Блок управления АПС что это?

Автоматическая пожарная сигнализация (АПС) это технический комплекс для постоянного мониторинга объекта, выявления очагов возгорания или задымления, управления эвакуацией и пожаротушением

Блок управления АПС что это?

автоматическая пожарная сигнализация (АПС)

Автоматическая пожарная сигнализация это неотъемлемый элемент системы безопасности любого объекта с массовым нахождением людей или материальных ценностей. В современных офисах, торговых центрах, магазинах, банках, паркингах постоянно осуществляется мониторинг средствами автоматических пожарных сигнализаций.

Назначение автоматической пожарной сигнализации (АПС)

АПС предназначена для постоянного мониторинга объекта и своевременного обнаружение возгорания.

Дополнительные задачи

  • Определение места возгорания
  • Передача сигнала на пульт МЧС
  • Активация системы пожаротушения
  • Управление инженерными системами объекта (СКУД, вентиляция)

Состав автоматических пожарных сигнализаций

Автоматические пожарные системы представляют собой сложный программно-аппаратный комплекс.

Аппаратная часть автоматической пожарной сигнализации

Извещатели

Электронные устройства, которые обнаруживают отклонения физических параметров в помещении от заданных. К основным контрольным параметрам относятся температура в помещении, задымленность и содержание угарного газа. Значения этих параметров передаются в блок управления АПС.

Кабельные трассы

Используются для передачи информации от извещателей в контрольную панель, также для передачи сигналов от контрольной панели иполнительным устройствам. Также, часть кабельных трасс можно заменить на радиоканал (беспроводные АПС)

Контрольная панель

Микропроцессорное вычислительное устройство которое на основе алгоритмов анализирует информацию от извещателей. При срабатывании АПС включаются программы управления исполнительными устройствами.

Исполнительные устройства

Основные

Световые табло и звуковая сирена, которые подают сигнал о возгорание (задымлении)

Вспомогательные
  • Система оповещения и управления эвакуацией
  • Система пожаротушения
  • Управление СКУД
  • Управление вентиляцией и дымоудаление
  • Интеграция с пультом МЧС

Монтаж автоматической пожарной сигнализации (АПС)

Изучение проекта и рабочей документации

Предварительный анализ предстоящих работ. Подготовка задания на выездное обследование.

Обследование на объекте:

Выезд на объект, изучение особенностей помещений в которых будет выполнен монтаж автоматической пожарной сигнализации.

Закупка материалов и комплектующих:

Закупка и доставка на объект комплектующих и расходных материалов.

Выполнение монтажных работ

  • Прокладка кабельных линий (шлейфов) для пожарных извещателей.
  • Установка пожарных извещателей.
  • Установка приемно-контрольного прибора (блока управления).
  • Подключение питания.

Пусконаладочные работы

  • Тестирование пожарных извещателей
  • Настройка блока управления

Сдача системы в эксплуатацию

  • Оформление документов
  • Обучение персонала

Стоимость автоматической пожарной сигнализации

На формирование стоимости автоматической пожарной сигнализации (системы) влияет много факторов, но основные из них это:

Стоимость установки АПС

Наименование Цена, руб.
Установка приемно-контрольного прибора с подключением электропитания от 500
Укладка кабеля от 10
Установка 1 датчика/оповещателя от 250
Установка ручного извещателя от 250

Отправить заявку

Стоимость комплектующих АПС

Наименование Цена, руб.
Приемно-контрольный прибор (проводной) от 3000
Приемно-контрольный прибор (радиоканальный) от 4000
Проводной пожарный датчик дыма от 500
Беспроводной пожарный датчик дыма от 1 500
Ручной проводной извещатель от 250
Ручной беспроводной извещатель от 1 700
Негорючий кабель от 17

Сроки установки автоматической пожарной сигнализации

На длительность работ влияет несколько факторов, например:

  • Площадь помещения
  • Планировка
  • Тип стен
  • Конструкция и высота потолка

С примерными сроками можно ознакомиться в таблице, для точного определения необходимо связаться с нашими специалистами.

Тип объекта Срок, дней
Магазин до 50 м2 1 — 2
Офисное помещение до 70 м2 1 — 2
Автосервис (СТО) до 800 м2 3 — 7
Салон красоты до 70 м2 1 — 2
Склад до 1000 м2 3 — 5
Производство до 1000 м2 3 — 10
Детский сад 3 — 5
Школа (3 этажа) 10 — 12

Отправить заявку

Обращаясь в компанию «ОПС Краснодар», вы можете быть уверены, что установка автоматической пожарной сигнализации будет произведена в соответствии с ГОСТом и СНИПами, в минимальные сроки и по самой выгодной цене в Краснодарском крае.

Блок управления АПС что это?

I. Что это такое

Несмотря на огромную популярность предыдущей статьи (которую без указания источника информации перепечатал журнал «Мастер 12 V» и куски которой размещены еще на сотне мелких околоавтомобильных интернет – страничек) я решил ее коренным образом переработать.

Итак – иммобилайзер ВАЗ – штатное противоугонное устройство, устанавливаемое на все новые инжекторные автомобили ВАЗ (кроме «классики»). Первоначально, при выходе с завода, все иммобилайзеры находятся в необученном состоянии, то есть с неактивированной функцией защиты. В комплект поставки входит 3 ключа – 2 черных «рабочих» и красный «мастер-ключ» для обучения системы. Обучение, как правило, производится при продаже автомобиля или самостоятельно хозяином авто.

Принцип действия иммобилайзера довольно прост. Он осуществляет обмен данными с блоком управления (ЭБУ), разрешая или запрещая, в зависимости от состояния системы, запуск двигателя на уровне ЭБУ, то есть, без дополнительных блокировок. Разрешение на запуск двигателя производится только после успешной инициализации (считывания) черного ключа. При попытке завести автомобиль, не снятый с охраны, ЭБУ блокирует цепи зажигания и бензонасоса.

Как было уже отмечено, обмен данными между иммобилайзером и ЭБУ происходит по линии диагностики K‑Line, поэтому вывести его из строя или сбить код (!) возможно даже невинным подключением диагностического оборудования при включенном зажигании (испытано на собственном опыте) или помехами от обычного сотового телефона. Так же, при наличии иммобилайзера ни в коем случае нельзя «высаживать» АКБ «в ноль». В этом случае в EEPROM может прописаться хаотичный мусор, и поездки в сервис «на галстуке» не избежать. Довольно продолжительное время сей факт приносил немало доходов мастерским, ибо проблема решалась и до сих пор иногда решается горе – диагностами тривиально просто и прибыльно – заменой ЭБУ на новый при физическом отключении иммобилайзера. Справедливости ради необходимо отметить, что количество отказов и «глюков» иммобилайзеров в последнее время резко сократилось – видимо на ВАЗе все-таки ведется работа по улучшению помехоустойчивости иммобилайзеров, наибольшее количество «глюков» приходится на автомобили до 2001 г. выпуска.

Случаев внезапного отказа иммобилайзеров вследствие программных (именно программных, т.к. случаев выхода из строя иммобилайзеров ничтожно мало) сбоев было настолько много, что ВАЗ разработал в новом ПО программируемую пользователем функцию альтернативного запуска двигателя в случае отказа системы, т.е. контроллер в аварийном режиме разрешает произвести одну поездку при условии заблаговременной активации этой функции и правильного ввода пароля. Активация и ввод пароля из 6 цифр (программирование) производится нажатиями на педаль газа, представьте, сколько раз Вам будет нужно, не сбиваясь, по определенному алгоритму ее надавить, если Вы задумали, например, число « 999999 » :). Впоследствии, при отказе иммобилизатора, можно, опять – таки многочисленными нажатиями на газ, упросить машину завестись. Подробнее об этом извращении для неутомимых и любознательных можно почитать в описании иммобилизатора.

На автомобилях «Шевроле – Нива» и свежих (с 2004 г.в) применен более современный и совершенный иммобилизатор АПС‑ 6 . Устройство функционально аналогично АПС‑ 4 , но в этой системе кодовый ключ встроен в ключ зажигания, а считыватель находится в рулевой колонке. Так же реализован ряд дополнительных возможностей – управление электростеклоподъемниками, задними ПТФ, диагностика иммобилизатора по k‑line. Конструктивно АПС‑ 6 отличается от АПС‑ 4 . Мало того, АПС‑ 6 разных годов выпуска немного отличаются между собой. На фото, приведенном ниже, слева – АПС‑ 6 выпуска 2003 г., справа – 2001 г. Видимо это тот случай, когда «изготовитель оставляет за собой право вносить изменения, не влияющие на работоспособность изделия». Внутреннее устройство иммобилизатора, несмотря на невыкокую стоимость, довольно сложно. Он представляет собой микроконтроллер на базе PIC 16 C 65 B, схему K‑Line для обмена данными с ЭБУ по диагностической линии и памятью EEPROM, для хранения кодов обучения. Фото платы АПС‑ 4 . Фото платы АПС‑ 6 с Нивы-Шевроле. Фото платы АПС 6 . 1 (высокое разешение).

Следует также иметь ввиду, что очень часто АПС‑ 6 установлен в корпусе от АПС‑ 4 , т.е внешне блок имеерт маркировку АПС‑ 4 , а на плате маркировка APS‑ 6 .

На автомобилях «Калина» и «Приора» микрочип находится внутри штатного брелка. Брелок так же управляет штатным центральным замком (и штатной сигнализацией). В а/м «Приора» конструктивно иммобилайзер объединен с контроллером стеклопакета, на «Калине» – блок АПС‑ 6 отдельный, расположен за магнитолой.

Подключение АПС к ЭСУД с 55 -пиновым разъемом ЭБУ

К проводке с 81 -пиновым разъемом ЭБУ

II. Проблемы и решения.

Далее описаны методы борьбы с «заглючившим» или сломавшимся иммобилайзером. При обучении иммобилайзер записывает свой код в EEPROM (EEPROM – энергонезависимая флэш – память, сохраняющая данные при полностью отключенном питании) контроллера. В иммобилайзере так же используется EEPROM, в котором хранится информация о двух обученных ключах. В результате обучения получается индивидуальный комплект ключи – иммобилайзер – ЭБУ, работающий только в этом сочетании.

Очевидно, что для отключения иммобилайзера необходимо, что бы он физически отсутствовал и в EEPROM ЭБУ должна отсутствовать информация о наличии иммобилизатора. Проще говоря, необходимо отключить разъем от иммобилайзера и очистить EEPROM ЭБУ.

Иммобилизатор находится: на ВАЗ 2110 прямо над ЭБУ, то есть, для того, что бы добраться до него необходимо открутить боковой щиток; в ВАЗ 2109 с высокой панелью – за панелью приборов, между рулевой колонкой и тем местом, где у карбюраторных находится подсос. На автомобиле Шевроле-Нива доступ к иммобилайзеру (как, впрочем, и ко всему другому) сильно затруднен. Расположение смотрите на фото.

При удалении иммобилизатора не забудьте восстановить линию диагностики – установить перемычку для восстановления связи ЭБУ с диагностической колодкой. Для того, что бы пользоваться всеми остальными функциями иммобилизатора, можно обрезать провода и соединить их, восстановив тем самым K‑line (об этом чуть ниже), а разъем вставить на место.

Метод «оживления» контроллера очень прост – нужно очистить энергонезависимую память ЭБУ от информации, оставленной там иммобилайзером. На практике это выглядит так – от иммобилайзера отсоединяется разъем штатной проводки, если Вам необходимо, что бы сигнал диагностики доходил от ЭБУ до диагностической колодки, необходимо в снятом разъеме установить перемычку между контактами 9 . 1 и 18 . Иммо можно выбросить, а можно и оставить – красиво гасить плафон, в этом случае необходимо отрезать от разъема провода от контактов 9 . 1 и 18 и соединить их вместе. Разъем иммобилизатора при этом установить на прежнее место. Далее, нужно внимательно приглядеться к ЭБУ и выяснить его происхождение.

Если это Bosch M 1 . 5 . 4 , необходимо его вскрыть и установить на место штатного специально подготовленный чип с программой очистки EEPROM ЭБУ и включить на несколько секунд зажигание. После установки на место микросхемы с программой двигатель заведется, если, конечно, дело было именно в этом. Если же В Вашем блоке ПЗУ запаяна, выходов два – либо выпаивать и устанавливать панельку (что неплохо, пригодится впоследствии для Чип – Тюнинга), либо воспользоваться программой COMBISET от US, имеющей функцию очистки ЕЕPROM по последовательному каналу, без перепайки микросхем. Имейте ввиду, что в этом случае необходимо обеспечить адаптеру и ЭБУ надежную общую «землю». Для того что бы пользоваться этой платной программой вовсе нет необходимости в ее приобретении – функция очистки EEPROM полноценно работает и в демо-версии. В 2006 г. на автомобилях ВАЗ появились специальные заглушки на разъем АПС (см. фото), для восстановления связи между между ЭБУ и диагностической колодкой.

Если у Вас Январь 5 . 1 .х или VS. 1 то можно воспользоваться любым бесплатным программатором блоков, скачать специальную программку перезаписи EEPROM, и залить в блок прошивку EEPROM, считанную с «чистого», с необученным иммобилайзером, контроллера. Можно считать старый файл, любым редактором исправить все на #FF и залить обратно, имеющаяся в EEPROM информация практически не несет никакой смысловой нагрузки, если блок работает без иммобилизатора, содержит лишь КС, коэффициент коррекции СО и название прошивки. Несмотря на то, что #FF в EEPROM не разрешает запуск двигателя, ЭБУ при первом

включении, не обнаружив иммобилайзер на линии диагностики, сам прописывает код разрешения запуска. Если Вы пользователь программатора COMBILOADER (или старой версии ECU Programmer) от SMS-Software, убрать иммо из памяти ЭБУ совсем элементарно – нужно считать EEPROM, нажать на кнопку «Удалить Имм» и записать дамп обратно.

В системах Bosch MP 7 . 0 H придется либо пользоваться программой Combiset (c eeprom работает даже demo-версия), либо выпаивать микросхему и программировать на программаторе, поддерживающем этот тип микросхем. При использовании Combiset необходимо подать + питания и массу на контроллер и подключить адаптер как показано на фото:

Может так случиться, что целиком стирать eeprom нельзя, тогда нужно подредактировать дамп по методе Kn: Для удаления записи об иммо достаточно байты с 02 до 07 заменить на FF. После подключения иммо не нужен и на это место очевидно ЭБУ прописывает 0 FD 1 0 FD 1 0 FD 1 . Если после записи FF иммо отключить физически, пишется туда 0 FD 30 FD 30 FD 3 . Если прописать сразу не FF а 0 FD 10 FD 10 FD 1 иммо не мешает больше. Самое интересное – если вписать случайную последовательность на это место, то иммо работает(. ) и прописывает туда ЭБУ снова 005100510051 . Меняются еще байты с 050 адреса и с 070 , это так называемый rolling-code, динамический пароль иммобилайзера.

Новая версия Combiloader ( 2 . 1 . 8 ) кроме штатной процедуры очистки eeprom получила возможность стирать eeprom без удаления данных иммобилизатора.

Вы можете сами проанализировать дампы eeprom и соответствующий статус иммобилайзера.

Если после процедуры очистки EEPROM двигатель завелся, можно рискнуть вновь подключить иммобилизатор. Следует иметь ввиду, что для того, что бы иммобилизатор нормально начал выполнять свои функции, необходимо заново «переобучить» его с помощью красного ключа. Может случиться так, что процедура переобучения не сработает. Тогда есть три варианта. Первый – необходимо выпаять eeprom из иммобилизатора, очистить его с помощью программатора и запаять обратно. Запаять можно также и новую, чистую микросхему. Второй – очистить eeprom с помощью программы А. Соколова (aka Uncle Sam) Combiset, режим очистки eeprom Bosch. Третий – приобрести новый иммобилизатор. Во всех трех случаях иммобилизатор «чистый», т.е способен к программированию с помощью любого красного ключа.

В случае, если ЭБУ меняется на новый, иммобилизатор будет сохранять работоспособность, реагировать на ключи и выключение/включение зажигания, но запуск двигателя запрещать не будет. В этом случае необходимо полностью переобучить иммобилайзер, используя красный и черные ключи. Иммо АПС‑ 4 ранних выпусков могли немотивированно «прописаться» во вновь подсоединенный ЭБУ, но эти случаи крайне редки.

После удаления иммобилизатора на автомобилях без катализатора и без регулятора СО (установка СО с компьютера или тестера) необходимо заново отрегулировать СО, т.к область хранения значиения коррекции СО тоже стирается.

Внимание! На автомобилях с системой Микас 7 . 6 (Дэу Сенс) целиком стирать eeprom нельзя – машина даже не заведется.

На автомобилях «Калина» деактивация иммобилайзера приведет к неполной работоспособности штатного центрального замка. Так же при неправильном обучении АПС‑ 6 (ошибках при активации) устройство блокируется. В этом случае единственный выход – запись «чистого» eeprom. Всегда старайтесь сохранять образа eeprom перед, да и после активации.

Назначение выводов иммобилайзера АПС‑ 6

К катушке антенны, в замке зажигания

Дополнительное реле питания стеклоподъемников

Как грамотно на ВАЗ 2110 отключить иммобилайзер

На ВАЗ «десятку» с приходом инжекторного двигателя начали устанавливать иммобилайзер – то есть устройство, с помощью которого блокируется запуск мотора. Однако не так уж редки случаи, когда эту систему нужно как-то заблокировать, обойти. Перед автовладельцем тогда встает вопрос – как на ВАЗ 2110 отключить иммобилайзер?

Виды «защитников»

Есть контактные и бесконтактные (сегодня – более популярные) иммобилайзеры. Первые управляются ключом, для вторых придумали специальный брелок иногда – карточку. Они обычно удачно комбинируются со всеми ныне существующими противоугонными сигнализациями.

ВАЗ оснастил этим устройством лишь модели, имеющие инжектор. Когда ВАЗ 2110 только сходит с конвейера, у его иммобилайзера пока не включена защитная опция. Специально для этого есть так называемый поставочный комплект ключей: два черных по цвету – это те, которыми в дальнейшем будет пользоваться владелец, и один – красного цвета мастер-ключ, с помощью которого «обучают» иммобилайзер, то есть – активируют его функцию защиты. Как правило, «обучение» выполняют работники автосалона во время предпродажной подготовки автомобиля. Но это можно сделать и самостоятельно, зная, как это работает.

Первые, устанавливаемые на ВАЗ 2110 противоугонки назывались АПС-4. Более совершенные – АПС-6, появились чуть позже. Считывающая часть располагается в рулевой колонке, а код находится в ключе зажигания. Кроме того, АПС-6 можно использовать да того, чтобы управлять электростеклоподъемниками, задними противотуманками.

Иммобилайзер АПС-4 с набором ключей

Нередки случаи, когда иммобилайзер АПС-6 находится в старом корпусе (видать, корпусов наделали на годы вперед). В таком случае на корпусе стоит цифра 4, но на самой плате должна быть надпись APS-6. Кроме того, выпускаемые в разные годы, даже микросхемы с такой маркировкой могут немного отличаться.

Принцип работы

Основа работы иммобилайзера ВАЗ 2110 – это обмен информацией между ЭБУ и самим устройством. При этом срабатывает либо разрешение на запуск двигателя, либо блокировка цепи зажигания вместе с топливным насосом, без чего машину не заведешь, соответственно — никуда не поедешь. Таким образом, без инициализации именно ключа данного автомобиля, двигатель не запускается.

Когда нужно отключение?

Существует несколько причин, по которым может понадобиться отключение иммобилайзера:

  • во-первых, данный вид защиты случается с браком (вернее – конструкторской недоработкой) еще с завода. Особенно – у первых ВАЗ 2110, на которые устанавливался иммобилайзер. В машины более позднего выпуска добавили даже опцию альтернативного запуска движка в обход защиты. Срабатывает это только на один раз таким образом: если система «заглючила», нужно ввести индивидуальный цифровой шестизначный пароль, затем активировать опцию, нажав на педаль газа положенное количество раз. Причем, проделать это нужно шесть раз. К примеру, ваш пароль – 155999. Вы должны нажать на газ 1 раз, чуть подождав – пять раз, чуть подождав – еще 5 раз, затем – трижды по 9 раз с перерывами. Если через какое-то время «глюк» случится снова, автомобиль получится завести, если повторить то же количество нажатий на газ. Об этой функции можно больше узнать в инструкции, полагающейся для каждого иммобилайзера;
  • во-вторых, при полной разрядке аккумулятора компьютер может запомнить это как ошибку, и не давать двигателю запуститься. Электронный блок управления мотором и противоугонка обмениваются информацией диагностической линией K-Line, поэтому, лишившись питания, воспринимают это как ошибку;
  • в-третьих, ЭБУ может его заблокировать по ему одному понятным причинам, в которых обычному автолюбителю так просто не разобраться. К примеру, можно легко сбить код, подключив оборудование для диагностики в то время, когда зажигание включено. И даже, казалось бы, невинный включенный мобильный телефон может «сбить» иммобилайзер (особенно, первых выпусков);
  • еще система может попросту сломаться.

То есть причин для того, чтобы отключить иммобилайзер, много. Но нельзя просто выдернуть разъем, и считать, что дело сделано. На такое действие ВАЗ 2110 откликнется отключением всей системы запуска двигателя. Здесь нужно знать некоторые правила, чтобы следовать им.

Правила отключения

Чтобы отключить иммобилайзер своими руками, нужно вначале отсоединить разъем от защиты – так сказать, дать сигнал о физическом отсутствии иммобилайзера, а затем стереть данные о нем из флеш-памяти ЭБУ. Но это для многих, вероятно – понятно в теории, но совершенно не ясно, как это проделать на практике.

Еще одно: отключение устройства, когда оно произведено несанкционированно или неправильно, приводит к блокировке автомобиля. И все – уже никто никуда не едет, нужно «цеплять галстук» или заказывать эвакуатор и отправлять ВАЗ 2110 к специалистам в сервис.

Но выход есть! Даже два варианта выхода.
1. Обрезка проводов. Производится она так:

  • отыскиваем блок управления иммобилайзера, который обычно находится примерно на уровне магнитолы за центральной консолью;
  • нащупываем рукой и снимаем разъем с блока;
  • оказывается, что данный разъем содержит множество контактов, а точнее — двадцать;
  • необходимо отсчитать из разъема сначала девятый, затем – восемнадцатый провода и отрезать их. Затем – соединить вместе и заизолировать;

Замкнутые 9 и 18 провода в разъеме

2. Перепрошивка своими руками (перепрограммирование). Обойдется это дешевле, чем замена блока управления ВАЗ 2110. Необходимое оборудование:

  • компьютер;
  • паяльник;
  • ПАК-загрузчик программатор.

Затем нужно проделать такую работу:

  • снимаем, разбираем ЭБУ;
  • находим разъем контролера, подключаем к нему ПАК-загрузчик, считываем заводскую прошивку (ее расширение BIN);
  • так же считываем через разъем EEPROM;
  • сохраняем на компьютере считанную заводскую прошивку;
  • в ЭБУ через разъем закачиваем чистую EEPROM;
  • отсоединяем загрузчик, собираем контролер, устанавливаем на место.

Если мы имеем дело с Bosch M1.5.4, нужно его вскрыть, а затем можно самостоятельно, своими руками установить на место штатного подготовленный нами чип с ЭБУ. Затем буквально на пару секунд включить зажигание. Если дело было в программе, то после установки микросхемы двигатель заведется.

Если в блоке автомобиля ПЗУ запаяна, то придется или же выпаивать ее и производить чип-тюнинг, или же воспользоваться специальной программой COMBISET с функцией очистки EEPROM через разъем, не перепаивая микросхему.

ПЗУ в блоке иммобилайзера

Кроме того, для ВАЗ 2110 можно приобрести специальные заглушки, подходящие на разъем АПС. Они восстанавливают связи между диагностической колодкой и ЭБУ.

Существует версия ПО Combiloader (2.1.8). При ее помощи можно, кроме обычной очистки EEPROM, стирать EEPROM, не удаляя данные иммобилайзера. То есть, если вы очистили EEPROM, и двигатель запустился, можно попробовать снова подключить иммобилайзер. Но для нормальной работы следует заново повторить «обучение» с использованием красного ключа.

Система АПС

АПС – автоматическая пожарная сигнализация, основное устройство, отвечающее за обнаружение очага возгорания с последующей подачей сигнала на пульт централизованного управления пожаротушением. Система автоматической пожарной сигнализации устанавливается во всех помещениях, без нее объект не может быть сдан в эксплуатацию. АПС считается частью комплекса пожарной безопасности, от качества работы которого зависит масштаб человеческих и материальных потерь. На крупных предприятиях может быть установлена АПС и ОПС, то есть охранно-пожарная сигнализация, совмещающая функцию охраны и защиты от огня.

  1. Из чего состоит АПС?
  2. Виды и устройство автоматической пожарной сигнализации
  3. Взаимодействие АПС с другими системами

Из чего состоит АПС?

Система АПС – это комплекс приборов управления и шлейфов беспроводной связи, на которых устанавливаются пожарные извещатели.

Автоматическая пожарная сигнализация и системы оповещения включают:

  • автоматические и ручные извещатели;
  • контроллер или приемно-контрольный прибор с несколькими линиями защиты;
  • прибор управления;
  • релейный блок;
  • блок резервного питания;
  • оповещатели;
  • световые указатели.

Основная нагрузка в системе ложится на датчики-извещатели.

  1. Тепловой. Реагирует на изменение температуры и определяет скорость ее нарастания. Обязателен для установки в местах для курения, а также в помещениях при условии большой концентрации запыленного воздуха.
  2. Дымовой. Реагирует на твердые и жидкие продукты горения. Устанавливается вблизи потенциальных источников тепла. В рабочем положении контроллер двухпроводной линии связи настроен на числовые значения уровня концентрации задымленности помещения. Критические пороги задаются для каждой зоны отдельно.
  3. Пламени. Реагирует на электромагнитное излучение или на тлеющий очаг. Обязателен для установки в помещениях для хранения горючих веществ и материалов, а также в столярных цехах.
  4. Комбинированный. Часть системы мониторинга АПС, срабатывающая на несколько факторов пожара.
  5. Газовый. Срабатывает на повышение концентрации углекислого и угарного газа и водорода. Устанавливается в сложных производственных условиях.

В АПС входит устройство обработки информации – прибор приемно-контрольный охранно-пожарный, основными характеристиками которого считаются:

  • информационная емкость или количество линий. Может быть от 8 до 64 шлейфов;
  • информативность, измеряемая в количестве извещений, которые выдает система. Может быть от 8 до 16 извещений;
  • способ контроля – адресные или аналоговые датчики;
  • тип каналов связи – проводные или радиальные.

Для автономной работы сигнализации устанавливается блок питания, который обеспечивает подачу энергии при перебоях.

Виды и устройство автоматической пожарной сигнализации

По типу формируемого сигнала средства автоматической пожарной сигнализации делятся на три группы:

  1. Безадресные (пороговые). Считаются самыми простыми АПС, представляют собой электронный прибор в виде нескольких датчиков, объединенных в один шлейф. Приемно-контрольный прибор анализирует ток на линии с извещателями. ПКП преобразуют импульсы с датчиков и изменяют состояние всего шлейфа, для которого предусмотрено два положения: «Нормально» или «Пожар». Несмотря на простоту монтажа и обслуживания этого вида АПС, система имеет ряд недостатков: малая информативность, ложное срабатывание, отсутствие автоматического контроля работоспособности датчиков. Чтобы обнаружить место возгорания, при безадресных АПС необходимо провести обход территории. На фото ниже — схема пороговой АПС.

  1. Адресно-опросные с адресными извещателями. ПКП определяет каждый датчик, благодаря чему можно максимально точно выявить место возгорания с одновременной диагностикой работоспособности извещателя. Плюс системы – установка датчиков на одной линии, что упрощает монтаж и обслуживание. Устанавливается на объектах с большими площадями.
  2. Адресно-аналоговые. Анализируют контролируемые параметры в постоянном режиме. Данные сравниваются с граничными величинами и в динамике изменений. Это позволяет избежать ложных срабатываний и повышает вероятность определения очага возгорания.

По видам исполнительных устройств и использованию веществ для пожаротушения АПС подразделяются на 4 типа:

  1. Газовые, принцип работы которых состоит в вытеснении кислорода из зоны горения с одновременным тушением пожара. Второй способ – замедление всего процесса путем создания реакции с продуктами горения. Для пожаротушения используется газ.
  2. Водяные с тушением огня струями воды. Активно используются в помещениях с большим скоплением людей: магазинах, офисах.
  3. Аэрозольные с применением аэрозолеобразующих составов. Устанавливают в помещениях с электроустановками, складах для быстро воспламеняющихся жидкостей, на крытых автостоянках.
  4. Порошковые, которые подходят для тушения всех классов возгораний, где невозможно применение воды. Минус таких систем – нельзя использовать для материалов, которые тлеют и горят без воздуха.

Взаимодействие АПС с другими системами

После обнаружения нарушения заданных пороговых значений производится анализ параметров в зависимости от заложенного в систему алгоритма.

Далее формируется тревожная команда и включаются другие системы, задействованные в пожаротушении.

  1. Передача сообщения на пульт централизованного наблюдения или в центр охраны.
  2. Активация системы эвакуации людей.
  3. Включение системы автоматического пожаротушения.
  4. Активация системы разблокировки дверей.
  5. Передача сигнала в систему управления лифтами.
  6. Перевод системы вентиляции в режим нагнетания воздуха для создания избыточного давления по путям эвакуации.
  7. Разблокировка системы дымоудаления.

Монтаж системы АПС производят организации, получившие лицензию на данный вид работ в МЧС. Комплекс сигнализации считается сложной инженерной единицей, поэтому его установка и обслуживание регламентируются строительными нормами и правилами для каждого конкретного вида объекта.

Что такое автоматическая пожарная сигнализация в пожарной безопасности

Автоматическая пожарная сигнализация, сокращенно АПС, является комплексным устройством, которое отвечает за обнаружение очагов возгорания и оповещение об их обнаружении. При этом многие модели связаны с системами автоматического пожаротушения. То есть при срабатывании сигнализации пульт ее управления передает сигнал на насосные установки, которые тут же автоматически включаются.

АПС устанавливается во всех помещениях в независимости от их назначения, что закреплено законодательными актами и инструкциями МЧС. При этом здание не может быть сдано в эксплуатацию, если в ней нет противопожарной сигнализации. Поэтому на стадии строительства разрабатывается проект, где отображается вся схема распределения датчиков, связанных между собой шлейфами (участками кабельных трасс).

Основное требование к автоматическим установкам пожарной сигнализации – своевременное обнаружения пожара и оповещение людей о начавшемся возгорании. И чем быстрее автоматика сработает, тем быстрее произойдет эвакуация с минимальными людскими и материальными потерями.

Необходимо обозначить, что сама АПС не является системой пожаротушения. Она – часть системы пожарной безопасности. Сегодня с внедрением охранных систем видеонаблюдения, производители предлагают комплексный подход к решению сразу двух задач. Для этого АПС подключают к каналам видеонаблюдения. И такую сеть называют охранно-пожарной сигнализацией – ОПС.

Охранно-пожарная сигнализация

Состав и виды АПС

Система автоматической пожарной сигнализации – это комплекс, состоящий из нескольких технических элементов:

  • датчики,
  • кабель,
  • пульт управления, он же контрольная панель,
  • оповещатели разного типа.

Для сигнализации применяют несколько видов датчиков:

  • тепловые, реагирующие на изменение температуры воздуха в помещениях;
  • дымовые, срабатывают от задымленности помещений;
  • световые, реагируют на колебания светового потока (дневного или искусственного);
  • комбинированные, чаще это дымовые и тепловые в одном сенсоре.

Что касается оповещателей, то это или звуковые, или световые приборы. Их чаще используют комбинированно.

Виды пожарной сигнализации

Сегодня производителями и установщиками предлагается три разновидности АПС (пожарной сигнализации):

  • неадресные, они же пороговые,
  • адресные или адресно-пороговые,
  • адресно-аналоговые.

Пороговая

Необходимо сразу обозначить, что сенсоры в автоматической пожарной сети данного типа могут находиться только в двух физических состояниях: норма или пожар. Чтобы перейти от первого ко второму, необходимо, чтобы в конструкции сенсора произошло изменение сопротивления. Именно так и формируется сигнал, исходящий от датчика к пульту управления. Сигнал проходит по шлейфу, в который сенсор был установлен в процессе монтажа.

Но тут есть один нюанс. На одном шлейфе пороговой системы устанавливается до 20 пожарных датчиков, поэтому определить, какой из них сработал невозможно. Панель управления может обозначить номер шлейфа, не более того.

Чтобы увеличить качество автоматизации пороговых АПС, в сенсорные приборы устанавливают добавочное сопротивление. Плюс в конце кабельной трассы монтируется резистор. Таким образом решаются две задачи:

  • появляются условия создания двух дополнительных режимов работы: «внимание» (это когда появляются предпосылки возникновения пожара) и «вероятность пожара»;
  • появляется возможность снизить образование ложных тревог.

То есть сигнализация запускает режим пожароопасности и пожаротушения только, если сработало одновременно не менее двух сенсоров.

Преимущество пороговых систем: простота монтажа, плюс невысокая цена оборудования. Недостатки – сложность обслуживания, высокая вероятность образования ложных тревог, на которые действует немалое количество разных факторов: пыль, конденсат и прочее.

Пороговая АПС

Адресно-пороговая

Автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения данного типа является более совершенной. Все дело в том, что установленный пульт управления запрограммирован на другой алгоритм опроса датчиков. Последним (каждому) присваивается свой собственный уникальный адрес. Поэтому контрольно-приемное устройство отличает каждый прибор, и ни с каким другим его не спутает.

При этом пульт постоянно опрашивает датчики не только на предмет их состояния на пожар, но и на неисправности (конкретные причины). Это удобно в том плане, что обслуживание сводится к минимуму, потому что панель управления сама показывает, какой датчик и по какой конкретно причине не работает. Но и это не все режимы, в которых датчики могут находиться. Кроме «норма», «пожар» и «неисправность» есть и другие режимы, к примеру, «внимание», «запыленность» и прочее. Необходимо добавить, что сенсорные приборы сами переходят из состояния в состояние. Это облегчает определить точное место начала пожара, или какой из них находится в данное время в неисправном состоянии.

В СП5 (своде правил) под номером 13130 есть условия, при которых устанавливается только один датчик автоматической адресно-пороговой пожарной сигнализации.

  1. Если здания или сооружения относятся к пятой категории противопожарной безопасности.
  2. Если технологическое оборудование при запуске может стать причиной возгорания.
  3. Если площадь пожара (планируемая) не больше площади охвата датчиком. Последний параметр указывается производителем в паспорте прибора.

Адресно-пороговая АПС

Адресно-аналоговая

По сути, это адресно-пороговая автоматическая сигнализация. Только в ней заложен более качественный алгоритм обработки данных, которые поступают от датчиков к панели управления. При этом пульт управления фиксирует различные факторы, которые могут изменить показания сенсоров, отсеивая их. А это создает условия избежать практически полностью ложных включений.

К положительным аспектам эксплуатации адресно-аналоговых автоматических систем можно отнести возможность работы при обрыве шлейфа. А последние имеют разнообразные форму и конфигурации подключения и распределения по помещениям. Чаще всего установщики используют схемы кольцо, звезда или шина.

К примеру, если произошел обрыв на схеме кольцо, то система тут же автоматически разбивается на два отдельных участка в виде прямолинейных шин. То же самое касается схемы звезда. Кстати, в шлейфы контурного типа устанавливают изоляторы, срабатывающие от короткого замыкания кабеля. Именно они точно указывают, в каком месте произошел обрыв или замыкание. Именно поэтому к преимуществам АПС данного типа относят простоту обслуживания.

Адресно-аналоговая сигнализация

Обобщение

Выбирая АПС (автоматическую пожарную сигнализацию), проектная организация исходит из требований, которые заказчик предъявляет противопожарной безопасности объекта. При этом основное внимание уделяется надежности приобретаемой системы, ее стоимости, а также стоимости монтажных мероприятий, плюс учитывается регламент на проведение обслуживания. И если при проводимых расчетах надежность системы снижается, то проектировщики выбирают сигнализацию с более высоким уровнем надежности.

Иногда на объектах встречаются условия, которые преодолеть просто невозможно. К примеру, архитектурные конструкции не дают возможность провести прокладку кабелей. Или их монтаж экономически невыгоден. В этом случае проектировщики решают сложные задачи, нередко выбирают радикальные меры, которые и в плане исполнения, и в плане будущего обслуживания автоматической пожарной системы становятся сложными, а подчас невыгодными. Один из таких вариантов – использование для питания сигнализации не проводной ток из сети с переменным напряжением, а постоянный с установкой аккумуляторов. Одна из сложностей заключается в том, что блоки питания придется менять по мере их износа.

Классификация АПС

Автоматические установки пожарной сигнализации и системы оповещения представлены разными типами, которые зафиксированы в ГОСТе под номером Р53325-2012. На фото ниже графически эта классификация показана.

Классификация автоматической сигнализации

На рисунке показано, что к видам передачи информации добавилось еще два подраздела: информативность и информационная емкость.

Что значит информативность. По сути, это количество выдаваемых режимов (или извещений): пожар, неисправность, норма и прочее. Здесь три позиции:

  • малая информативность – до 3 извещений;
  • средняя – от 3 до 5;
  • высокая – свыше 5.

Информативная емкость – это показатель, определяющий количество подключаемых шлейфов и датчиков. Здесь также три позиции:

  • малая емкость – до 5 шлейфов;
  • средняя – от 5 до 20;
  • большая – более 20.

Заключение по теме

В статье рассмотрен один вопрос, что такое АПС в пожарной безопасности. Необходимо отдать должное хорошо работающей сигнализации. Ведь АПС при пожаре сообщает людям, что бедствие началось. И это спасает жизнь.

Алексей Рубанов/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с ремонтом автомобилей. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Алексей Рубанов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Avtoshkola-Rodina.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: