Литые диски и штампованные в чем разница?

Блог пользователя Gabby1 на DRIVE2. «Литье» или «штамповка» — что выбрать? Разбираемся какие диски лучше купить на зиму Вопрос, что лучше купить на зиму — литые диски или штампованные, так и остался для многих нерешенным. Поэтому, сегодня по многочисленным просьбам мы решили разобраться, что же все-таки лучше — литье или штамповка?…
Литые диски и штампованные в чем разница?

Литые диски и штампованные в чем разница?

«Литье» или «штамповка» — что выбрать? Разбираемся какие диски лучше купить на зиму

«Литье» или «штамповка» — что выбрать? Разбираемся какие диски лучше купить на зиму

Вопрос, что лучше купить на зиму — литые диски или штампованные, так и остался для многих нерешенным. Поэтому, сегодня по многочисленным просьбам мы решили разобраться, что же все-таки лучше — литье или штамповка?

Для начала несколько слов о том, что такое стальные и литые диски

Стальные, или как их еще называют штампованные диски, производятся путем штамповки. То есть, их вырубают из цельного листа прочной листовой стали. После этого отдельные части свариваются и подвергаются покраске. Штампованные диски отличаются бюджетной ценой, высокой прочностью, и стойкостью к различным деформациям. В отличие от литых аналогов, вмятины металлических дисков легко выправить (откатать). Также к преимуществам штамповки можно отнести стойкость к низким температурам.

Недостатком штампованных дисков является непрезентабельный внешний вид и большой вес по сравнению с литыми дисками. Правда первую проблему с лихвой компенсируют колпаки.

Литые диски и штампованные в чем разница?

Литые диски или «титаны» изготавливаются путем плавления легких сплавов (алюминий) и отливания в формы. Это делает их легкими, прочными и весьма привлекательными. Некоторые диски вытачивают из цельной алюминиевой заготовки. Недостатком литых дисков является их неустойчивость к ударам и повреждениям. После сильного удара, особенно на большой скорости, диск может деформироваться, треснуть или получить многочисленные сколы, которые нельзя будет восстановить. Кроме того, вопреки многочисленным отрицаниям поклонников литья, литые диски все же «боятся» низких температур. Нет, они не трескают от мороза как мокрый пенек, но при отрицательных температурах их прочность существенно снижается и то, что летом вам стоило бы небольших восстановительных работ, зимой может обернуться в полное разрушение колесного диска.

Вообще, эти два типа диска конкурируют между собой давно и это не только «сезонное обострение», существуют как поклонники, так и ярые противники того и другого типа дисков. Поэтому, чтобы не становиться на чью-то сторону, мы попытаемся сохранить нейтралитет и взглянем на спорный вопрос с точки зрения независимых экспертов. В этой статье мы рассмотрим явные преимущества литых и штампованных дисков, если таковые имеются, укажем на недостатки, а выбор как всегда предоставим вам. Только в данном случае мы сделаем акцент на зимней эксплуатации. Итак, поехали…

Как вы знаете, подавляющее большинство недорогих авто, несмотря на популярность литых дисков, комплектуются штампованными аналогами. Кто-то сразу же меняет штамповку на литье, кому-то абсолютно все-равно на чем ездить, а кто-то, вот как мы с вами — ломает голову над вопросом, что же все-таки лучше — купить литые или штампованные диски.

Основные причины, по которым на зиму ставят штамповку

Первая причина, по которой используют штамповку зимой — бюджетность. Штампованные диски за счет своей невысокой стоимости, так сказать «не жалко». Если даже что-то и произойдет с железными «катками», никто сильно расстраиваться не будет. Кроме того, если вы однажды «переобулись» на таких дисках в зимнюю резину, с наступлением тепла вы можете снять диски с резиной и отложить до следующих холодов, что очень удобно и выгодно, если учитывать стоимость шиномонтажа (2 раза в год лето-зима, зима-лето). С литыми дисками в данном вопросе все намного сложнее. Во-первых, цена литых дисков, при условии, что они качественные, довольно высока и не всем по карману, а если представить себе ситуацию с покупкой двух комплектов зима-лето, то и вовсе — дорогое удовольствие. А переобуваться дважды в год — тоже не самый лучший вариант.

Вторая причина, по которой выгодно или, правильнее сказать, удобно использовать штампованные диски зимой – сохранность литых дисков. Агрессивные химикаты, которыми обрабатываются дороги в зимнее время, негативно сказываются не только на кузове автомобиля, но и на колесах. Поэтому целесообразнее и дешевле «уничтожить» более дешевые штампованные диски, нежели дорогие литые аналоги. Кроме того, если учесть, что зимой на дорогах много скрытых ям и препятствий, покрытых льдом, которые повреждают ЛКП литых дисков, то и вовсе можно сделать вывод, что штампованные диски для зимы — самое то!

Причина третья — более открытые литые диски больше забываются снегом, нежели штампованные аналоги. После чего возникает трение, проблемы с тормозными механизмами и т. д.

Попробуем оправдать литые диски?!

Хрупкость литых дисков в мороз, о которой мы говорили выше. В принципе это правда. Действительно алюминиевые сплавы при минусовых температурах становятся более ломкими. Но если взглянуть на это с другой стороны, то можно отметить тот факт, что критические температуры, свойственны определенным регионам в нашей стране, например, где-нибудь в Сибири, но даже там температура не так часто опускается ниже отметки в — 40°C. Так что этот довод можно подвергать сомнению или не учитывать вовсе.

В зимнее время из-за скользких дорог существует большая вероятность бокового удара о препятствие (бордюр, ледяная яма, куски льда и т. д.). После удара литые диски часто повреждаются и требуют дорогостоящего ремонта или вовсе не подлежат восстановлению. Да есть такое дело, однако если вы проживаете в городе, где дороги хоть немного убирают и обрабатывают реагентами, то можно сказать, что вероятность попадания в подобную ситуацию довольно-таки маленькая. К тому же, зимой адекватные люди, которые берегут себя и свой автомобиль, не ездят быстро, и если даже вы и поймаете яму на дороге, то скорее всего литой диск после этого останется целым.

Снег в литых дисках и вправду играет не в пользу литых дисков, из-за их открытой конструкции, мокрый снег и мороз, который часто его сменяет, могут сыграть злую шутку, в случае если вы используете литые катки зимой. Однако в большинстве случаев производители литья работают над ошибками и современные литые диски имеют конструкцию способную выполнять самоочистку от снега во время движения автомобиля. Ко всему прочему, литые диски легче очистить от льда и снега чем металлические, кроме того охлаждение тормозных элементов у литых аналогов намного лучше из-за той-таки открытой конфигурации.

Повреждение ЛКП литых дисков. Данный пункт актуален лишь в тому случае, что диски китайские или покрашенные своими руками. Качественные же фирменные литые диски имеют довольно прочное лакокрасочное покрытие, как правило на порядок выше покрытия многих стальных аналогов. И если вы не собираетесь ездить по бездорожью с толстым льдом или целине, то бояться вам в принципе нечего.

Как видите, и те, и другие диски имеют ряд преимуществ и недостатков друг перед другом, причем некоторые недостатки, если взглянуть на них под другим углом, могут оказаться просто вымыслом или просто мифом. Самое главное — это понять для себя, что для вас и вашего авто будет лучше в тот или иной период времени.

Если вы знаете, что зимы у вас суровые и ездить вы будете по не самым лучшим дорогам, то, пожалуй, более мудрым решением будет поставить на зиму штамповку, их не так жаль в случае повреждения, они более выносливые и стойкие к ударам, нежели литые диски.

Если же у вас качественные литые диски, покрытые заводской краской, вы проживаете в регионе, где слишком низкие температуры — редкость, вы передвигаетесь исключительно по городу, где дороги преимущественно чистые — смело можете использовать литые диски. Аккуратная эксплуатация и бережное отношение вряд ли навредит вашим литым каткам зимой. Единственное о чем стоит задуматься, так это над тем, стоит ли постоянно ездить на шиномонтаж при смене резины, или может быть стоит купить дополнительный комплект литых дисков на зиму.

На этом наш краткий опус подошел к концу, всем осилившим спасибо за внимание, все кто желает дополнить или высказать свое мнение по этому поводу могут сделать это, используя форму для комментов. Всем пока и до новых встреч на Вопрос Авто. Берегите себя!

Литье или штамповка? Какие диски лучше литые или штампованные?

80 % красоты автомобиля – в его колесах!
Генри Форд

Что Вы узнаете из этой статьи:
• В чем разница между литыми и штампованными дисками
• Их плюсы и минусы
• Какие диски лучше подходят для Вашего автомобиля
• Мнения экспертов и любителей

Покупая автомобиль в базовой комплектации, скорее всего Вам предложат штампованные колесные диски, по одной простой причине – они дешевле. За более прогрессивные, литые, придется доплатить. Сразу рождается мнение, что второй вариант более качественный и надежный. Так ли это на самом деле, давайте разберем подробнее.

В чем разница между литыми и штампованными дисками

Прежде чем начать нашу дискуссию: «какие диски лучше литые или штампованные?», выделим основные приоритеты, которые учитывают автовладельцы при выборе колес. Первое, это конечно же надежность и практичность, второе – дизайн, поэтому мнения автомобилистов разделились на два лагеря. Одни твердят, что штампованные надежнее, а другие, что литье красивее. И каждая категория по-своему права! Разберем общее устройство каждого из них.

Литые колесные диски

На разговорном сленге их называют «титанками», при изготовлении используется технология отливки элемента в специально подготовленных формах, которые и формируют дизайн будущего колеса. Для таких дисков используются сплавы алюминия, магния или титана, кстати есть модели, вырезанные из цельных листов. Такие диски выглядят эффектно и эстетично. Благодаря фантазии конструкторов создаются, в буквальном смысле, шедевры, которые могут придать облику автомобиля и шарм, и брутальность, и уникальность стиля, в общем могут подчеркнуть характер владельца.
Кроме того, они легкие и достаточно прочные, особенно из качественных сплавов, но все же низкие температуры делают их хрупкими и более уязвимыми к деформации.

Штампованные диски

Литье и штамповка в чем разница?

Модели таких дисков изготавливают одним способом – резка из сплошного листа металла. Колесо делится на несколько частей и соединяются при помощи сварки. Они гораздо дешевле и просты в производстве, более устойчивы к нагрузкам и менее подвержены к изменению формы. Если все-таки Вам удалось каким-то образом погнуть такой диск, это легко исправляется костоправом без применения специального, сложного, оборудования. Из-за упора на надежность и технологичность изготовления пришлось пренебречь эстетикой, такие диски менее презентабельны и тяжелее.

Читайте также  Как проверить настройку короба сабвуфера?

Плюсы и минусы литых и штампованных дисков. Объективная оценка

Соперничество между этими видами длится давно и дело не только в сезоне эксплуатации, и как говорится сколько людей, столько и мнений. Разберем основные чем отличаются литые диски от штампованных:

Надежность
• У литых дисков есть очень существенное преимущество – прочность. Причина кроется в материале, в основном это алюминий, с добавлением других металлов для достижения высокой надежности. Кстати многие сплавы используются и в аэрокосмической промышленности. Они без ущерба способны выдерживать средние удары.

• Штамповка же изготавливается из высоколегированной стали и более подвержены деформации при физических воздействиях.

Прочитав характеристику надежности, не стоит делать поспешных выводов по этому показателю. Высокая прочность литых дисков имеет и свои минусы: они могут треснуть при серьезном ударе и их уже не восстановить, что нельзя сказать о штампованных.

Влияние на работу шасси

• Благодаря более легкому весу (в зависимости от размера, легче на 20-50 %), литые диски оказывают меньшее воздействие на шасси автомобиля. Это происходит потому, что сила ударов и толчков на узлы и агрегаты подвески у легких колес меньше, вдобавок ко всему это производит меньше шума при езде по неровной дороге. Управлять машиной на литье намного комфортнее, нежели на штамповках.

• Штампованные диски в свою очередь, тоже имеют положительные моменты в этом компоненте. Их пластичность поглощает энергию колебаний, не доводя ее до подвески, а жесткие литые колесные диски уничтожают части шасси, на неровной дороге.

Крайне не рекомендуется устанавливать литые диски на внедорожники и автомобили, эксплуатируемые в сельской местности или на производстве.

Влияние на работу тормозной системы

• В своем большинстве, литые диски, более открыты и сделаны в виде спиц. Это обеспечивает хороший воздухообмен внутри тормозной системы, а значит и лучшее охлаждение ее узлов.

• Штампованные колеса имеют минимум свободного пространства в цельнометаллическом корпусе диска. Минус такого устройства – охлаждение системы, а плюс – хорошая защита от посторонних предметов.

Что важнее: надежность функционирования тормозной системы или ее защита, выбирать Вам!

Дизайн
• Как уже сказано выше, дизайну нет предела совершенства, но при условии соблюдения физических законов. Если Вы хотите подчеркнуть свою индивидуальность, существует множество вариантов на любой вкус и цвет.

• Штампованные диски стандартны по внешнему виду, но их можно облагородить специальными пластиковыми колпаками.

Минус такого разнообразия заключается в сложности подборки литого диска для замены, в случае его поломки. Как Вы догадались со штампованными ничего выдумывать не надо, необходимо подобрать нужный размер и форму крепления.

Устойчивость к негативным факторам влияния природы

• Литые диски не подвержены коррозии от влаги, даже если Вы повредили наружный слой, так как алюминий устойчив к действию воды. Но все же есть физически и химические свойства литого колеса подверженные риску. Сюда следует отнести: электрохимическая коррозия (возникает из-за взаимодействия алюминия с солью, которой посыпают дороги зимой), несоблюдение условий хранения и нагрев болтов при откручивании зимой.

• Повредив защитное покрытие штампованного диска, можно его лишиться, вовремя не восстановив его.

Целевое применение

• Литые диски хорошо подходят для скоростной езды по ровному покрытию.

• Описывая штампованные диски вначале статьи, мы говорили о ремонтопригодности таких колес и что для этого нет необходимости нанимать высококвалифицированных специалистов и применять дорогостоящее оборудование. Достаточно минимум сноровки, а в несложных случаях хватит кувалды иди молотка.

Какие диски лучше подходят для Вашего автомобиля

Перед тем, как обновить колеса на своём автомобиле, проанализируйте основные моменты, при которых Вы эксплуатируете машину. Эксперты выделяют три основных аспекта:

• Целевое назначение Вашего авто, какие условия будут преобладать в процессе эксплуатации. На каком преимущественно дорожном покрытии Вы планируете ездить? Бездорожье, городские улицы или их сочетание.

• Почитайте инструкцию по эксплуатации или советы автолюбителей на автомобильных форумах, о том какие колеса лучше подходят для конкретной марки и класса (не стандартный размер, может привести к быстрому изнашиванию частей и механизмов подвески).

• Климатические условия эксплуатации. Здесь анализируйте температуру, влажность, осадки и тд.

Мнения экспертов и любителей

Рекомендации экспертов для желающих купить новые колеса:

• Если Вы преимущественно передвигаетесь по бездорожью – ни о каких литых дисках и речи быть не может, они к сожалению, только для моделей из классов премиум или бизнес. Литые диски предназначены для езды по хорошим дорогам, ну в крайнем случае, по небольшим неровностям.

• Для микроавтобусов, которые занимаются пассажироперевозками, титаны тоже не подойдут. Быстро будет изнашиваться подвеска и сами колеса.

• Для эксплуатации в летний период лучше подходят литые диски, а зимой – штамповка. Из-за наледи на обочинах, можно поцарапать легко сплавные диски, и это далеко не последняя причина, по которой зимой штампованные диски лучше, чем литые.

• Если Вы не собираетесь менять диски по сезонно, лучше выбрать штамповки, так как дороги в нашей стране оставляют желать лучшего и сделав не правильный выбор, можно выбросить деньги на ветер.

Полезные ссылки:
Литые диски(Легкосплавные)
Штампованные диски(Стальные)
Если возникли еще какие-то вопросы посмотрите видео с обзором:

Спасибо за внимание и помните:
«Только противоречия приводят к выбору!»

Какие диски лучше – штампованные или литые

Единственно верного ответа в вопросе, какие диски лучше литые или штампованные, нет. Как у одних, так и у других есть свои преимущества и недостатки. Кому-то не интересен вопрос эстетики, а важнее цена, другие считаю «титаны» ненадежными и хрупкими. А кто-то отдает предпочтение литым дискам из-за их внешнего вида и улучшенным хордовым качествам. Перед тем, как сделать выбор в ту или иную сторону, предлагаем разобраться в их особенностях и рассмотреть плюсы и минусы тех и других.

  1. Главные отличия литых и штампованных дисков
  2. Литые диски
  3. Штампованные диски
  4. По каким критериям выбирать диски
  5. Внешний вид диска
  6. Ресурс прочности диска
  7. Ремонтопригодность
  8. Устойчивость к воздействию внешних факторов
  9. Динамические характеристики
  10. Влияние на подвеску и тормозную систему
  11. Цена диска
  12. Целевое назначение
  13. Заключение

Главные отличия литых и штампованных дисков

Литые диски (легкосплавные) изготавливаются из сплавов алюминия с другими цветными металлами (чаще магний, никель и др.). Метод производства – заливка в заранее подготовленную форму. Такие диски имеют значительно меньший вес в отличие от штампованных, не сгибаются при ударе, жаростойкие, а также имеют привлекательный внешний вид. Литые диски – это лучшее соотношение между производительностью, ценой, декоративными качествами и расходом горючего.

Штампованные диски изготавливают из сплава железа и углерода. Такой металл значительно тяжелее алюминиевых сплавов, поэтому они имеют большую массу. Но при этом стальные диски более долговечны, их можно ремонтировать, а при необходимости даже переделывать. Производятся путем штамповки, вырезания и сваривания отдельных частей. Такой способ очень дешевый, что и сказалось на их стоимости – самый дешевый вид изделий.

Стальные диски значительно тяжелее – это снижает ускорение авто, маневренность и увеличивает расход топлива. Однако они обеспечивают большую устойчивость на дороге и не растрескиваются.

Литые диски

В последнее время литые диски сразу устанавливаются при сборке большинства автомобилей среднего и высшего ценового сегмента. Это обусловлено их эстетичным внешним видом, а также более высокими техническими характеристиками. Главное их отличие от штамповки – сплав заливается в заранее подготовленную форму, поэтому им можно придать абсолютно любой вид.

Как понятно из названия, литые диски изготавливают путем литья, после чего следует тонкая обработка и шлифовка поверхности. Основа сплава – алюминий, магний, никель и другие цветные металлы. Производственный процесс довольно сложны и часто требует участия человека на некоторых этапах. Это и увеличивает их стоимость при сравнении со штампованными.

Алюминиевый сплав значительно легче стали, но при этом обладает достаточно высокой прочностью и прекрасно держит продольные нагрузки. К тому же уменьшается общая масса колеса, а значит машина становится более динамичной и расходует меньше топлива.

Основные достоинства «литья»:

  • Меньшая масса. Во время движения по плохому дорожному покрытию или бездорожью, колесо быстрее восстанавливает направление движения.
  • Экономия горючего. Общий вес снижается незначительно, однако этого достаточно, чтобы сэкономить пару литров на сотню километров.
  • Динамичность авто. Литые диски имеют меньшую инерцию, а это положительно сказывается на характере разгон и торможения.
  • Высокая степень балансировки. Из-за более жесткой монолитной конструкции диски хорошо сохраняют форму. Часто качественные литые диски совершенно не нуждаются в балансировке. Особенно важно при езде на больших скоростях.

Литые диски, конечно, не назовешь технологическим прорывом в автостроении, однако задумка очень интересна. А с учетом развития современной металлургии – еще и очень перспективная.

  • Невысокая прочность. Легкосплавные диски, особенно первого поколения выпущенные до 2000 годов не были особо крепкими. Они могли треснуть даже от заезда в яму. Конечно, сейчас сплавы значительно лучше, однако при достаточно сильном ударе диск все равно выйдет из строя.
  • Не подлежат ремонту. В случае появления вмятины или трещины, изделие невозможно отремонтировать.
  • Дорогие в обслуживании. Снимать и одевать шины сложнее, процесс более трудоемкий, чем со штампованными, а соответственно и работа дороже.

Исходя из этого, получить однозначный ответ не так просто, и сказать о превосходстве литых дисков нельзя. При езде в городской черте по ровным качественным дорогам, это хороший выбор – приятный внешний вид, повышение динамики автомобиля и уменьшенный расход топлива. Но устанавливать их на рабочие машины явно не стоит, это только приведет к напрасной трате денег.

Рейтинг лучших производителей литых дисков можно посмотреть в предыдущей статье.

Штампованные диски

Стальные колесные диски намного крепче легкосплавных. Чтобы деформировать его, необходимо приложить очень большую силу, а сломать просто невозможно. При таких показателях, внешний вид изделий отходит на второй план.

На сегодня штампованные диски наиболее популярная и востребованная категория. И одна из главных причин такой распространенности – это невысокая стоимость. Стальные диски в два, а то и три раза дешевле литых.

Изготавливаются они путем штамповки двух отдельных деталей – тарелки и обода. Затем части собираются при помощи сварки, покрываются специальной грунтовкой и красятся. Все процессы производства полностью автоматизированы, что положительно сказывается на конечной стоимости изделий.

Читайте также  Настройка пионера для чистого звука

Основные преимущества «штамповки»:

  • Невысокая цена. Автоматизированное производство и дешевизна сырья позволили сделать стальные диски наиболее дешевыми из всех возможных вариантов.
  • Возможность ремонтировать. При сильном ударе не растрескиваются, а получают вмятину, которую довольно просто выровнять, после чего можно безопасно пользоваться дисками дальше.
  • Доступность расходников. Для литых дисков чаще нужны оригинальные крепежные приспособления от производителя. Для штампованных можно использовать любые подходящие по диаметру.

Несмотря на их дешевизну и невзрачный вид, стальные диски очень практичны и долговечны.

  • Простота внешнего вида. Ни для кого не секрет, что большинство штампованных дисков выглядят грубо.
  • Подверженность коррозии. Появление ржавчины не только испортит и без того не лучший вид изделий, так еще и разрушает его. Наиболее явно выражено протекание этих процессов зимой, колеса постоянно контактируют с водой, солями и всевозможными реагентами, применяемыми для предотвращения обледенений дорожного покрытия.
  • Большой вес. Хоть и ненамного, но все же они тяжелее, чем литые, а это отрицательно сказывается на динамике авто.
  • Плохая балансировка. Особенно ощутима на приличных скоростях от 90 км/ч и выше.

Если Вы решили ставить штампованные диски, то важно обратить внимание на его покрытие. Лучшим вариантом будут диски, окрашенные порошковой эмалью. Это хорошая защита от воздействия влаги, что убережет диск от проявлений коррозии металла. Окрашенные обычной краской штампованные диски могут поржаветь после первой зимы.

Стальные диски стоят в разы дешевле литых, что делает их отличным запасным вариантом. Также многие используют их в качестве сменных на зимний период.

По каким критериям выбирать диски

Как уже стало понятно из вышеизложенного, литые и штампованные диски это не одно и то же. И у тех, и у других есть свои плюсы и минусы. Но вопрос о лучшем варианте остается открытым. Выбор всегда за Вами, однако ниже предлагаем более детально рассмотреть отличия литья и штамповки со стороны конкретных эксплуатационных качеств.

Внешний вид диска

Кто бы что не говорил, а внешний вид автомобиля всегда остается очень важным показателем. Авто среднего ценового класса совершенно поменяется внешне и превратиться из рабочей машины в современный седан либо кроссовер, если вместо родных штампованных дисков поставить новые литые или кованые.

В вопросе дизайна штамповка однозначно уступает литью. Однако не все так просто. Например, существует одна интересная разработка от американской компании U.S. Wheel – это очень красивые стальные диски. Или на легковом автомобиле Opel Astra серии J стандартные колеса выглядят очень достойно. Но это больше исключение чем правило, по данному параметру однозначно лучше литой диск.

Ресурс прочности диска

Если при выборе новых дисков для Вас на первом месте стоит устойчивость к износу изделий, тогда стоит отдать предпочтение литью. Алюминиевые сплавы, применяемые в производстве таких колес, используются даже в аэрокосмической отрасли, а это о многом говорит.

Стальные же диски значительно отстают от литых в показателе ресурса прочности. Такие колеса быстро ржавеют и еще больше теряют прочность, а вмятины могут появиться даже при небольших нагрузках. Это ведет к тому, что стальные диски приходится чаще заменять новыми, в отличие от легкосплавных.

Однако здесь стоит кое-что уточнить. Первое – литые колеса сильно теряют в прочности при наступлении зимних холодов. Второе – литье отличается надежностью только если это высококачественное изделие, а не ширпотреб или того хуже – подделка.

И здесь стоит упомянуть, что сегодня на рынке очень много некачественного товара. Среди этого суррогата есть и литые диски, которые могут растрескаться или развалиться полностью при неосторожном движении пневмогайковерта. А узнать реальный рабочий ресурс таких изделий можно только путем проб и ошибок, что ведет к риску попасть в ДТП.

Ремонтопригодность

Тут безоговорочно победа за штампованными колесами. Они могут как угодно деформироваться, покрываться ржавчиной, но как только за них возьмется специалист сразу становятся как новые. Прокат на специальном станке, обработка пескоструйной установкой, немного грунтовки и покраска полностью восстановят вид и свойства даже самого запущенного стального диска. К тому же ремонт можно провести даже в полевых условиях.

Литые диски деформировать сложнее, однако если все же это случилось, выровнять его не получится. А при появлении трещины на спице и вовсе выходят из строя, можно конечно заварить аргоном, но тут еще нужно найти грамотного сварщика.

Устойчивость к воздействию внешних факторов

Литье совсем не боится влаги, прекрасно переносит контакт с водой, даже при наличии на поверхности царапин или сколов краски. Штамповка моментально начинает ржаветь даже при влажном воздухе, если повредить слой грунтовки. Литые колеса портятся при сильном перегреве во время откручивания крепежных болтов, неправильном хранении, а также от большого количества противогололедных реагентов. По данному критерию лучше штампованные диски.

Динамические характеристики

Благодаря сплавам из легких металлов литые диски имеют меньший вес, чем стальные колеса. Это облегчает массу всей подвески, а значит становится меньше и показатель инерции. Это говорит о том, что для развития скорости затрачивается меньше энергии и времени. Соответственно машина на литых колесах имеет большую динамичность, по данному критерию однозначно лучше литые диски.

Влияние на подвеску и тормозную систему

Штампованные диски легче поддаются деформации, а потому во время сильного удара, при попадании в выбоину, принимает значительную часть механического воздействия на себя. Их хорошо устанавливать на коммерческие автомобили, работающие в тяжелых условиях, а также при частой езде по бездорожью.

Меньший вес литых колес положительно влияет на плавность хода и уменьшает шум при езде. К тому же такие изделия обеспечивают лучшее охлаждение тормозных механизмов за счет просветов между спицами. Это ведет к большей эффективности при торможении. Но при этом меньшая защищенность тормозного механизма ведет к увеличению риска попадания туда камней и других твердых тел.

Цена диска

Здесь безоговорочно победа за штампованными дисками. Невысокая стоимость обусловлена дешевизной материалов и полной автоматизацией процессов изготовления.

Целевое назначение

Штамповка больше подходит для зимы, так как при морозах не теряют свойств. Также годятся для плохого дорожного покрытия и бездорожья.

Литье отличный вариант для города и больших скоростей при езде по хорошему дорожному покрытию.

Заключение

Для принятия окончательного решения при выборе между литыми и штампованными дисками, следует в первую очередь определить собственные требования к колесам. На сколько часто и интенсивно будет использоваться автомобиль, качество дорожного покрытия, личные предпочтения и финансовые возможности.

Штампованные, литые, кованые, сборные: какие бывают колёсные диски, и в чём отличия

Мы уже рассмотрели параметры выбора колесного диска, выделив все основные показатели, которые нужно учесть при приобретении. Однако вопрос выбора типа диска заслуживает чуть более пристального внимания: сегодня мы разберемся, какие типы дисков бывают, чем они отличаются, и каковы их потребительские характеристики.

Колесные диски по типу изготовления делят на штампованные, литые, кованые и сборные. Первые два типа – абсолютные лидеры по распространенности, третьи – выбор энтузиастов, а четвертые – фактически экзотика, но в рамках материала мы скажем пару слов и о них.

Штампованные диски – это самый бюджетный и простой в изготовлении тип. Такие диски изготавливаются из прокатной углеродистой («черной») стали путем штамповки отдельно обода и лицевой части и их последующего соединения сваркой. После изготовления диски окрашиваются эмалью, которая защищает их от агрессивной внешней среды.

Основная задача штампованных дисков – быть дешевыми и простыми, с чем они успешно справляются. Именно такие диски устанавливаются на базовые комплектации новых автомобилей, а также приобретаются владельцами машин, для которых важен не внешний вид диска, а исключительно его функционал.

Основные преимущества штампованного диска – это его вышеупомянутая дешевизна, а также мягкость и ремонтопригодность. Мягкость и ремонтопригодность – взаимосвязанные характеристики: дело в том, что из-за применяемого материала и технологии изготовления штампованные диски сохраняют присущую металлу пластичность. Таким образом, при ударе такие диски мнутся, принимая на себя и гася часть энергии удара, а пострадавший диск впоследствии можно отремонтировать, сохранив большую часть его эксплуатационных характеристик. Еще один плюс в этой ситуации – частичное демпфирование удара, приходящегося на подвеску: деформируясь, «штамповка» немного смягчает удар и в некоторых случаях может спасти подвеску от поломки ценой собственной целостности.

Недостатков у штампованного диска тоже хватает. Отчасти к ним можно причислить и пресловутую мягкость, однако основные претензии владельцев связаны с большим весом и утилитарным дизайном таких изделий, а также их слабой защищенности от внешней среды. Вес – и вправду главный бич «штампов»: он превышает таковой у литого диска в среднем на 15-30%. Это важнее, чем может показаться: ведь большая неподрессоренная масса приводит к легкому ухудшению динамики и увеличению расхода топлива.

Внешний вид штампованных колес стоит считать их особенностью, а не недостатком – это сугубо утилитарное изделие, хотя существуют и штампованные диски с намеками на дизайн. Те, для кого важен внешний вид, могут компенсировать его декоративными колесными колпаками, которые надеваются на «штамповку». Это актуально еще и потому, что штампованные колеса, как правило, легко теряют товарный вид: дефекты окраски и повреждения эмали приводят к тому, что диск ржавеет, а агрессивная внешняя среда лишь усугубляет этот процесс.

Краткое резюме: штампованные диски дешевые, тяжелые и ремонтопригодные, их стоит выбирать, если для вас совершенно не важен внешний вид диска, но важно потратить на него как можно меньше денег как при покупке, так и в эксплуатации.

Литые диски, как следует из названия, производятся путем литья в заранее заготовленную матрицу. Еще такие диски называют легкосплавными – это справедливо, потому что, в отличие от штампованных, они изготавливаются не из стали, а из более легких сплавов: как правило, алюминиевых, а в случае с дорогими изделиями – магниевых и титановых. После изготовления диски могут дополнительно окрашиваться, полироваться или покрываться лаком.

Основные преимущества литого диска – это меньшая по сравнению со «штамповкой» масса, существенно большая прочность, коррозионная стойкость, а также куда более эстетичный и разнообразный дизайн. С массой в данном случае все понятно: она меньше благодаря использованию более легкого материала. Более высокая прочность и коррозионная стойкость – тоже следствие применяемых материалов и технологии изготовления: литой диск способен выдержать без деформации гораздо большую нагрузку и не ржавеет даже при повреждении поверхности. Ну а внешний вид зависит исключительно от применяемой матрицы, и это позволяет создавать многие тысячи вариантов внешности диска. Дополняется внешность окраской: зачастую диск одного дизайна существует в разных цветовых исполнениях.

Читайте также  Выходная мощность Вт что это?

Недостатки литого диска – низкая пластичность и следующая из этого хрупкость, высокая стоимость и сложность ремонта, а также более высокая цена самого диска. Хрупкость – обратная сторона прочности: литой диск держит более сильный удар, чем штампованный, однако если сила удара превысит возможности диска, он не только помнется, а с большой вероятностью даст трещину или расколется. Кроме того, прочность литого диска означает, что удар в полной мере передается на подвеску автомобиля.

Технологии ремонта таких дисков, конечно, освоены, однако сам этот ремонт запрещен Техническим регламентом Таможенного союза, пункт 5.7.2 которого гласит, что не допускается «наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой». Это вполне оправданная мера: потеря эксплуатационных характеристик при потенциальном ремонте значительна, и неизвестно, как поведет себя отремонтированный диск в дальнейшем.

Краткое резюме: легкосплавные литые диски красивые, легкие и прочные, их стоит выбирать, если вы хотите получить оптимальный баланс характеристик за умеренные деньги.

Кованые диски – «элита» массового рынка. Они изготавливаются из легких алюминиевых сплавов с содержанием магния и титана путем объемной штамповки и последующей механической обработки. Заготовка, отштампованная при высокой температуре, сохраняет внутреннюю структуру металла, а дизайн диска, как правило, определяется на фрезерном станке.

Основные преимущества кованого диска – выдающиеся легкость и прочность, сочетающиеся с красотой изделия. Технология изготовления обеспечивает еще меньший вес и еще большую прочность по сравнению с «литьем» – именно поэтому кованые диски считаются лучшим выбором для автовладельца-энтузиаста. Еще одно важное свойство «ковки» – пластичность: при критически сильном ударе она не трескается, а мнется, что чуть облегчает возможность восстановления.

Главный недостаток кованого диска в том, что за все его преимущества нужно хорошо платить, причем на всех этапах и не только деньгами. Технология изготовления «ковки» наиболее сложна, и это ограничивает число производителей, которые этим занимаются. Соответственно, кованые диски не только дороги, но и весьма редки: прежде чем заплатить, придется их поискать или же заказать. Ну а еще одна сопутствующая проблема – большое количество подделок: немалая часть «ковки» на рынке – это литые диски с поддельными маркировками, а отличить литой диск от кованого сложно.

Краткое резюме: кованые диски красивые, очень легкие и очень прочные, их стоит выбирать, если вы хотите получить изделие с лучшими эксплуатационными характеристиками и готовы хорошо за них заплатить.

Сборные диски – самый редкий и экзотический вид дисков. Их основная особенность заключается в том, что они состоят из нескольких частей: условно их можно разделить на обод и лицевую часть (диск), которая крепится к ободу болтами. Конструктивно это еще не все элементы: например, диск в сборе имеет бедлоки ( beadlock ), фиксирующие обод покрышки, и таерлок ( tirelock ), предотвращающий разбортировку колеса. Болты, используемые в сборных колесах, должны иметь очень высокую прочность и, как правило, изготавливаются из титанового сплава.

Преимущества сборного диска – в вариативности его состава: разные элементы диска можно изготовить из разных материалов, а также заменить при необходимости. Например, обод обычно кованый и изготовлен из алюминиевого сплава, а для лицевой части (собственно, диска) можно применить и более прочный титановый сплав. Поврежденный обод можно заменить, сохранив лицевую часть, или наоборот заменить «рисунок» диска.

Сборные диски – это наиболее редкий тип дисков, и в подавляющем большинстве случаев они используются в качестве имиджевого элемента. Новые диски, как правило, изготавливаются на заказ, а их цена очень высока.

Краткое резюме: сборные диски дорогие, красивые и прочные, их стоит выбирать, если для вас совершенно не важна цена дисков, но хочется получить эксклюзивное изделие с отличными эксплуатационными характеристиками.

Литые или штампованные диски. Плюсы и минусы

Качество и тип диска влияют на ездовые характеристики автомобиля. Легкосплавные литые диски способны за счет сниженного веса экономить до 0,5 л топлива на 100 км, а устойчивость к сколам и трещинам стальных штамповок сохраняют безопасность автомобиля даже в условиях плохих дорог.

Штампованные диски

Штампованные диски считаются самыми популярными среди автолюбителей. Причина кроется в бюджетной цене. Штамповки стоят в 2-3 раза ниже, чем самые бюджетные литые диски .

Технология производства состоит из трех этапов:

С помощью штамповки специальным прессом создается обод и металлическая тарелка, которая выгибается внутрь и повышает прочность.

Оба фрагмента крепятся друг к другу сваркой

Детали покрываются специальной краской, защищающей детали от коррозии.

С учетом доступности используемых материалов становится понятно, почему штампованные диски стоят так дешево. За счет повышенной пластичности, штампованные диски способны сократить количество поломок автомобиля. При ударе колеса они принимают на себя часть нагрузки, защищают от повреждения элементы подвески и другие детали.

Штампованные диски хоть и уступают литым моделям в техничности и красоте, но также отличаются разнообразием дизайнов, форм и расцветок.

Литые диски

До 2010 года литые диски считались роскошью, потому что технология производства основывалась на сложном процессе литья.

Детали легкосплавного диска создаются из нескольких разновидностей алюминия с добавлением магния. Такая смесь повышает прочность изделия, а благодаря температуре плавки в 700 градусов, металл способен переносить резкие перепады температуры. Болванка проходит еще 10 циклов нагревания и охлаждения при температуре в 150 – 200 градусов для последующей закалки.

Завершает этап создания «обточка» и покрытие изделия специальным защитным лаком. Болванку крепят на производственном стенде, а специальные фрезы создают форму с правильными динамическими показателями. Защитный лак препятствует процессу коррозии и защищает диск от повреждений и царапин.

Обточка литого диска

Производство литого диска не оставляет отходов. Металлическая стружка, которая образуется в результате обточки, снова отправляется на переплавку и входит в состав моделей из других партий. В отличие от штампованных дисков, литая модель не деформируется при сильном ударе.

Сравнение литых и штампованных дисков

Каждый тип дисков отличается перечнем преимуществ и недостатков.

Плюсы и минусы штампованных дисков

Плюсы

Бюджетная стоимость. Цена штампованных моделей ниже в 2-3 раза. Для некоторых водителей вопрос стоимости становится решающим при покупке.

Легкость восстановления. Штампованные диски легче поддаются починке, так как сталь чаще гнется, чем трескается. При ударе часть энергии поглощается диском и защищает подвеску от повреждений.

Стоимость починки. Цена починки деформированного стального диска также обойдется дешевле на 800-1000 рублей.

Универсальные болты. Крепления штампованных дисков взаимозаменяемы, так как создаются с фиксированным размером и формой.

Минусы

Внешний вид. У штамповок неширокий ассортимент дизайнов и цветов. Установка декоративных колпаков не решает проблему из-за частой потери оных на дороге, а постоянная замена невыгодна из-за стоимости в 1500-2000 рублей.

Ржавчина. Металл подвержен интенсивной коррозии, а специальная краска не дает постоянную защиту. Срок службы стальных дисков на 30% короче , чем у литых.

Вес и балансировка. Сталь тяжелее алюминиевого сплава. Чем выше вес колеса, тем больше топлива расходуется в пути. К тому же штампованные диски хуже поддаются балансировке.

Не приспособлены для больших скоростей. На скорости 80 км/ч снижается способность колеса держать дорогу. Вес и стальная основа ухудшают характеристики управляемости автомобиля.

Плюсы и минусы литых дисков

Плюсы

Внешний вид. Обилие форм и эстетичный дизайн литых дисков улучшают внешний вид автомобиля.

Вес и балансировка. Литые диски на 20% легче , чем стальные, а значит улучшают характеристики экономии топлива. Балансировка таких дисков нужна только в редких случаях благодаря жесткой структуре сплава.

Держат дорогу. Автомобиль на литых дисках отличается повышенными характеристиками управляемости. Колеса мгновенно отвечают на поворот руля и комфортно чувствуют себя на скорости 100+ км/ч.

Минусы

Ремонтопригодность. Литым дискам при повреждении свойственно обзаводиться трещинами или вовсе лопаться. После ремонта снижаются ездовые характеристики модели.

Цена модели и стоимость обслуживания. Помимо разницы в цене, литые диски сложнее обслуживать. Установка покрышек, балансировка и другие услуги автомастерской стоят в полтора раза дороже , чем для штамповки.

Грузоподъемность. Алюминиевый сплав не способен переносить продолжительные нагрузки, что делает невозможной установку литых дисков на грузовой и коммерческий транспорт.

Проблемы с болтами. На литых моделях используются только «родные» болты, что создает проблемы при поиске замены.

Разбираемся с ценами

При рассмотрении цен на типы дисков, обратите внимание на ценовой сегмент и бренд. Для литых моделей свойственен широкий разброс цен. Ситуация обусловлена большим количеством премиальных брендов на рынке, а также рядом особенностей, например, наличием хромирования.

Бюджетная цена литых дисков стартует от 1600 рублей за комплект для рядового китайского производителя Racing Wheels . Цена премиальных моделей доходит до 45 000 рублей , например, на итальянские литые диски OZ Racing.

Бюджетный вариант китайских штампованных дисков компании Trebl выйдет в минимальную сумму 828 рубля , а OFF-ROAD Wheels будут стоить уже от 2 755 рублей.

Стоимость восстановления дисков зависит не только от типа, но и от размера, но в среднем цена починки литого диска в 2-3 раза выше, чем штамповки.

Стоимость установки и демонтажа также отличается в зависимости от диаметра и типа модели. Поэтому помимо увеличенных затрат на покупку литых дисков, обслуживание и ремонт таких моделей также обойдутся дороже.

Что в итоге

Литые модели на легковом транспорте в условиях города — это идеальный выбор. Они легкие, эстетичные, лучше сбалансированы и адаптированы к скоростным особенностям автомобиля.

Штамповки подойдут для работы на микроавтобусах, грузовом и прочем коммерческом транспорте. А также для заездов по пересеченной местности и других условий внедорожья.

Алексей Рубанов/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с ремонтом автомобилей. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Алексей Рубанов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Avtoshkola-Rodina.ru - все о вождении авто и полезная информация об автомобилях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: