Почему ломается стартер в машине?

Стартер выполняет важную функцию в автомобиле. Если он отказывается от работы, искать причину нужно сразу в нескольких местах.

Почему ломается стартер в машине?

Причины поломки стартера в автомобиле

Звук загибающегося стартера — самое противное, что можно услышать в утреннее время, когда на улице мороз, а ты сидишь в ледяном салоне и опаздываешь на работу. Особенно неприятно, если автомобиль оснащается АКПП и метод толкача здесь не выручит. Звук при поломке стартера может быть разным. Иногда автомобилисты слышат постукивания, недостаточное вращение. Наиболее худший симптом — отсутствие какого-либо звука. Порой ситуация бывает обратной — холодный пуск дается с легкостью, а на горячую стартер не хочет приступать к работе. Рассмотрим, почему такое может происходить и как решать проблему.

Для начала вспомним, что такое стартер и какую функцию он выполняет в автомобиле. Это электромеханическое оборудование, которое помогает запускать двигатель. Основной частью устройства является обычный электрический мотор. Он не отличается сложным принципом работы. Многие полагают, что для полноценного запуска нужно только раскрутить электромотором коленчатый вал, но это не совсем так. Коленвал для запуска двигателя нужно разогнать хотя бы до ста об/мин. В таком режиме шестеренка стартера должна совершать около тысячи об/мин. После запуска мотора коленчатый вал развивает 1000 об/мин, а шестеренка доходит до 10 тысяч. От такого интенсивного вращения стартер может просто развалиться, поэтому специалисты предусмотрели в конструкции обгонную муфту, которая также называется бендиксом. Ее устройство несложное — 2 втулки во время включения стартера приводят в движение ролики на пружинах. После запуска мотора, ролики не способны клинить втулку, из-за чего ротор прекращает вращение. На словах весь процесс очень сложный, на деле — отключение стартера от мотора очень простое.

Еще одна важная часть в стартере — втягивающее реле. Оно предназначено для выполнения сразу нескольких задач. После того, как подается ток, соленоид продвигает бендикс к маховику, а после этого включает электрический мотор. Так реле соединяет бендикс с маховиком и снимает нагрузку с группы системы зажигания. Пусковой ток доходит до 400 А. Если бы в конструкции отсутствовало реле, то замок зажигания не служил бы долго. Однако, даже в такой системе порой возникают поломки. Рассмотрим, почему это может происходить при запуске.

На холодную. В таком случае проблема может заключаться в плохом контакте. Стартер требует очень много тока. Особенно высокое значение можно наблюдать на дизельных двигателях, где для вращение требуется больше усилий. При плохой работе стартера на холодный пуск нужно сначала проверить массу и широкий провод с плюсом, который идет на стартер. Можно также попробовать запустить стартер, замкнув при помощи железки контакты втягивающего реле. Если во время процесса стартер запустился, то проблема точно кроется в проводке. Еще одна проблема может заключаться в износе электромотора. Обмотка внутри может коротнуть. Есть способ провести диагностику неполадки без снятия стартера. Нужно ударить по механизму чем-нибудь тяжелым — если после этого он заработал, то проблемы может заключаться в щетках.

Если автомобиль старый, то элемент может прекратить функционировать из-за скопившейся грязи. Периодически следует проводить очистку элемента. Еще одна вероятная причина — износ бендикса. Через определенное время ролики внутри начинают приходить в неисправность. В таком случае стартер вращается, а маховик стоит на месте. Еще одна интересная причина — поломка магнитов. Они не ломаются, а просто отпадают.

На горячую. И в этом случае нужно изначально проверять проводку. Но самой распространенной причиной является перекос якоря стартера. Это случается из-за износа опорных втулок. Якорь встает криво, из-за чего щетки не могут прилегать на 100% к коллектору. В таком случае стартер начинает потреблять намного больше тока. Здесь владельцу нужно проводить капитальный ремонт — менять щетки, втулки. Иногда есть смысл просто купить новый стартер.

Интересно, что стартер очень редко перестает работать в один момент. Как правило, он сигнализирует о поломке задолго до полного отказа — запускается через раз, крутит мотор медленнее. Если еще несколько причин, из-за которых исправный стартер может не запускаться — поломка замка зажигания и износ венца маховика.

Итог. Стартер выполняет важную функцию в автомобиле. Если он отказывается от работы, искать причину нужно сразу в нескольких местах.

Не крутится, не вертится: почему перестаёт работать стартер и как его отремонтировать?

Звук умирающего стартера – это самое отвратительное, что можно услышать утром, сидя в холодной машине (если случайно не включить «Русское радио»). Особенно если машина с АКП и «с толкача» её не завести. Звук может быть разным: щелчки, очень вялое и натужное вращение, а ещё хуже не услышать вообще ничего. Иногда бывает обратная ситуация: холодный мотор запускается легко, а «на горячую» стартер работать отказывается. Почему так бывает? Потому что стартер – это тоже железка, и она тоже может сломаться.

Просто электромотор

Коротко напомним, что такое стартер. Стартер – это электромеханическое устройство, служащее для запуска двигателя внутреннего сгорания. А основная часть этого устройства – обычный электромотор. Принцип его работы описывать не стану: школу, надеюсь, смогли закончить все, а там про электромотор на уроках физики рассказывали подробно.

Раскрутить электромотором коленвал ДВС – это ещё не всё, что нужно для удачного пуска. Есть небольшая сложность: коленвал для пуска мотора нужно раскрутить хотя бы до 100 оборотов в минуту, для чего шестерня стартера должна делать приблизительно 1000 оборотов. После пуска мотора коленвал вращается в среднем со скоростью около 1000 оборотов (а в мороз – и больше), при этом шестерня стартера, находясь в зацеплении с венцом маховика, раскрутится до 10 000 оборотов. Стартер от такой скорости вращения якоря (ротора) просто развалится. Поэтому у этого электромотора есть ещё одна деталь – обгонная муфта, которую называют бендиксом. Устроена она просто: две втулки при включении стартера клинятся роликами на пружинках, а после пуска мотора, когда скорость шестерни становится больше скорости вращения ротора электромотора, ролики клинить втулку уже не могут, вследствие чего мотор не в состоянии передать вращение на ротор стартера. Может быть, на словах звучит сложно, но на самом деле устройство, «отключающее» стартер от мотора, элементарное.

Следующая необходимая деталь стартера – это втягивающее реле (по сути – соленоид). Оно выполняет сразу несколько функций. Сразу после подачи тока соленоид через вилку подводит бендикс к венцу маховика, а затем через медные контакты («пятаки») включают сам электромотор. Таким образом втягивающее реле не только обеспечивает соединение бендикса с маховиком, но и разгружает контактную группу замка зажигания. Пусковой ток очень большой – порядка 400 А, так что если бы не реле, жизнь замка зажигания была бы не слишком длинной.

После пуска мотора водитель отпускает ключ (или кнопку), напряжение на втягивающем реле пропадает, и пружина возвращает его сердечник на место. При этом размыкаются контакты электромотора, а бендикс отходит от венца маховика.

Теоретически, всё довольно просто. Бывают, правда, и некоторые другие виды стартеров. Например, на стартерах старых автомобилей втягивающего реле не было, поэтому стартер включался педалью: грубо говоря, нога водителя это реле заменяла, толкая бендикс и замыкая контакты стартера путём нажатия на педаль. А ещё есть династартер (по сути – генератор постоянного тока, стоящий прямо на коленвале) или пневмостартер. Но это не наша тема. Что же может пойти не так? Рассмотрим две классические ситуации: стартер не работает «на холодную» и стартер не работает «на горячую».

Холодно

Так как стартер – это электромотор, то ничто электромоторное ему не чуждо. Само собой, речь о плохом контакте.

Как я уже говорил, стартер потребляет большой ток. Особенно на дизельных машинах, моторы которых крутить сложнее из-за более высокой степени сжатия (а значит, компрессии и сопротивления при сжатии). Не зря, например, на ранних МАЗ-200 с 12-вольтовым оборудованием стартер работал всё-таки от 24 вольт (при пуске мотора две 12-вольтовые АКБ соединялись последовательно). Правда, впоследствии от этой схемы отказались и перевели этот МАЗ на 24 вольта полностью, но всё же.

Итак, плохой контакт. Первым делом нужно проверять массу и толстый плюсовой провод, идущий на стартер. В крайнем случае можно попробовать включить стартер добровольно-принудительно, замкнув подходящей железкой контакты на втягивающем реле. Главное, не замкнуть плюс на массу стартера. Если стартер в ходе этой процедуры ожил, то, скорее всего, виновата именно проводка к нему.

Про то, что причиной полного молчания стартера может быть разряженная АКБ, говорить не буду – это совсем уж элементарно.

Следующая частая причина отказа стартера крутить холодный мотор – это износ самого электромотора. Как правило – щёток или обмоток якоря. Кроме того, обмотки могут и закоротить. Есть способ проверить эту неполадку, не снимая стартер. Достаточно ушатать стартер чем-нибудь достаточно тяжёлым. Если после этого он заработает, почти точно пришла пора менять щётки.

Читайте также  Разъем аукс для чего в машине?

Если машина старая, то стартер может перестать работать из-за скопления в нём продуктов износа щёток или прочей пыли и грязи, которые в него всё равно попадают в ходе эксплуатации. Иногда достаточно всего лишь хорошенько его почистить, и он снова будет работать. Правда, недолго, поэтому уж если стартер с машины снят, не мешает провести его подробную дефектовку, чтобы не снимать его каждые две недели.

Менее вероятная, но тоже частая проблема – это износ бендикса. Со временем ролики его механизма изнашиваются, становятся тоньше и клинить втулку уже не способны. Обычно в этом случае стартер крутится, но не крутит маховик. Звук характерный, ошибиться трудно. Впрочем, почти такой же звук будет издавать стартер, в котором есть механические неполадки, которые не дают подвести бендикс к маховику. Например, сломалась или сильно изношена вилка. А может быть, есть неполадки во втягивающем реле. Скорее всего, будет проще снять стартер, разобрать его и проверить состояние всех элементов: гадать тут можно долго.

Наиболее экзотическая причина молчания стартера – это неисправность магнитов статора. Ну, как неисправность… Они иногда просто отваливаются. Этим грешат, например, белорусские стартеры, которые стоят на многих наших вазовских машинах. Теоретически отвалившийся магнит можно обычным суперклеем приклеить обратно на статор. Но при этом важно не перепутать полярность магнитов.

Кстати, у любителей реанимировать стартер молотком (см. выше абзац про изношенные щётки) эти магниты отлетают заметно быстрее. А если они уже приклеены кем-то суперклеем, то нужно помнить, что после высыхания этот клей обычно становится хрупким, и «ремонт» стартера молотком с приложением усилий к статору гарантированно приведёт к потере магнитом своего места. Так что увлекаться этим не стоит, и если уж занялись ремонтом статора, то проверьте и щётки.

Горячо

Перейдём ко второй части Марлезонского балета: отказа стартера работать на горячем двигателе. Как ни странно, но начинать надо опять с проводки. Вероятно, где-то контакт может уходить из-за изменения температурного зазора. Ну, а владельцы Жигулей точно помнят, что если такое происходит, нужно чистить или менять «пятаки» стартера. Всё-таки температура при искрении с таким током может доходить до тысячи градусов, так что плавятся контакты на ура. Ну или прикипают, что тоже бывает.

А вот наиболее распространённая поломка имеет более сложный и системный характер. Коротко – это перекос якоря стартера. Происходит это из-за износа опорных втулок якоря (или подшипника, если он есть). В этом случае якорь встаёт наперекос, и щётки уже не могут полноценно прилегать к коллектору, а сам якорь может задевать магниты статора. И вот тогда стартер будет потребять очень много тока (можно оплавить клемму аккумулятора или сжечь плюсовой провод, который идёт на стартер), сама АКБ будет очень сильно разряжаться в момент работы стартера, а крутиться при этом он будет еле-еле даже с живой АКБ. Тут потребуется уже достаточно серьёзный ремонт: замена щёток, втулок якоря и проточка коллектора. А если стартер недорогой, то будет проще его заменить новым. Конечно, речь не идёт про некоторые иномарки, запчасти на которые стоят неоправданно дорого. Там есть смысл заняться ремонтом. И повторю ещё раз: не надо пытаться экономить на спичках. Менять нужно всё, что выглядит уже изношенным. Хотя бы по той причине, что на некоторых машинах снять и поставить стартер обратно сложнее, чем родить в поле тройню.

Конечно же, при таком ремонте желательно проверить и все остальные механизмы – бендикс и втягивающее реле. Их обычно не ремонтируют, а ставят новые – ремонтировать в них нечего.

Наверное, стоит поделиться ещё одним наблюдением: стартер редко перестаёт работать сразу и окончательно. Обычно он сначала хиреет и ленится – срабатывает не с первого раза или начинает крутить мотор медленнее. В этом случае лучше сразу подумать о его неизбежном ремонте. Если же стартер перестаёт работать вдруг и сразу, стоит сначала обратить внимание на проводку.

Кроме того, есть ещё две причины, по которой стартер не работает, хотя сам по себе может быть вполне исправным. Первая – это неисправность замка зажигания. В нём подгорает контактная группа, и замок просто перестаёт включать стартер.

Вторая причина – это износ венца маховика. Конечно, ресурс стартера почти всегда ниже, чем ресурс маховика, но в жизни бывают злые шутки. Так что если слышен странный скрежет или нет зацепления бендикса с маховиком, не всегда в этом виноват стартер. Ну а если зубцы венца сильно покрошены или изношены, они могут добить и сам бендикс. В запущенном случае, когда встают «зуб на зуб», может сгореть и стартер. Так что приходится помнить, что стартер – это всего лишь элемент пуско-зарядной системы, за состоянием которой нужно следить не менее тщательно, чем за системой охлаждения или тормозами. Как ни странно, машина любит не только смазку, но и ласку тоже. Ну и хотя бы чуточку внимания со стороны её владельца.

Распространенные проблемы и причины поломки стартера авто

Любой механизм со временем становится, все более подвержен поломкам. И автомобиль не исключение. Какие-то детали служат по нескольку лет, а некоторые нуждаются в ежегодной профилактике или замене.

Стартер является самым активным компонентом в электрической составляющей любого автомобиля. Поэтому, диагностика и профилактика данного агрегата актуальны не только для транспортных средств с большим пробегом, но и для тех машин, которые были приобретены недавно. Ведь только благодаря своевременным действиям специалистов станции технического обслуживания можно избежать поломок, ведущим к серьезным финансовым затратам, пишут СМИ.

Назначение стартера

Стартер является электродвигателем постоянного тока и предназначен для запуска двигателя автомобиля. При этом он проворачивает коленчатый вал, что обеспечивает сжатие рабочей смеси для последующего рабочего движения цилиндров. Стартер состоит из четырех полюсов и якоря, а также двух положительных и двух отрицательных щеток. При включении агрегата возникает электромагнитное поле, под действием которого происходит вращение якоря. Габариты и масса стартера невелики, но при этом с его помощью приводится в движение вся поршневая группа двигателя. Поэтому срок эксплуатации данного агрегата в три раза меньше, чем у двигателя любого транспортного средства.

Распространенные проблемы стартера

Чаще всего проблемы стартера носят лавинообразный характер: выявленная неверно поломка может повлечь целую массу проблем, которые будут следовать одна за другой. Так, имеющийся дефект в цепи электропитания приводит к тому, что агрегату не хватает мощности, чтобы полноценно выполнить свою работу и провернуть массу железа, которая на него нагружена. Итогом при этом может стать электрическая дуга, которая возникает между коллектором и щетками, что становится причиной сгорания пластин коллектора.

Долгая прокрутка стартера провоцирует чрезмерный разогрев обмотки, а также интенсивный износ втулок. В этом случае, оплавляются ламели якоря или выгорает изоляция. Касаемо втулок, которые являются направляющими подшипниками агрегата, следует отметить, что если они неисправны, то происходит разбалансировка якоря, которая, в свою очередь, ведет к множественным поломкам, начиная от корпуса стартера и заканчивая маховиком.

Современные автомобили оборудованы стартером с редуктором, который служит для более эффективного запуска двигателя. Но, несмотря на это существует достаточно причин, которые могут вывести данный агрегат из строя, будучи при этом мелкими поломками. Давайте рассмотрим подробнее варианты, при которых возможен самостоятельный ремонт.

Конечно, для начала следует уточнить, из каких частей состоит стартер и как они взаимодействуют между собой. Итак, в комплектацию стартера входят следующие детали:

  • корпус;
  • статорная обмотка;
  • якорь;
  • бендикс (привод стартера);
  • втягивающее реле;
  • вилка;
  • щетки.

Работа стартера заключается в том, что при повороте ключа зажигания, на втягивающее реле подается нужное количество напряжения. Далее, происходит замыкание контактов реле, и напряжение подается на обмотку статора, возникает электродвижущая сила ( ЭДС ), создающая электромагнитное поле. В результате этого, происходит вращение якоря. Одновременно с замыканием контактов в реле задействуется втягивающая обмотка, что приводит вилку, выталкивающую бендикс в движение. Шестерня бендикса входит в сцепление с маховиком, что дает возможность запустить двигатель.

Причины поломки стартера

Теперь рассмотрим возможные неисправности и отказы, которые потенциально могут возникнуть в стартере: все то, что способно помешать выполнению заложенных в него функций.

1. Довольно распространенной причиной, которая провоцирует отказ работы стартера, является плохой контакт провода соединяющего обмотку статора стартера и втягивающее реле.

Данный дефект устраняется довольно просто, хотя многие владельцы автомобилей игнорируют данную проблему. Это может привести к тому, что полностью выйдет из строя втягивающее реле. Здесь важно помнить, что данная часть стартера выдерживает большие нагрузки. А так как клемма выполнена из меди, при запуске агрегата происходит местный нагрев, который увеличивается тем больше, чем дольше проводится запуск. Подобная ситуация может привести к тому, что поступающий ток расплавит контакты и вызовет различные неисправности.

Читайте также  Как отформатировать флешку после видеорегистратора?

2. Следующая по степени распространенности причина, способная вызвать поломку стартера является плохой контакт провода, проводящего питание от аккумуляторной батареи к агрегату.

Хотя причина и устраняется довольно просто, как правило, многие водители о ней забывают и начинают искать поломку в самом стартере. Конечно, при таком подходе, агрегат, даже после проведения ремонтных работ, двигатель запускать не будет, так как проблема заключается не в нем, а в некачественной заделке провода.

3. Отказ стартера при запуске двигателя может спровоцировать и такая причина, как недостаточная затяжка крепления стартера к двигателю.

Данный дефект также поддается самостоятельному ремонту. Здесь необходимо дотянуть гайки до полного упора.

4. Износ втулок стартера также может стать причиной отказа работы агрегата. Такая проблема возникает при длительной эксплуатации данного элемента, без проведения своевременной профилактики.

Конструкция стартера такова, что расположенный в нем якорь вращается во втулках. Эти детали выполняются из металлографитного сплава и необходимы для защиты вала якоря от износа при вращении, а также, для защиты передней и задней части корпуса стартера. Длительная эксплуатация агрегата без проведения профилактических работ становится причиной того, что износ втулок приводит к поломке всего механизма. Для замены втулок особого мастерства не требуется, именно поэтому, данная процедура может быть выполнена водителем самостоятельно. Для устранения поломки необходимо всего лишь снять стартер с автомобиля, разобрать его и впрессовать втулки в место их расположения.

5. Причиной неисправности агрегата может стать износ или поломка зубьев шестерни бендикса. Такой вариант считается достаточно редким, но все же, и он встречается.

Поломку, связанную с износом шестерни бендикса устранить не сложно. Для этого стартер следует разобрать, после чего заменить неисправный бендикс на новый.

Кроме перечисленных выше причин, способных спровоцировать отказ в работе стартера, существуют и более серьезные. Если после самостоятельной проверки причина неполадок в работе стартера не была обнаружена — рекомендуем доверить дальнейшую проверку профессионалам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Причины выхода стартера из строя и ремонт неисправностей

Сложно представить для водителя большее разочарование, чем то, когда при повороте ключа стартер не реагирует. Этому может быть довольно много причин, как довольно поверхностных, типа отсутствие контакта, так и поломка самого стартера. Для человека, хорошо изучившего систему запуска своего автомобиля и имеющего немалый опыт, найти причину такой поломки не составляет особого труда. Новичку же придется помучиться чтобы выявить и исправить проблему.

Нужно понимать, что в процессе запуска двигателя участвует 3 основных элемента: аккумулятор, который является источником энергии для стартера, провода, обеспечивающие соединение элементов зажигания, и стартер.

Рассмотрим основные причины того, что автомобиль перестал заводиться, и способы решения распространенных проблем со стартером.

Проверяем исправность аккумуляторной батареи

Чаще всего именно проблемы с аккумулятором приводят к тому, что автомобиль заводится с проблемами или вообще не заводится. Так что первым делом нужно проверить именно его.

Как понять, что проблемы именно в этом агрегате? Нужно руководствоваться следующим:

  • Если стартер не крутит, втягивающая щелкает, но больше ничего не происходит, при том, при этом на приборной панели затухают лампочки – это прямое указание на проблемы с аккумулятором;
  • Вместо одного щелчка, может происходить целая серия, которая также сопровождается затуханием ламп на приборах. Причина та же – слабый заряд или неисправности в аккумуляторе;
  • Если при повороте ключа не происходит вообще ничего, это тоже может быть по причине отсутствия заряда в АКБ. Чтобы проверить, так ли это, нужно попробовать включить фары или какой-нибудь электроприбор. Если они также не включаются, то очевидно, что проблема именно с аккумулятором.

Соединения проводов

Частой причиной проблем в работе стартера является отсоединение каких-либо соединений, отвечающих за его работу. При больших нагрузках на автомобиль, большом пробеге, подобные неполадки происходят довольно часто.

  • Перегорание силового провода, соединяющего реле со стартером;
  • Слабый или загрязненный контакт на каком-либо участке электрической цепи, в которую входит стартер;
  • Проблемы с контактами в замке зажигания;
  • Щеточный узел работает с проблемами;
  • Перегорела обмотка на стартере;
  • Проблемы с контактами во втягивающем реле.

Рассмотрим самые частые поломки подробнее.

Как проверить втягивающее реле

Если при попытке завести автомобиль, стартер не крутит втягивающая щелкает один раз, но не начинает вращаться, нужно тщательно проверить втягивающее реле. На нем имеется всего 3 контакта, 2 из которых большие: выходной непосредственно на стартер и входная с аккумуляторной батареи, и одна малая – управляющая.

Как остановить трещину на стекле и избежать образования новых – узнайте здесь.

Чтобы проверить работу реле, нужно с помощью отвертки или другого металлического предмета соединить большие клеммы. Если после этого стартер начал вращаться, значит проблема была именно во втягивающем реле. Стоит запомнить, что делая такую проверку, надо избегать прикасания к другим металлическим деталям под капотом.

Итак, если стартер после такой операции начал вращаться, то проблема была в том, что контакты в реле обгорели или покрылись грязью. У этой проблемы два варианта решения:

  • Чистка контактов. Можно просто зачистить контакты на клеммах реле и автомобиль еще некоторое время будет заводиться нормально. Но данный вариант не надежен и поможет ненадолго;
  • Заменить втягивающее реле полностью. Правильный вариант, который исправит проблему на длительное время. Дело в том, что контакты в реле покрываются специальным защитным слоем, предотвращающем преждевременную эрозию и окисление. Если, как в первом варианте, просто их почистить, то этот слой тоже уйдет и клеммы долго не прослужат.

Износ шестерни бендикса

В конструкции бендикса стартера имеется специальная шестерня, которая находится в контакте с маховиком двигателя. При ее включении и выключении происходит резкий контакт с зубьями маховика. Это приводит к тому, что после некоторого промежутка времени зубья постепенно стираются, а могут даже просто поломаться.

Помочь в этом случае может только замена вышедшей из строя шестерни.

Проблемы со щетками или обмоткой стартера

Срок службы щеток довольно небольшой и если стартер перестал заводится, а они давно не менялись – стоит проверить и это. Из-за изношенных щеток обмотка просто не получает необходимого напряжения со стороны аккумулятора. Это приводит к тому, что в ней не возникает необходимого магнитного поля и вращения не происходит.

Изнашивание втулок стартера

Без проведения своевременной профилактики и регулярных ремонтов, износ втулок в конструкции стартера также является причиной отказа его от работы.

Якорь вала, расположенный в стартере, вращается во втулках. Они выполняют роль его от быстрого износа, ведь он постоянно вращается и испытывает трение. Также втулки играют защитную роль для передней и задней частей корпуса стартера.

Если длительное время агрегат не подвергался никаким профилактическим работам, то постепенный износ втулок может стать главной причиной выхода его из строя.

Чтобы исправить эту неполадку, нужно снять стартер с автомобиля, полностью его разобрать и установить новые втулки. Их нужно хорошо впрессовать на посадочное место.

Недостаточно хороший крепеж стартера

Абсолютно незначительная, но все же встречающаяся проблема – стартер недостаточно крепко затянут. Из-за этого его сцепление с двигателем ухудшается он и отказывается нормально работать. Решение проблемы очень простое – нужно крепко затянуть гайки, на которых присоединен стартер.

Смотрите, что делать если не крутит стартер

Так почему же почему плохо крутит стартер? Суммируя все вышесказанное, нужно отметить, что в большинстве случаев отказ стартера от работы объясняется довольно просто и исправить неполадки не составляет большой проблемы. Нужно тщательно пройтись по всем пунктам, начиная от проверки исправности аккумуляторной батареи и проводки из электрической цепи питания стартера, и заканчивая его снятием с автомобиля и полной проверкой внутренней структуры.

Такие проблемы, как обгоревшие щетки и обмотка, слизанные зубья шестерни бендикса и поломанные втулки, могут быть не единственными проблемами в агрегате. Чтобы найти и исправить причину неисправности, нужно полностью разобрать устройство и тщательно осмотреть все его составляющие детали. Проблемы могут быть с якорем, вилкой в приводе бендикса, замыкания на обмотке – всего перечислить просто невозможно. Внимательный осмотр же сразу покажет, в чем была неисправность.

Стоит помнить, что постоянные техосмотры, профилактические работы и мелкие ремонты помогут сохранить работоспособность любого агрегата автомобиля максимально долго и ремонт раньше времени просто не потребуется.

    Вы здесь:
  1. Главная
  2. Уход за автомобилем

Рассмотрим все возможные неисправности стартера которые делятся на электрические и механические, каждая из них имеет определенные симптомы, благодаря которым достаточно легко определить род поломки. Так же расскажем как опрелить неисправность стартера.

Содержание:

  1. Принцип работы стартера и его устройство
  2. Электрические причины неисправности
  3. Механические неисправности
  4. Как определить неисправность стартера
  5. Часто задаваемые вопросы

Стартер представляет собой тяговый электродвигатель постоянного тока. С помощью него заводится двигатель автомобиля.

Поэтому в случае неисправности этого узла завести машину будет сложно или вообще невозможно.

Читайте также  Зона пои на антирадаре что это?

Также нужно помнить, что проблемы с запуском не всегда возникают по вине стартера.

Причиной могут служить также вышедший из строя или разряженный аккумулятор, неполадки в системе подачи топлива.

Но хороший автомеханик легко определит в чем дело.

Принцип работы стартера и его устройство

Стартер – это электродвигатель с приводом, обеспечивающим его соединение с ротором двигателя. Через него устройство раскручивает мотор внутреннего сгорания.

Поршневая группа приходит в движение, происходит компрессия и воспламенение топливной смеси в камере сгорания. После этого двигатель начинает работать самостоятельно.

Современные стартеры достаточно просты по устройству.

Они состоят из нескольких деталей:

  1. Корпус с обмотками статора.
  2. Носок корпуса (не на всех моделях).
  3. Бендикс.
  4. Ротор.
  5. Втягивающее реле.
  6. Щеточный узел.
  7. Задняя крышка.
  8. Вилка.
  9. В некоторых моделях также имеется редуктор, увеличивающий скорость вращения шестеренки бендикса.

Чтобы завести мотор, первым делом водитель включает стартер поворотом ключа в замке зажигания, запуская следующую цепь процессов:

  1. При замыкании контактов на замке, в него подается ток на втягивающее реле стартера.
  2. В реле возбуждается магнитное поле, которое втягивает в корпус шток, сжимая при этом пружину.
  3. На конце штока находится контактная пластина из меди, с силой прижимающаяся к медным контактам, один из которых подсоединен к обмоткам электродвигателя стартера, а второй – непосредственно к плюсовому выводу аккумулятора.
  4. При замыкании контактов на обмотки подается ток и ротор стартера приводится во вращение.
  5. Одновременно с замыканием контактов, втягивающее реле с помощью вилку выдвигает вперед бендикс, шестеренка которого входит в зацепление с зубцами на венце маховика. Маховик раскручивается, поршни приходят во вращение и двигатель запускается.
  6. Чтобы после начала работы двигателя стартер не стал тормозить двигатель, бендикс имеет устройство, позволяющее вращаться ему только в одном направлении, проскальзывая в другом. Это позволяет маховику свободно крутиться, обгоняя вращение бендикса.
  7. После выключения стартера поворотом ключа, подача тока на обмотки реле прерывается, магнитная сила исчезает. Шток возвращается в обычное положение под воздействием обратной пружины, что приводит к размыканию питающих контактов стартера и выводу шестеренки бендикса из зацепления с венцом маховика.

Электрические причины неисправности

При неисправностях этого типа свидетельствует о том, что стартер или совсем не крутится или вращается неохотно.

Первым делом нужно проверить следующее:

  1. Наличие полной зарядки аккумулятора.
  2. Контакты от АКБ и на «массу» хорошо затянуты.
  3. Все провода, идущие от стартера не перебиты, на них нет замыкания.
  4. На стягивающее реле поступает напряжение и есть «масса».

Если при повороте ключа не слышно щелчка втягивающего реле, то на него не идет напряжение, пропала масса или реле вышло из строя.

Если щелчок есть, но стартер не крутится или делает это медленно, а АКБ хорошо заряжен, то деталь придется снимать для проверки и разборки.

Самые частые электрические неисправности:

  1. Изношенные, неплотно прилегающие к коллекторному кольцу щетки.
  2. Выгоревший коллектор.
  3. Неисправность втягивающего реле.
  4. Замыкание или обрыв обмоток статора или ротора.

Изношенные щетки, нуждающиеся в замене.

Электрические проблемы решаются путем замены поломанного узла. Отремонтировать обмотки, реле, ротор можно, но стоить это будет намного дороже, чем замена.

Механические неисправности

В основном механические проблемы проявляют себя тем, что стартер работает, но коленвал не вращается.

Однако есть одно исключение – изношенные вкладыши подшипника скольжения.

В этом случае может исчезнуть зазор между ротором и обмоткой статора и стартер перестанет вращаться вообще.

Эта поломка определяется после снятия узла – достаточно попробовать – не ходит ли в носке вал ротора.

Если вращение есть, но на коленвал оно не переделается, виноваты могут быть следующие детали:

  • Сносились ролики в зажимном устройстве бендикса.
  • Износились зубцы шестеренки бендикса.
  • Сломалась подающая вилка.
  • На венце маховика двигателя обломалось несколько зубцов.

Проблема с маховиком определяется по скрежету при запуске. Особенно характерно, когда маховик приходит во вращение и тут же перестает крутиться с возникновением скрежета.

Часто проблема в износившейся вилке, которая соскочила со своего места и не выдвигает бендикс вперед.

На стартер подается мощный ток, поэтому пятаки контактов подвергаются значительному воздействию искровой коррозии.

Через некоторое время их поверхность выгорает, со временем приводя к отсутствию контакта.

Подгоревшие пятаки контактов.

Подгоревшие контакты – самая распространенная причина того, что стартер перестает крутить или то вращается, то нет, при этом реле исправно срабатывает.

Для ремонта нужно:

  • Снять крышку реле, для этого нужно выкрутить крепеж, удалить гайки на медных болтах, также понадобится распаять контакты и развальцевать корпус отверткой.
  • С помощью наждачной бумаги тщательно очистить выгоревшие контакты.
  • При сильной коррозии контакты чистятся при помощи наждачного круга или нуждаются в полной замене.
  • Контактную пластину на штоке достаточно повернуть гладкой обратной стороной.

Иногда случается ситуация, когда стартер не отключается, а продолжает работать несмотря на разомкнутые контакты в замке зажигания.

Это происходит по вине:

  • Заедания втягивающего реле.
  • Слипшихся контактов на реле.
  • Рычага привода (заевшего, слетевшего с креплений).
  • Обратная пружина ослабла или сломалась.

Для починки придется глушить мотор, и снимать узел для разборки.

Обычно о скорых проблемах со стартером можно узнать заранее, если быть внимательным.

О будущей поломке могут свидетельствовать следующие симптомы:

  • Включить стартер удается только после нескольких поворотов ключа. При этом звук втягивающего реле слышен. Пора чистить подгоревшие контакты.
  • Стартер с трудом крутит маховик, при этом аккумулятор исправен и хорошо заряжен. Скорее всего стерлись щетки, выгорел коллекторный узел или из-за выработки подшипника появилось биение ротора.
  • При выключении питания стартера он не сразу выходит из зацепления с маховиком. Причинами могут быть износившиеся зубцы шестерни маховика или бендикса, а также ослабшая возвратная пружина.

Как определить неисправность стартера

Большинство поломок стартера достаточно легко определяются по характерным признакам.

Для удобства наиболее распространенные неисправности узла и их симптомы сведены в таблицу:

Симптомы неисправности Суть проблемы Причина появления
Стартер исправно крутится, но маховик стоит на месте

Часто задаваемые вопросы

Какие у стартера могут быть неисправности?

Ответ: Все поломки делятся на электрические и механические. Электрические связаны с окислением и подгоранием контактов, замыканием в обмотках, обрыве кабелей.

Основные 5 механических следующие:

  1. Износ щеток.
  2. Износившиеся втулки подшипников.
  3. Поломка бендикса.
  4. Заедание бендикса в винтовой нарезке на якоре.
  5. Ослабшая возвратная пружина или соскочившая вилка подачи бендикса.

Когда менять стартер?

Ответ: Стартер – узел, хорошо поддающийся восстановлению. Меняют его обычно, когда ремонт уже проводился не раз, а количество поломок становится излишне частым.

Также пора купить новый, если:

  • На корпусе или крышках появились трещины или сколы.
  • Заклинил ротор.
  • Сгорела обмотка статора.

Почему не вращается стартер?

Ответ: В первую очередь нужно проверить аккумулятор – часто виноват он из-за недозаряда, недостаточной плотности электролита, его утечки, старения пластин.

В самом стартере самые частые причины – это:

  • Окисленные клеммы на батарее и подсоединении к стартеру.
  • Замыкания в обмотках статора или ротора.
  • Поломка втягивающего реле.
  • Заклинивший ротор.
  • Чрезмерный износ втулок.
  • Критический износ щеток.

Как понять, что щетки износились?

Ответ: Обычно при изношенных щетках стартер начинает работать нестабильно, включаясь после нескольких попыток, причем даже заработав, он может внезапно перестать работать.

Иногда слышны треск или небольшой стук, от стартера немного пахнет гарью. Реле срабатывает, что определяется по характерному щелчку, но стартер остается неподвижным.

Как понять, что износились втулки?

Ответ: На снятом стартере попробуйте пошевелить вал на носке. Если износ есть, то вал будет чуть ходить из стороны в сторону.

Также появляются следы задевания ротора за обмотки стартера. В особо запущенных случаях якорь могут сгореть статор и якорь.

Иногда якорь заклинивает и не проворачивается вообще или сделать это можно только со значительным усилием.

Не пытайтесь сами поменять втулки, для этого нужен опыт. Даже минимальный перекос приведет к тому, что ротор будет тяжело вращаться и стартер быстро сгорит после ремонта.

Стартер то вращается, то нет. Почему это происходит?

Ответ: Обычно такое поведение связано с неисправностью втягивающего реле, а точнее в подгоревших щетках контакта.

Проверить это очень легко. Достаточно замкнуть контакты стартера напрямую, например, отверткой.

Только не забудьте поставить автомобиль на нейтральную передачу, иначе машина поедет. Вторая возможная причина – сильный износ щеток.

Заключение

Стартер в зависимости от модели имеет ресурс 70-200 тысяч километров общего пробега автомобиля, зависит он от состояния двигателя, электросистемы.

Ресурс может быть серьезно продлен при условии периодической профилактики и немедленного облуживания узла при появлении первых признаков неисправности или ненормальной работы.

Алексей Рубанов/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с ремонтом автомобилей. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Алексей Рубанов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Avtoshkola-Rodina.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: