Какой динамик нужен для сабвуфера?

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Добавляем басов со знанием дела

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Добавляем басов со знанием дела

Что только не пытаются нам сегодня продать под названием «сабвуфер»! Начиная от малюсеньких настольных кубиков размером со стакан и заканчивая встроенными в ноутбук 20-мм пищалками на широком подвесе. Конечно, никаких ноутбуков, планшетов и даже саундбаров с настоящим встроенным сабвуфером не существует. Зато есть целый подраздел домашних акустических систем, предназначенный для качественного воспроизведения нижней части частотного диапазона. Именно о таких аппаратах и о том, какие они бывают и как их правильно выбирать, и пойдет речь в данной статье.

Откуда они взялись?

Собственно, отдельные низкочастотные модули появились на свет практически одновременно с появлением многополосных акустических систем. Задача создания адекватного звукового давления в низкочастотном диапазоне ниже 100 Гц стояла перед создателями АС с самого начала. А поскольку человеческий слух гораздо более чувствителен к средним и высоким частотам, то настроенная, что называется, в линейку акустическая система субъективно может восприниматься как лишенная должного басового фундамента. И это при воспроизведении музыки, что же тогда говорить о передаче низкочастотных эффектов в кино? Конечно, настоящую революцию в этой области совершил Джордж Лукас с внедрением своего стандарта THX в 1981 году, однако и задолго до этого в кинотеатрах устанавливались акустические системы с отдельными низкочастотным модулями. Именно оттуда, а также из студий звукозаписи, они и перекочевали в домашний кинотеатр и домашние стереосистемы, став их неотъемлемой частью.

Конструкция сабвуфера

Сабвуферы бывают активными, то есть со встроенными усилителями и другой электроникой, и пассивными, которые требуют внешнего усиления. Последние в настоящее время практически полностью перекочевали в раздел профессионального и инсталляционного оборудования. Такая конфигурация удобна тем, что вынесенная за пределы корпуса электроника может устанавливаться, где угодно, а сам сабвуфер раз и навсегда размещается в необходимом месте. И для управления его настройками нет нужды даже подходить к нему.

Конструктивно сабвуфер представляет собой одну или несколько динамических головок большого диаметра, установленную в корпусе. Бескорпусные модели используются для установки в ниши помещений в составе инсталляционных проектов.

Акустическое оформление активных сабвуферов, чаще всего, представляет собой фазоинвертор либо закрытый корпус. Популярны также варианты с фазоинвертором в виде пассивного излучателя, то есть лишенного магнитной системы динамика. Однозначного преимущества ни один из видов оформления не имеет, все зависит от мастерства разработчика и используемых динамиков, каждый из которых рассчитан на оптимальную работу в определенном акустическом оформлении.

Обычно в сабвуферах устанавливаются динамические головки диаметром от 200 мм (8 дюймов) и до 457 мм (18 дюймов), диффузоры большего диаметра, как правило, встречаются редко и в очень дорогих моделях. Существует два подхода к конструкции современных активных низкочастотных модулей. Первый заключается в установке мощных головок диаметром 8-12 дюймов с длинным ходом и усилителей повышенной мощности, позволяющих держать в узде тяжелый диффузор и большую катушку. Второй подход предполагает использование «быстрых» динамиков 12-18 дюймов с низкой добротностью и соответствующих им усилителей, в этом случае перемещение нужного объема воздуха достигается не за счет большого хода диффузора, а за счет его увеличенной площади. Однако на практике разработчику приходится сочетать два подхода для получения сбалансированного результата.

Обязателен ли отдельный сабвуфер в домашнем кинотеатре?

Если вы хотите получить ощущения, близкие к тому, что вы слышите при походе в кино, то да – обязателен. Без него можно обойтись в том случае, если фронтальные пары имеют активную басовую секцию, оснащенную солидными динамиками и мощными встроенными усилителями. В том же случае, если у вас есть только AV-ресивер и обычные напольные колонки типа «столбик», то сабвуфер вам однозначно потребуется. Только в этом случае вы получите нужный уровень звукового давления в диапазоне, в котором сосредоточены все низкочастотные спецэффекты.

Нужен ли сабвуфер в стереосистеме?

Это дело вкуса и личных предпочтений. Учитывая, что многие современные акустические системы не отличаются громоподобным басом, то желание добавить несколько лишних децибелов на НЧ абсолютно естественно. Однако необходимо учитывать, что правильная настройка сабвуфера может оказаться затруднена из-за ограничений по месту его размещения, а также в силу конструкции АС. Но об этом мы расскажем ниже.

Какой сабвуфер покупать?

Ответ, казалось бы, очевиден – чем больше и дороже, тем лучше. Однако выбор зависит не только от бюджета, но и от того, как и где вы планируете использовать аппарат. В отношении правильно спроектированных аппаратов размер действительно имеет значение, и чтобы прокачать большое помещение, нужны серьезные мускулы. Может показаться странным, но дороже всего даются последние несколько герц нижней октавы, за создание нужного звукового давления на которых фанаты правильного баса готовы платить серьезные деньги.

Поэтому рекомендацию лучше сформулировать так – покупать нужно качественный сабвуфер, соответствующий вашим задачам и площади помещения. Если речь идет о небольшой типовой комнате площадью около 20 квадратных метров, то вполне можно удовлетвориться одной моделью из той же линейки акустических систем, к которой относятся все остальные колонки вашего домашнего кинотеатра. Как правило, это будет сабвуфер средней мощности с динамиком 8-10 дюймов. Однако если вы хотите озвучить большой зал размером от 40 квадратных метров, то лучше озаботиться приобретением нескольких сабвуферов, причем лучше всего производства фирм, специализирующихся на их выпуске. К таковым можно отнести SVS, REL, M&K Sound, Velodyne, JL Audio.

На что обращать внимание

Помимо большого динамика и мощного встроенного усилителя хороший сабвуфер должен иметь расширенные возможности по подключению и настройке, если только он не предназначен для включения в систему THX, где все настройки низкочастотного канала обычно производятся на уровне процессора.

Наиболее гибкий в настройке сабвуфер должен иметь двухканальный низкочастотный вход на разъемах RCA с регулируемой частотой среза, отдельный монофонический вход LFE с фиксированной частотой среза, высокочастотный вход на акустических терминалах, общий регулятор уровня, плавный или двухпозиционный регулятор фазы. Не лишней будет и возможность беспроводного подключения по Bluetooth или даже Wi-Fi, равно как и система автоматической калибровки.

Сколько платить?

Вопрос вопросов. Практика показывает, что выдавать действительно правильный бас и предоставить возможность гибкой настройки способны сегодня модели стоимостью около 1000 евро и выше. Маленькие кубики в диапазоне 500-600 евро тоже имеют право на существование, но их удел – совсем небольшие комнаты. Скажем откровенно – серьезный аппарат, способный работать на частотах от 16 Гц с нужным уровнем звукового давления обойдется весьма недешево.

Где устанавливать?

Несмотря на то, что на частотах ниже 100 Гц звук не обладает выраженной направленностью, устанавливать сабвуфер где попало нельзя. За счет отраженного звука и интермодуляционной составляющей он все может иногда выдавать свое истинное местоположение. Желательно размещать низкочастотный модуль в передней полусфере звукового поля, оптимально – на той же линии, что и фронтальные громкоговорители. При наличии нескольких сабвуферов в системе можно поиграть их взаимным расположением для того, чтобы в точку прослушивания звук приходил одновременно и в фазе.

Что с настройкой?

До недавнего времени вопрос настройки сабвуфера был одним из самых сложных при инсталляции даже недорогого домашнего кинотеатра. Однако с появлением систем автоматической калибровки сначала в AV-ресиверах и процессорах, а затем и в самих сабвуферах, существенно упростил задачу. Тем не менее, определенная корректировка результатов работы автоматического настройщика может потребоваться. Дело в том, что алгоритмы обычно по умолчанию работают таким образом, чтобы в точке прослушивания вы получали максимум прямого излучения, не затушеванного отраженными сигналами. И в зависимости от акустических условий в зале система настройки иногда может серьезно занижать уровень сигнала в канале LFE, если при помощи введения временной задержки и фазовой коррекции не получается добиться нужного результата. То есть сигнал в итоге получится чистым, но слабым. В большинстве случаев достаточно будет затем в ручном режиме поднять уровень на несколько децибелов, чтобы получить искомый бас.

Более того, для интеграции активного сабвуфера в музыкальную стереосистему потребуется большая степень ручного труда. Любители трифоника знают, насколько трудным иногда бывает процесс грамотного согласования, например, полочных мониторов и единственного на два канала сабвуфера. Детальная инструкция по настройке в разных сценариях не входит в задачу данной статьи, однако главное правило для любого правильно настроенного сабвуфера давно известно и не менялось. Сабвуфера не должно быть слышно! То есть слушатель не должен на слух определить не только местоположение аппарата, но и вообще догадаться, что в системе работает сабвуфер. А это означает, что низкочастотный модуль должен быть идеально согласован с основными АС по уровню, фазе и временным характеристикам. Качественный и правильно настроенный сабвуфер выводит звучание системы на другой уровень, делая его более объемным, воздушным и масштабным, не меняя его основного характера.

Как выбрать динамик для саба?

Как выбрать динамик для саба?

Если перед вами встает такой вопрос, то рискну предположить, что вы пока еще не являетесь опытным сабостроителем. Я постараюсь дать вам самые простые и надёжные рекомендации по выбору динамика для вашего будущего автомобильного сабвуфера.

Пойдем от простого.
Сейчас мы не будем рассматривать вопросы привязки сабвуфера к конкретной машине, к ее фронтальной акустике, к усилителю мощности, и т.д. Предположим, что все эти вопросы уже решены.
В данный момент наша задача – выбрать такой динамик, который точно сгодится для закрытого ящика и/или фазоинвертора.

Чтобы не совершить промаха, перед покупкой вам нужно узнать некоторые параметры динамика.
Ну в самом деле, не только по внешнему виду выбирать же!
Динамик прежде всего звучать должен.

А вот его способность звучать определяется горсткой параметров, которые у приличных производителей принято указывать в паспорте динамика.
С неприличными мы, вот прямо сейчас и надолго, возьмем привычку не водиться. Нет в паспорте динамика параметров Тиля-Смолла – всё, аудиенция окончена. Следующий!
И только так.

Читайте также  Нужен ли конденсатор для усилителя в машину?

Когда станете профи и сами сможете мерить параметры Тиля-Смолла, тогда будет другой разговор. А сейчас втёмную с производителем не играем.

Вот какие параметры нам нужно будет знать:

Fs – частота основного резонанса подвижной системы, выражается в Герцах
Vas – эквивалентный объем, обычно приводится в литрах
Qts – полная добротность, безразмерная величина.
BL – сила «мотора», то есть, сила магнитной системы
Mms – масса подвижной системы динамика в граммах
Sd – эффективная площадь конуса в квадратных сантиметрах
Xmax – максимальный ход конуса в одну сторону в миллиметрах.

Семь параметров – не так уж много.
Последние два не особо критичны, но и их имеет смысл учитывать, об этом чуть позже.

Пройдемся по всей цепочке.
Я сейчас буду перечислять параметры и давать для них крайние значения.
Вы, выбирая динамик, просто просматриваете его параметры, чтобы они укладывались в допустимый интервал, который я укажу. Какой-то параметр не укладывается – делаем ручкой этому динамику. Следующий!
Вы, конечно, вольны меня не слушать и поступать по-своему, но тогда я не могу гарантировать, что у вас получится что-то путное. Не спрашивайте потом, почему от саба не удается добиться приемлемого звука.

Fs должна быть не выше 35-36 Гц
Vas для 10″ — 25. 45л, для 12″ — 30. 60л, для 15″ — 50. 80 литров
Qts должна иметь значение от 0,35 до 0,55
BL и Mms надо рассматривать только в связке: посчитать отношение BL/Mms. Оно должно быть больше 0,08.

Например, имеем BL=22, Mms=229г. Тогда отношение BL/Mms=22/229=0,096.
Годится.

А если бы масса подвижки была больше, например, 300г, тогда отношение было бы 22/300=0,073 – не устраивает, ищем другой динамик.

Наконец, последняя парочка параметров.

Sd – эффективная площадь конуса. Для 10-дюймовиков обычно достигает 340-350 кв.см.
Для 12-дюймовых головок Sd составляет около 490 кв.см.
Для «пятнашек». ну посмотрите в паспорте сами, если что.

Xmax – максимальный ход конуса в одну сторону.
Вы будете смеяться, но есть сабовые динамики, имеющие неприлично малый ход.
Не верите? Тогда посмотрите данные Sony XS-L1220R, там Xmax всего 3 миллиметра.
Такие сабы нам не нужны, однозначно. Как объем ящика – так им подавай, а как играть, так их нету!
Друзья, Xmax меньше 8 мм в одну сторону даже не рассматриваем.

Так вот, если перемножить Sd на Xmax, получим величину под названием объемное смещение.
Оно косвенно характеризует максимальную громкость, которую можно получить от динамика.
Это значит, что по объемному смещению тоже можно выбирать динамик!

Смотрите: например, сосед имеет «двенашку», у которой Sd=490, Xmax=10.
А у нас ящик с двенашкой не помещается. Скажем, в багажнике надо возить детскую коляску или что там еще.
Короче, можем разместить только 10-дюймовик.
Не беда. Если мы возьмем 10-дюймовик с максимальным ходом 20 мм, то утрём соседу нос.

В самом деле, у соседа объемное смещение 490х1=490 куб.см,
а у нас 340х2=680 куб.см!

Наша «десятка» в единицу времени может двигать больший объём воздуха и создавать большее звуковое давление.
Разумеется, всё это «при прочих равных».

Вот вкратце такие мои рекомендации начинающим по выбору динамика для автомобильного сабвуфера.
Если вы будете их придерживаться, то грубой ошибки точно не совершите.

Дальше дело станет за тем, чтобы спроектировать акустическое оформление.
Но это уже совсем другая история.

Какой динамик нужен для сабвуфера?

Сабвуфер для дома, для семьи. Часть 1 — общие сведения

Автор: Костян
Опубликовано 01.01.1970

Товарищ Костян (akustik13@yandex.ru), который съел собаку (фррр!, мяу) на построении сабвуферов и усилителей к ним, поделился с нами некоторыми начальными сведениями касательно своего ремесла. На самом деле, он знает куда больше, но ни одна угроза быть жестоко расцарапанным, не сломила его упорство и не заставила выдать все секреты.

Сборка домашнего савбуфера потребует от Вас:

  1. ВАГОН СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ(от недели до месяца)
  2. ДЕНЕГ(чем круче саб тем больше)
  3. ТЕРПЕНИЯ И АККУРАТНОСТИ — Т.Е. ЖЕЛАНИЯ

Этого вполне хватит.

Выбор динамической головки

Для начала надо успешно выбрать динамическую головку(в народе- динамик).
Выбираем по следующем критериям:

  1. диаметр динамика не меньше 20см,иначе баса будет недостаточно, да и цена на них зашкаливает за 5-6 тыс. рублей.
  2. выбираем динамик с резиновым подвесом, который должен обеспечивать ход диффузора ВПЕРЁД на 1,5-2 см(можно больше) без каких либо призвуков.
  3. сопротивление не должно быть меньше 3ом. Если оно будет 2 ома по паспорту то могут возникнуть проблемы с подбором усилителя.
  4. определяемся с мощностью динамика. Для квартиры требуется уложиться в промежуток 80-150 ватт.
  5. надо не забыть про чувствительность динамика, она должна не меньше 90дБ.Чувсвительность динамика определяет, насколько эффективно он распоряжается мощностью, данной ему в нагрузку усилителем. Иначе говоря, звуковое давление, которое создает драйвер на расстоянии 1 метра при подаче на него сигнала мощностью 1 Вт.

Впрочем, иногда показатель чувствительности динамика, указанный в его паспорте, не совсем адекватен реальному положению вещей. Все дело в том, что мощность создается напряжением, зависящим от номинального сопротивления драйвера. Если оно равно 4 Ом (что свойственно автомобильной акустике), то подается напряжение 2 В. А вот 8-омным домашним колонкам требуется уже 2,83В. На этой разнице можно сыграть, что многие производители и делают, указывая абсолютную чувствительность НЧ-головки, то есть измеренную при входном сигнале напряжением 2,83 В..Приемлемой чувствительностью для сабвуфера является показатель 90 дБ, но, как говорится, чем больше, тем лучше, динамики с большей отдачей предъявляют меньшие требования к мощности усилителей. Это наглядно проиллюстрировано в этой таблице

Чувствительность

Требуемая мощность усилителя

Как видно, разница даже в 3 дБ является весьма существенной и позволяет вдвое сэкономить на мощности усилителя. Но не спешите потирать руки. Здесь есть и свои подводные камни. Сабвуферы с высокой чувствительностью зачастую грешат более высокими частотами среза, а значит, сэкономив на мощности усилителей, можно легко потерять на самых что ни на есть глубинных басовых частотах. У меня саб с чувствительностью 91дБ

  • требуется определиться с эквивалентным объёмом т.е. с объёмом корпусом.
  • убедитесь чтоб при движении диффузора провода от катушки до клемника не касались каркаса.
  • По этим критерия можно выбрать выбрать качественный динамик для саба.

    Какое должно быть акустическое оформление НЧ-головки, зависит от многих факторов. Каждый тип сабвуферного бокса, будь то полностью закрытый (sealed), фазоинверторный (ported) или полосовой (band-pass), имеет свои достоинства и недостатки. К тому же многое зависит от конкретной платформы для построения аудиокомплекса. И все-таки: существует ли безусловно лучший тип басового корпуса? Ответ отрицательный. Согласитесь: если бы был, то зачем тогда нужны все остальные? Напротив, закрытые коробки инсталлируют примерно с той же регулярностью, что и фазоинверторы.

    Прежде чем мы обратимся к сабвуферным корпусам, поговорим о том, для чего они нужны в принципе. Вся проблема в том, что тыл динамика генерирует столько же звука, что и его фронт, но с обратной направленностью. Чисто гипотетически, если эти две составляющие будут с равной интенсивностью воздействовать на слуховые органы, то произойдет их нейтрализация, и вы вообще ничего не услышите. На практике динамики, лишенные надлежащего акустического оформления, будут излучать высокие и средние частоты, но только не требуемый нам бас. Происходит это потому, что звуковая волна, исходящая от тыла головки, должна проделать более длительный путь до уха слушателя. В результате высокие и средние частоты усиливаются, а низкие наоборот ослабевают. Словом, без «корпусирования» не обойтись. Из чего делают боксы? Предпочтения у опытных инсталляторов самые разные, но большинство сходятся в одном: без древесины в том или ином виде хорошего баса не добиться. Два наиболее распространенных на сегодняшний день материала среднедисперсная древесностружечная плита (MDF) и многослойная фанера. Эти материалы отличаются оптимальными акустическими характеристиками, достаточно прочны, несложны в обработке и доступны по цене. Еще более доступной является ДСП, уступая по своим характеристикам (звукоизоляции, плотности, прочности) двум предыдущим материалам. Различные виды пластика или оргстекло чаще применяются при недостатке места или же в демонстрационных целях, но это уже определенная уступка со стороны музыки.

    Полностью закрытые корпуса (sealed boxes)

    Тип сабвуферного корпуса, который достаточно эффективно препятствует распространению звуковых волн, исходящих от тыла громкоговорителя. «Спертый» воздух внутри коробки в данном случае действует как пружина, контролируя колебания диффузора. Полностью закрытые боксы легче конструировать, чем, скажем, фазоинверторные и полосовые сабвуферы. Они не слишком придирчивы по части расчетов рабочего объема, требуемого для оптимальной работы драйвера, и более снисходительны к ошибочным данным, указанным производителем в сопроводительных документах изделия. Воздушная подушка защищает динамик от низкочастотных импульсных помех, иногда возникающих при включении системы, подачи на него инфразвуковой энергии да и просто езды по неровным дорогам. Это наиболее предпочтительный вариант, если вам необходимо занять по минимуму места в багажнике или салоне, поскольку считается, что для воспроизведения «глубокого баса» объем полностью закрытого корпуса может быть незначительным, хотя и в этом случае надо знать меру. При уменьшении объема ниже допустимых пределов происходят существенные потери низкочастотной составляющей. С увеличением объема отдача в области инфразвуковых частот возрастет, но тогда нивелируется эффект экономии места. В любом случае по отдаче такой сабвуфер будет уступать более крупногабаритным коллегам фазоинверторной или полосовой разновидности. В то же время по сравнению с ними частотная характеристика закрытых корпусов в области спада более гладкая.

    Фазоинверторные сабвуферы (ported)

    Фазоинверторные корпуса в отличие от полностью закрытых используют звук, исходящий от тыла динамика, во благо мощного баса, поскольку получаемое звуковое давление представляет собой сумму излучений диффузора и порта. Соответственно использование этого акустического оформления позволяет повысить кпд НЧ-головки. В то же время фазоинверторы более сложны в изготовлении и более придирчивы по части расчетов рабочего объема, настройки порта на оптимальную частоту, согласования сопротивлений излучения диффузора и трубы фазоинвертора и т.д. Поэтому указанные производителем параметры лучше лишний раз перепроверить. Но грамотно проведенная работа, как правило, бывает вознаграждена по заслугам. Считается, что фазоинверторный сабвуфер способен воспроизводить бас на целую октаву ниже корпусного. Правда, есть одно «но»: в этом случае сама коробка должна быть раз в пять больше. Так что применение корпуса с фазоинвертором часто бывает обусловлено готовностью заказчика расстаться с энным объемом грузового отсека.

    Читайте также  Какой материал лучше для короба сабвуфера?

    Полосовые сабвуферы (bandpass)

    Этот тип акустического оформления можно назвать гибридом двух предыдущих, поскольку в своей конструкции имеет характерные признаки и того и другого. Типичный полосовой саб состоит из двух камер, одна из которых доступа наружу не имеет, а у второй он оформлен в виде тоннеля фазоинвертора. Через него-то бас в концентрированном виде и подается наружу. В концентрированном, потому что динамик крепится в стенке, разделяющей два заполненных воздухом объема, и колебания диффузора встречают сопротивление как с фронта, так и с тыла. В результате энергия, которая подводится к громкоговорителю, не распыляется, а расходуется более рационально, чем в закрытом и фазоинверторном боксах. Такое хитрое строение бэндпасса обуславливает, с одной стороны, его более высокое звуковое давление (до 6 дБ по сравнению с закрытыми корпусами), а с другой склонность к работе в узкой полосе низких частот. Но тем и хороши полосовики, что дают право выбора, поскольку путем изменения объема камер можно либо повышать величину звукового давления, создаваемого НЧ-головкой, либо расширять границы частотного диапазона. Впрочем, для того чтобы успешно манипулировать объемами, равно как и настраивать тоннель фазоинвертора в соответствии с акустическими условиями, надо обладать большим инсталляторским опытом. Здесь «курса молодого бойца» явно будет не достаточно. Оцениваем свой опыт и решаем как будем оформлять динамик.

    Тема: Как Правильно Сделать Сабвуфер

    Опции темы
    • Версия для печати
    • Подписаться на эту тему…

    Как Правильно Сделать Сабвуфер

    Многие из нас хотят в домашних условия построить сабвуфер, но не знают с чего лучше начать и что выбрать, поэтому я решил написать небольшое руководство.

    Перед выбором динамика, нужно понять какой тип сабвуфера мы хотим сделать и для чего он нам нужен.

    Цель: Максимально идеальное качество передачи баса; размер ящика не имеет значения; прекрасные переходные характеристики.
    Тип оформления: закрытый ящик(ЗЯ).

    Цель: Высокий уровень SPL, размер не имеет значения.
    Тип оформления: фазоинвертор(ФИ) или бандпасс(БП) 6-го порядка используя 12″ или 15″ динамики.

    Цель: дополнительный сабвуфер для небольшой системы, низкая стоимость, хорошие переходные характеристики, небольшой ящик.
    Тип оформления: бандпасс(БП) 4-го порядка используя 8″ динамик.

    Проще всего рассчитать и сделать ЗЯ, все гениальное просто, я чаще всего ищу динамики, которые подойдут для этого типа оформления.

    Итак, первое что мы покупаем — динамик, который будет использоваться для нашего будущего сабвуфера, давайте определим какой он должен быть, но перед этим я бы рекомендовал «покрутить» заявленные параметры в симуляторе, для этого я использую программу BassBox Pro(как ней пользоваться? — есть много статей в интернете, легко найдете в гугле.)

    Если Вы захотели сделать ЗЯ, то и искать нужно динамик, который хорошо подойдет в это оформление. Опять же таки, если Вы купили динамик и он по расчетам подходил в ЗЯ, а после измерения параметров ТС, он оказался хорош для ФИ, то это лишь значит, что производитель делает не очень качественные динамики.

    Нужно понять в какое оформление лучше всего пойдет наш будущий динамик, исходя из его параметров, которые заявил производитель и надеемся, что он не врет или погрешность параметров небольшая.
    Например производители Peerless, Scan-Speak делают очень хорошие динамики и параметры у них практически всегда совпадают с заявленными, но измерять все равно нужно, хотя бы для того что бы проверить.

    При выборе оформления лучше всего отталкиваться от параметра(EBP)Efficiency Bandwidth Product. Считается он так: EBP=Fs/Qes, или EBP=Fs/Qts программа BassBox при вводе параметров динамика автоматически отображает EBP

    .

    Используется для выбора наиболее подходящего оформления для динамика.
    На картинке выше — динамик подходит для оформления ФИ.

    EBP,
    50 или меньше = ЗЯ, БП4.
    50-90 = универсальный, подходит как для ЗЯ так и для ФИ.
    90 и выше = лучше использовать в ФИ,БП-6.

    Поэтому, когда Вы ввели данные динамика в программу BassBox — смотрите на EBP и выбирайте для него подходящее оформление.

    ИСКЛЮЧЕНИЕ: даже если динамик не подходит для ЗЯ, его можно все равно там использовать, применив корректор Линквица или иной другой «способ», для поднятия АЧХ на низких частотах, это так же требуется некоторым динамикам с низкой добротностью. Но при этом обращайте внимание на ГВЗ, смещение диффузора при подводимой мощности, потому что потребуется хороший их запас.

    Выбор динамика

    Самым важным параметром является резонансная частота(Fs), и она не должна превышать 40гц, чем она меньше, тем лучше. Но скажу так: для себя я не купил бы динамик с резонансной частотой выше 25гц.
    В случае рупорного сабвуфера Fs не столь критична, так как там динамик скорее используется как поршень, а частоту создает само оформление сабвуфера в виде рупора.
    Остальные параметры несут весьма спорный характер, поэтому я не буду вдаваться в критерии их выбора, но скажу лишь, что от них очень сильно зависит тип акустического оформления.

    Размер имеет значение!
    Чем ниже звуковая частота, тем больше воздуха должна «двигать» мембрана. Считайте, что для каждой октавы вниз в звуковом спектре, ваш динамик должен двигаться в 4 раза больше, для того что бы обеспечить одинаковое звуковое давление! Исходя из этого можно сказать, что ваш динамик будет самым большим в вашей звуковой системе, я бы взял динамик диаметром 12″, не меньше.
    Стоит так же обратить внимание на линейный «ход» — xmax, обычно у сабвуферных динамиков он более 8-10мм в одну строну. Моделируя в программах типа BassBox можно понять, что чем больше ход, тем больше запаса по мощности и давлению у саба.

    Материал мембраны
    Как показывает практика, материал для сабвуферных динамиков работающих в полосе от 20 до 40-60гц, совершенно не имеет значения. Например, не будет никаких «призвуков» если это алюминий, бумага или полипропилен. Сабовый динамик имеет порядка 5-10% THD и ухо это не слышит, а вот на СЧ или ВЧ это уже перебор.
    Для справки: человеческое ухо значительно менее чувствительно к звукам низкой частоты, но, кроме того, неравномерно оценивает громкость на различных частотах (поэтому смотря, как кто то пишет(на форуме или где-то еще), что у него дома в его комнате с различными аксиальными модами сабвуфер играет «в полку» т.е. *одинаково на любой частоте по звуковому давлению и он это определил на слух, без каких либо измерений, у меня лишь возникает улыбка). Кто хочет заблуждаться, будет заблуждаться.

    Прочие конструктивные особенности динамика и материалы
    Основное почитайте здесь Громкоговоритель

    Качество материалов и сборки определяет стоимость динамика. Многие покупают динамики предназначенные для авто, их стоимость может быть выше, чем у тех, что предназначены для дома, потому что в них заложена более важная цель — противостоять влаге, пыли, повышенной или пониженной температуре и т.д. Однако это абсолютно не мешает им быть использованными для сабвуфера в домашней системе, хотя я бы на стал так делать..
    Использование динамиков предназначенных для эстрады так же возможно(но очень трудно найти динамик с низкой Fs), но следует учесть, что объем ящика будет приблизительно от 100-150л(это обусловлено параметрами Тиля—Смолла (далее ТС) для эстрадников(их делают с приоритетом на высокую чувствительность — SPL, так же обычно с высоким Le, что плохо сказывает на «скорости» будущего сабвуфера), а как я говорил, исходя из параметров, выбирается объем ящика для сабвуфера), так кому нужен еще один шкаф дома?

    Выбрали динамик, купили, что дальше?

    100$) они значительно отличаются от заявленных, которые мы «крутили» в симуляторе. Причиной тому может быть например такая партия с завода, брак или просто производитель врёт). Поэтому если вы не имеете возможности измерить параметры, то и сделать ничего путного у вас скорее всего не получится. В Акустике без измерений вообще нельзя ничего сделать и рассчитать.

    Для измерений параметров Тиля—Смолла я использую TSBOX.

    Итак, измерили параметры динамика, теперь можно приступать к расчетам, опять же в программе BassBox Pro или аналогичной.

    После сборки сабвуфера к нему потребуется усилитель(желательно с хорошим демпинг фактором) с фильтром, но это уже в тему об усилителях и фильтрах или гугл. Хочу лишь сказать, что что такой усилитель должен иметь стандартные наборы регулировок: фильтр НЧ, фаза, subsonic filter.

    Есть так же разница между расчетом «для машины» и «для дома».
    Хочу показать ее на примере программы BassBox, здесь есть две опции:

    Соответственно Automotive используется для расчета в автомобилях. Как известно в салоне авто происходит так называемый «подъем баса» и программы пытаются показать нам, каким он будет(усреднено).
    Например если взять сабвуфер который рассчитан для дома и установить его в авто, то мы должны получить следующую АЧХ в салоне авто.

    На графике видно нереальный подъем, поэтому можнонужно уменьшить объем ящика, для получение адекватного баса, а лучше всего изменить тип оформления на ЗЯ, хоть и динамик подходит для ФИ.

    На графике видно что баса за счет подъема салона хватает с головой, но это усредненные расчеты для точных вам необходимо замерить уровни подъема АЧХ в вашей машине и внести эти данные в программу, тогда можно будет более точно сказать о подъеме баса.
    Но для примера скажу, что когда я рассчитывал себе сабвуфер в машину на динамике JBL W15GTi то хотел сделать максимально компактный ящик, у меня получилось 54 литра(подъем в салоне не измерялся, я использовал опцию программы Bassbox — «Enable 12dB/octave Rise») для 15″ динамика весом в 15кг) довольно таки неплохо. В итоге на слух, я получил оочень много баса, настолько много что когда сидишь в другой машине которая находится перед моей, то кажется что сабвуфер установлен в ней) На ютубе есть несколько видео по моему сабу, можете найти посмотреть если интересно.

    Читайте также  Облачное видеонаблюдение что это такое?

    Допустим купили динамик и на сайте взяли его параметры(не измеряли) и внесли в программу:

    Ну и рассчитали ящик и получили

    42гц по -3дб, неплохо(хотя нужно ниже еще. )

    А потом взяли да и измерили динамик и оказалось что параметры у него такие:

    Выводы делайте сами, не лепите ящик с динамиком — измеряйте!

    Последний раз редактировалось KAMIKAZE; 11.12.2013 в 15:51 .

    Как выбрать сабвуфер и правильно его подключить

    Сегодня мало кому нужны домашний кинотеатр или аудиосистема без качественных низких частот. А самый удобный и компактный способ получить мощные и качественные басы — это сабвуфер. Правда, далеко не все штудируют нюансы использования акустических систем, и поэтому выбирают, подключают или используют сабвуферы неправильно. А мы сейчас расскажем, как надо.

    Почему сабвуфер обязательно нужен?

    Много лет назад самым популярным акустическим оформлением для колонок был обычный закрытый ящик, в который монтировались динамики. Это было просто и удобно, но возникла проблема размера. В таком формате способность колонок «бубнеть» прямо зависит от габаритов корпуса, чем больше — тем ниже. И это не всегда удобно.

    Чтобы отказаться от огромных колонок-гробов в пользу более компактных аналогов, производители стали применять фазоинверторное оформление. С ним за счет использования низкочастотного резонанса можно усиливать басы в сравнительно небольших корпусах.

    Так около четверти столетия назад сформировался классический стандарт — стереопара (т.н. 2.0), когда в комплект акустики входят две колонки с фазоинверторами. Этот стандарт по сей день популярен, но с начала-середины нулевых начинают набирать популярность другие 2.1(стерео+ сабвуфер), 5.1 (квадро+центр+сабвуфер), 7.1, 9.1 и т.п., где первая цифра — количество каналов, а вторая указывает на наличие сабвуфера (или нескольких).

    Не только ради трюков с причёсками

    Когда эксперты проводили исследование по психоакустике, оказалось, что на частотах ниже 150 Гц человеческое ухо практически не ощущает разделения каналов. А это значит, что разделять их стоит для средних и высоких частот, а для низких можно использовать один усилитель и одну отдельную низкочастотную колонку — сабвуфер.

    Такая схема получалась дешевле, проще и удобнее, особенно в стеснённых условиях. В схеме с одним сабвуфером получилось ещё раз уменьшить габариты колонок, например, для удобного размещения на столе. Габаритный сабвуфер же при этом можно было размещать в любом удобном месте, потому что восприятие басов практически не зависит от места размещения их источника.

    На какие характеристики смотреть

    Кроме субъективных ощущений от звука сабвуфера нужно обращать внимание на некоторые характеристики. Главные критерии:

    Частотный диапазон большинства сабвуферов от 30 Гц до 150 Гц, редкие устройства способны воспроизводить 20 Гц, звуки ниже — это уже инфразвук, который большинство людей на слух не воспринимают. Иногда условно выделяют три субдиапазона — глубокий (от 20 до 40 Гц), средний (от 40 до 80) и высокий (от 80 до 150 Гц). Что интересно, для более дорогих моделей характерен более узкий диапазон до 80-90 Гц, потому что более высокие звуки уже способны воспроизводить хорошие «колонки-кричалки» (сателлиты). В некоторых бюджетных случаях верхней границей частотного диапазона могут быть 160-180 Гц и выше (и ничего хорошего в этом нет, потому что на этих частотах сабвуфер уже будет выбиваться на фоне звука стереосистемы в целом).

    Рекомендуемая мощность усилителя.

    Параметр указывается для пассивных сабвуферов. В активных вместо него используется просто мощность (RMS/DIN) или мощность НЧ усиления (RMS/sub RMS/low-out RMS).

    Частота разделения (или частота среза).

    Это частотный порог, выше которого кроссовер (устройство, которое распределяет частоты) начинает подавлять сигнал. Например, если частота среза равна 120 Гц, то сабвуфер будет воспроизводить звук ниже 120 Гц.

    Чувствительность — эффективность превращения мощности в звук. Если чувствительность высокая, то даже не слишком мощный усилитель позволит получить большее звуковое давление (SPL) — т.е. громкость.

    Сабвуфер Burmester S8

    Габаритные размеры и масса.

    Габаритные размеры и масса. Справедливо считается, что чем тяжелее динамик, тем выше его мощность, потому что для мощных динамиков нужны тяжелые магниты. Еще одно неписаное правило гласит о том, что чем больше колонка, тем лучше звук — это в полной мере относится к сабвуферам, хотя фазоинверторы позволяют уменьшить габариты без ущерба для НЧ-диапазона. Габариты следует особенно внимательно учитывать в стесненных условиях современных квартир.

    Иногда имеет значение также акустическое оформление сабвуферов — именно от него будут зависеть габариты, громкость и некоторые особенности в звучании. Самый распространённый способ — фазоинверторные сабы. Они очень компактные и имеют самый высокий КПД, этот тип подходит почти всем.

    Притязательные аудиофилы часто предпочитают «закрытый ящик» (как правило, очень велик, так как не имеет фазоинвертора), считается, что такие системы вносят меньше всего искажений. Характерный пример современного закрытого ящика — сабвуферы REL (компания специализируется исключительно на выпуске сабов). Кроме того, для взыскательных слушателей создают сабы с пассивными излучателями и акустическими лабиринтами, последние характерны для Yamaha — они меньше закрытого ящика, но жутко дорогие и сравнительно редкие.

    Фазоинверторные конструкции бывают и в линейках для особо критичных и предельно избирательных людей с «золотыми» ушами. В таких ФИ-сабвуферах используют специальные технологии, которые частично или полностью устраняют искажения и проблемы, вносимые трубами фазоинверторов — турбулентные потоки, паразитные призвуки. Характерные примеры такого решения — конический рассекатель в акустике Polk и технология HiVeII (High Velocity) в продукции Monitor Audio — специальная нарезка в трубе фазоинвертора, которая ускоряет прохождение воздуха и устраняет турбулентные потоки.

    НЧ-колонки нужна, понятное дело, для НЧ-усиления. Сабвуферы могут быть активными, т.е иметь встроенный усилитель, а могут и не иметь его. Когда речь идет о ресиверах домашних кинотеатров, чаще всего используется отдельный усилитель или активный сабвуфер, для подключения которых предусмотрен отдельный НЧ-выход.

    Для флагманских усилителей, которые рассчитаны на многоканальные системы, например, специальных многоканальные устройства от Burmester или некоторые модели Marantz и McIntosh — вопрос отпадет сразу — в них уже есть выход для подключения пассивного сабвуфера.

    Сабвуфер REL T7i

    Но так бывает не у всех и не всегда, поэтому придется либо использовать параллельное подключение к обычному стерео усилителю, либо СЧ-ВЧ-терминалы на сабвуфере (об этих способах подключения ниже). А можно применять и отдельный низкочастотный усилитель.

    Ещё важна мощность усиления. При чувствительности 85-86 дБ, достаточная мощность (RMS) сабвуфера для комнаты в 30-40 кв.м. составит около 40-50 Вт. При повышении чувствительности будет расти громкость, поэтому понадобится меньшая мощность усиления

    Как правильно подключать сабвуфер

    Чаще всего усилители оборудованы выходными RCA-разъемами, которые позволяют подключать активные сабвуферы. В этом случае всё просто, саб подключается RCA кабелем и всё. В других случаях, как у уже упомянутого Burmester, в комплекте есть специальный модуль НЧ-усиления. Здесь тоже нет особенных проблем, потому что у усилителя есть специальный выход для низкочастотной колонки. Гораздо сложнее, когда для сабвуфера и сателлитов нужно использовать обычный стереоусилитель.

    Сабвуфер Monitor Audio WS-10

    Если на сабвуфере есть выходы для СЧ-ВЧ-стереопары, то стереоусилитель подключается к входу сабвуфера, а стереопара к соответствующему выходу. Если такого выхода в сабе нет, то нужно использовать параллельное подключение к тем же выходам, которые подают сигнал на сателлиты. Как правило, сабвуферы имеют достаточно большое сопротивление и такое подключение не вызывает проблем.

    Поиск места для размещения сабвуфера

    Как ни странно самые ощутимые проблемы с басом возникают не из-за конструктивных особенностей сабвуфера, а в силу акустических свойств помещения, в котором он установлен. Из-за отражения от стен комнаты появляются т.н. стоячие волны, которые ослабляют звучание НЧ при установке саба в некоторых местах.

    Чтобы понять, где ему лучше стоять, нужно включить тестовую запись и переставлять саб до тех пор, пока не услышите лучшее звучание низких частот. Вполне возможно, таких мест будет несколько. Чтобы увеличить площадь расположения саба и уменьшить вероятность появления стоячих волн, есть смысл провести акустическую обработку помещения и закрыть стены в местах первых отражений звукорассеивающим материалом.

    Регулировка кроссовера

    Иногда появляется необходимость увеличить или уменьшить частоту среза, например, когда сателлиты способны воспроизводить более низкие частоты, чем стандартная частота саба. Выше частоты среза сабвуфер будет молчать, и если уменьшить частоту, то его диапазон сократится, а в случае увеличения — станет больше. Для оптимальной настройки обычно выбирают 80Гц, после чего включают тестовый трек и настраивают на оптимальную частоту среза по слуху.

    Используя описанные критерии выбора, способы размещения и настройки сабвуфера можно добиться впечатляющих результатов и сделать звук таким, каким должен быть в вашем понимании. Важно понимать, что качественный бас в домашней системе не имеет ничего общего с бухающими автомобильными сабвуферами. Хороший сабвуфер при правильной настройке не слышно, он становится частью общего гармоничного звучания системы. И вместо того, чтобы увеличивать громкость, вы сможете насладиться высочайшим качеством звучания при любой громкости. Хорошего вам звука и удачных покупок!

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: