популярный 3D стелс-экшен.
  • Syphon Filter 2 (2000): Первый стелс-экшен с режимом мультиплеера.
  • Deus Ex (2000): Первая игра, совмещающая фантастический 3D-шутер, ролевую игру и стелс.
  • Hitman (2000): Первый стелс-экшен, в котором помимо того, что приходится прятаться в тёмных углах, можно менять одежду, и нельзя вызывать подозрения. Также первый стелс-экшен в жанре так называемого симулятора киллера.
  • Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (2001): Стелс-экшен с коллективным искусственным интеллектом для охранников, которые умели работать в группах (и постоянно общались друг с другом по рации).
  • Splinter Cell (2003): Первый стелс-экшен, совмещающий в мультиплеере военный стелс и 3D-шутер.
  • The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay (2004): Стелс-экшен, в котором совмещены стелс-экшен, 3D-шутер и файтинг
  • Manhunt (2004): Скандальный стелс-экшен, где нужно на протяжении всей игры убивать врагов жестоко и тихо, прятаться в тени и прятать тела убитых врагов.
  • Sniper Elite (2005): Стелс-экшен, по сути дела симулятор снайпера.
  • Assassin’s Creed (2008): Экшн, в котором игроку предоставилась возможность испытать элементы «уличного социального стелса», где для прокрадывания и пряток стало возможно использовать толпу и некоторые объекты. Примечательно, что нечто похожее должно было по первоначальной задумке предоставлятся игроку в Splinter Cell: Conviction (5-й части серии), но затем работники Ubisoft заметили, что две похожие игры выходящие почти одновременно никому не нужны, и Splinter Cell: Conviction изменили и перенесли Релиз. Но по-настоящему динамичный социальный стелс мы получаем уже во второй части серии Assassin’s Creed II.
  • Смерть шпионам (2008): Стелс-экшен, похожий на Hitman, но действие игры происходит во времена Второй мировой войны.
  • Velvet Assassin (2009): Аутентичный и мрачный стелс-экшен, основанный на реальных событиях, произошедших во время Второй мировой войны.
  • Deus Ex: Human Revolution (2011): action-RPG, в которой есть несколько вариантов прохождения, в том числе и стелс, который, по мнению многих обозревателей, получился достаточно качественным.
  • Dishonored (2012): Стелс-экшен c элементами dystopia и стимпанка, главным дизайнером которого выступил Харви Смит, работавший над Deus Ex.

Самолет-невидимка и технология «стелс»

«Технология «стелс» вернула нас к тому фун­даментальному принципу войны, который зовется сюрпризом», — сказал Джон Уэлч, заместитель ко­мандующего ВВС, вскоре после окончания операции «Буря в пустыне». — «Если вы можете добиться эффекта неожиданности, вы получите большое пре­имущество».

Преимущество, о котором говорилось, было убе­дительно продемонстрировано в течение шести не­дель непрерывных ночных бомбардировок Багдада самолетами-невидимками F-117A фирмы «Локхид». Эти «чер­ные призраки» свободно влетали прямо в сердце одного из наиболее охраняемых воздушных пространств в мире и, сбросив смертоносный груз, возвращались обратно невредимыми.

Читайте также  Зона пои на антирадаре что это?

ЧТО ТАКОЕ ТЕХНОЛОГИЯ СТЕЛС?

Технология, благодаря которой был достигнут столь значительный прогресс, появилась не вдруг. В воен­но-морских силах те же методы маскировки при­меняются для стратегических и многоцелевых под­водных лодок уже более 30 лет. Сухопутные войска также давно используют подобные технологии для уменьшения инфракрасного излучения от танков и другой техники.

Суть технологии «стелс» состоит в снижении заметности техники в радиолокационном и инфракрасном спектре излучения. Обычно техника отражает радиоволны, попадающие на нее, которые и улавливаются РЛС – это и есть радиолокационная заметность. Она характеризуется эффективной площадью рассеяния (ЭПР) – способностью объекта рассеивать электромагнитную волну. Например, ЭПР бомбардировщика B-52 – 100, тяжелого бомбардировщика – 13-20, обычного истребителя – 3-12, а самолета-невидимки, выполненного по технологии «стелс» — всего 0,3-0,4 кв.м. Технология «стелс» основывается на двух приемах: во-первых, максимальное поглощение радиоизлучения поверхностью корпуса самолета, во-вторых, отражение радиоволн в таком направлении, чтобы они уже не вернулись назад к РЛС. Для этого применяются специальные покрытия и специфическая форма корпуса самолета.

В авиации попытки разработать нечто подобное самолету-невидимке F-117A предпринимались давно. Еще в 1962 г. фирма «Локхид» во­всю работала над созданием малозаметного самолета А-12. Другой самолет того времени, SR-71 «Блэкберд» реализовал в себе стелс-технологию в виде специаль­ных покрытий и конструкционных материалов.

В начале 70-х годов прогресс в области вычислитель­ной техники и. программирования дал толчок раз­витию авиастроения. Программное обеспечение прд названием «ECHO» позволило фирме «Локхид» смо­делировать различные конструкции корпуса само­летов на компьютере и получить их предполагаемый вид на экране радара без строительства реального аппарата. В результате в 1975 г. ею была построена полномасштабная модель прототипа самолета-невидимки F-117A — «Хэв Блюк». Одновременно свою разработку представила фирма «Нортроп», но после тестирования обеих мо­делей с помощью реального радара победил вари­ант от «Локхид». Зимой 1977 г. состоялся экспери­ментальный полет «Хэв Блю», после чего командова­ние ВВС США сразу заказало 24 истребителя F-117A, первый из которых был построев в июне 1981 г., а в 1983 г. самолет был принят на вооружение.

Убедившись на примере истребителя F-117A в технической обоснованности и реализуемости кон­цепции самолета-невидимки, командование ВВС США поручило фирме «Нортроп» разработать с широким применением технологии «стелc» новый стратегический бомбардировщик. Конструкторские работы по его созданию начались в, 1979 г., а офи­циальная церемония представления нового самолета, получившего обозначение В-2 «Спирит», специалистам и представителям прессы состоялась в ноябре 1988 г.

ОСОБЕННОСТИ САМОЛЕТА-НЕВИДИМКИ

После краткого знакомства с историей самолетов-невидимок рассмотрим основные принципы технологии «стелс», которые использовались при их создании.

1. Для поглощения излучения радара использует­ся специальное ферромагнитное покрытие корпуса самолета. Попадающее на такое покрытие электромагнитное излучение заставляет микроскопические частицы входящего в его состав магнитного мате­риала менять свою ориентацию с большой частотой, на что и тратится энергия излучения. Кроме того, в самом самолете все, что только возможно, сделано из поглощающих радиоизлучение композитов, та­ких как углеродное волокно.

2. Закругленные поверхности в форме корпуса по­чти не используются. Вместо этого она состоит из многих плоскостей, отражающих излучение радара не в обратном направлении, а в разные стороны. С этой же целью увеличивается стреловидность крыльев.

3. Обычные турбореактивные двигатели сконстру­ированы так, что радар может «видеть» имеющий боль­шую площадь отражения компрессор, который хоро­шо отражает излучение. По новой технологии перед компрессором устанавливается специальный диффу­зор, острая вершина которого отражает излучение внутрь корпуса двигателя и таким образом гасит его.

4. Двигатель плоской формы создает реактивный факел с широким углом расхождения раскаленных газов, что рассеивает поток тепла и снижает степень заметности в инфракрасном диапазоне.

5. Оба двигателя самолета-невидимки оснащаются шумоподавляющими кожухами, а также системой принудительного охлаждения, которая снижает инфракрас­ные выбросы. Часть холодного воздуха, попадающего через воздухозаборники, подается прямо в зону вых­лопа и, смешиваясь с горячими реактивными газа­ми, охлаждает их.

6. Даже те части самолета-невидимки, которые должны быть примерно вертикальными, такие как кресло пило­та, имеют гофрированную форму, чтобы рассеивать энергию радара.

7. V-образный хвост самолета (его еще называют «бабочка») заменяет собой две горизонтальные и одну вертикаль­ную плоскости традиционного хвоста, что также снижает заметность.

«Стелс-технология» распространяется и на другие виды авиационной военной техники. Например, в 1990 г. на вооружение стратегической авиации ВВС США поступила крылатая ракета класса «воздух — поверхность» Дженерал Дайнэмикс AGM-129A АСМ с низким уров­нем демаскирующих признаков. Разработана она по технологии «стелс» и предназначена для вооружения бомбардировщиков В-52Н, В-1В и В-2. Крылатая ракета АСМ близка по размерам к крылатой ракете Боинг AGM-86B ALCM.

«СТЕЛС-ТЕХНОЛОГИЯ»: «ЗА» И «ПРОТИВ»

Технология «стелс» долгое время неоднозначно воспринималась многими военными специалистами. Один из недостатков применения этой технологии – высокая цена «самолетов-невидимок». Бомбардировщик B-2 является самым дорогим самолетом в истории авиации – 1,157 млрд. долл. за единицу. К тому же, хотя американские самолеты, выполненные по технологии «стелс», и назы­вают в прессе «невидимками», это преувеличение. Они, в принципе, могут быть обнаружены современным радиолокационным оборудованием. РЛС с мощным излучателем все равно обнаружит «самолет-невидимку», пусть и с меньшего расстояния. Например, комплекс С-300 мог бы «увидеть» F-117A с расстояния 50-60 км. К тому же ЗРК малого радиуса действия, оснащенные аппаратурой телевизионно-оптического визирования, вообще могут производить захват цели по визуальному каналу, в котором «самолет-невидимка» столь же прекрасно виден, как и любой другой материальный объект.

Малозаметный стратегический бомбардировщик B-2 «Спирит»

В то же время чрезмерное увлечение радиолокационной малозаметностью приводит к снижению летных качеств самолета: он сильно проигрывает в скорости, маневренности и безопасности полета. Дело в том, что самолет с такой геометрией и аэродинамикой как F-117A сам по себе не может держаться в воздухе и требуется ежесекундная корректировка его полета при помощи органов управления. Эту функцию берет на себя компьютер. По крайней мере, один «самолет-невидимка» F-117A был потерян из-за неправильной настройки системы управления полетом.

Значительное преимущество технологии «стелс» состо­ит, однако, в том, что ракеты с головками самонаве­дения и другие автоматизированные средства, проти­вовоздушной борьбы не могут зафиксировать такой самолет в качестве цели с достаточной точностью и, как правило, промахиваются.

Боевая карьера «самолета-невидимки» F-117A тоже оказалась не вполне однозначной. С одной стороны – этот самолет достаточно успешно участвовал в пяти войнах: вторжение США в Панаму (1989), война в Персидском заливе (1991), операция «Лиса пустыни» (1998), война НАТО против Югославии (1999), Иракская война (2003). При этом в боевых вылетах был потерян всего один самолет (в Югославии). С другой – за время эксплуатации из 64-х построенных «самолетов-невидимок» F-117А вследствие летных происшествий было потеряно шесть – почти 10% от общего количества что, конечно, очень много. На F-117A сажали только самых опытных пилотов, но все равно «самолеты-невидимки» регулярно разбивались. Но F-117A были сняты с вооружения в 2008 г. даже не из-за этого, а из-за банальной нехватки денег на их содержание. Высвободившиеся средства были пущены на закупку новых многоцелевых истребителей F-22.

Тем не менее, технология «стелс» продолжает использоваться в американском авиастроении. Американские истребители пятого поколения Локхид/Боинг F-22 «Раптор» и Локхид-Мартин F-35 «Лайтнинг-II» являются малозаметными, хотя их внешний вид не такой экзотический как у F-117A. Эти самолеты также чрезвычайно дороги, и их не может позволить себе строить большими сериями даже такая страна, как США. Всего было построено 184 самолета F-22 «Раптор», после чего их производство было прекращено.

Российскими специалистами технология «стелс» долгое время рассматривалась скептически, хотя отдельные способы снижения заметности самолетов, конечно, внедрялись. Однако, в новейших авиационных разработках технологии понижения заметности занимают важное место. Новые российские самолеты: истребитель-бомбардировщик Су-34, легкий фронтовой истребитель МиГ-35 и тяжелый истребитель Су-35С обладают пониженной заметностью. Перспективные российские самолеты: тяжелый многоцелевой истребитель ПАК ФА и дальний стратегический бомбардировщик ПАК ДА разрабатываются как «самолеты-невидимки».

В настоящее время в составе ВМС США числится 11 авианосцев, из них 10 – типа «Нимитц» и 1 — «Энтерпрайз». Больше авианосцы типа «Нимитц» строиться не будут. В 2008 году был заложен первый авианосец нового поколения «Джеральд Р.Форд» (CVN-78), который планируется ввести в строй в 2015 году.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Алексей Рубанов/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с ремонтом автомобилей. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Алексей Рубанов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Avtoshkola-Rodina.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: